Новые автомобили занимают все большую долю в общей структуре продаж, что свидетельствует о постепенном обновлении автомобильного парка на рынке. Однако экспортный потенциал автомобильной промышленности Казахстана остается нереализованным, поскольку поставки автомобилей в Россию, рынок новых автомобилей которой примерно в восемь раз превышает рынок Казахстана, сокращаются.

По итогам первого полугодия 2025 года в Казахстане было продано более 104 000 новых автомобилей, что на 26,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Казахстанского автомобильного союза. В июне было продано более 19 000 автомобилей, что на 16,2% больше, чем в июне 2024 года.
По данным Казахстанского автомобильного союза, в июне 2025 года лидером продаж стал бренд Hyundai (4116 автомобилей, +17,2% в годовом исчислении), за ним следуют Chevrolet (2228, +22,8%) и Kia (2203, -26%). В пятерку лидеров также вошли китайские Jetour (1493, +125,5%) и Chery (1417, +14,4%). В первом полугодии 2025 года Hyundai продал 24 218 автомобилей (+32,8%), Chevrolet — 13 306 (+66,9%), Kia — 11 319 (-1,7%). Значительный рост продаж продемонстрировали также китайские производители Haval, Geely, Changan и JAC.
В то же время продажи новых автомобилей опережают объемы производства в Казахстане. Согласно прогнозам правительства, в 2025 году производство автомобилей в стране вырастет до 149 000 единиц, что на 5% больше, чем в 2024 году.
Ожидается, что китайские автомобили будут продолжать увеличивать свою долю рынка: например, в 2025 году в Алматы будет запущен мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ) по производству автомобилей Chery, Haval (Great Wall Motor) и Changan. Первыми моделями, запланированными к сборке, станут Chery Tiggo 2 Pro, Haval Jolion, Changan CS55 Plus и Tank 300.
Экспорт автомобилей, произведенных в Казахстане, имеет большой потенциал, особенно с учетом того, что многие бренды ушли с соседнего российского рынка, освободив часть ниши легковых автомобилей, в то время как платежеспособный спрос на автомобили остался.
Что происходит на российском рынке?
В России после ухода западных брендов рынок сместился в сторону китайских автомобилей, которые занимают около 60% сегмента.
В 2024 году в России было продано около 1,57 млн новых автомобилей, что на 58% больше, чем в 2023 году. Сейчас спрос снизился, потому что при относительно высокой процентной ставке россиянам выгоднее держать деньги на банковских депозитах. Однако, по прогнозам, в этом году может быть продано более 1 млн новых автомобилей. Это примерно в пять раз больше, чем в Казахстане.
За последние три года российские автодилеры смогли реструктурировать свои бизнес-процессы и наладить новые каналы поставок, в первую очередь из Китая, а также из Казахстана и других стран. Дилеры в российских регионах смогли довольно быстро адаптироваться к ситуации и реорганизовать свой бизнес. Яркими примерами являются AGAT (Нижний Новгород), KAN AVTO (Татарстан) и КлючАВТО (Краснодар). У них были полупустые автосалоны ушедших иностранных брендов, и они смогли быстро построить новые с нуля.
Нижегородский дилер AGAT исторически развивал свой бизнес исключительно в регионах, обходя стороной два крупнейших города — Москву и Санкт-Петербург, где из-за высокой конкуренции заработать сложнее. Группа делала ставку на массовые бренды: Lada, Kia, Hyundai, Mitsubishi, Ford, Toyota, Geely и Chery. Когда многие иностранные бренды перестали быть доступными в России, AGAT переключился на китайские бренды, которые теперь составляют основу его портфеля.
За последние два года AGAT открыл 86 новых автосалонов и сейчас — с выручкой 158 млрд рублей к концу 2024 года — входит в пятерку крупнейших российских автодилеров. Генеральный директор AGAT Иван Мамочкин ожидает усиления конкуренции среди дилеров на фоне ослабления спроса. «В этом году будет еще более ожесточенная борьба за меньшее количество клиентов, потому что все игроки — как китайские производители, так и российская Lada — стремятся увеличить свою долю рынка или сохранить ее».
Другой российский дилер, KAN AVTO из Казани, предлагает 28 китайских брендов в 32 автосалонах в Татарстане, некоторые из которых производятся в рамках трехстороннего таможенного союза Казахстана, России и Беларуси. По словам президента KAN AVTO Александра Колесова, с момента своего создания двадцать лет назад компания продала около миллиона автомобилей. Она сотрудничает со всеми ведущими мировыми автомобильными брендами из США, Европы и Азии, такими как Chevrolet, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Kia и другими. Она также одной из первых сделала ставку на перспективы китайской автомобильной промышленности, открыв дилерский центр Geely еще в 2020 году.
Еще одним примером сотрудничества между KAN AVTO и китайскими автопроизводителями является бренд Li Auto, который конкурирует с европейскими люксовыми брендами и был очень популярен в России еще до начала официальных продаж, по словам Колесова, чья компания в 2024 году увеличила продажи новых автомобилей на 60% и выручку почти до 900 миллионов долларов.
«Китайская автомобильная промышленность развивается семимильными шагами и навсегда изменила мировой автомобильный рынок. Сегодня немногие в мире могут соперничать с ней по объемам производства, а также по современным технологиям и передовым разработкам», — сказал Колесов.
Несмотря на доступность автомобилей в России, местные жители проявляют интерес к покупке автомобилей за границей, в Казахстане, а СМИ публикуют подробные пошаговые инструкции по покупке автомобилей у производителей, которые покинули Россию после февраля 2022 года. Наибольшим спросом пользуются JAC, Chevrolet, Kia, Hyundai, Skoda, Ravon и Hongqi.
Эксперты считают, что доля китайских автомобилей на улицах Казахстана и России будет продолжать расти. Еще несколько лет назад китайские автомобили были редкостью в этих странах. Теперь, по прогнозу американской компании Automotive Ventures, специализирующейся на инвестициях в стартапы, занимающиеся автомобильными технологиями, к концу 2025 года доля китайских брендов в продажах новых автомобилей в Казахстане может превысить 50%.





Для отправки комментария необходимо войти на сайт.