18+

Понедельник, 17 ноября, 2025
business.auto.ru
ДомойЛонгридКитайские автопроизводители нацелились на Европу

Китайские автопроизводители нацелились на Европу

Доля китайских автопроизводителей на европейском рынке относительно невелика, но ситуация может измениться из-за торговой войны Китая с США и растущей популярности электромобилей на континенте.

Ведущие китайские автопроизводители рассматривают возможность ускорения своей экспансии в Европейский союз за счет активизации строительства новых заводов, а также увеличения производства на существующих предприятиях до уровня, близкого к их максимальной мощности.

Несмотря на укрепление своих позиций на рынке ЕС в последние годы, фактическая доля китайских автокомпаний на местном рынке остается небольшой. По оценкам Jato Dynamics, эта доля составляет всего 2,6%; для сравнения, доля одной только Nissan составляет 2,4%.

Однако эта ситуация может измениться в краткосрочной перспективе из-за продолжающихся торговых войн Китая с США и растущего спроса на электромобили в Европе. Этого можно достичь за счет строительства крупных заводов в ЕС с целью избежать пошлин в размере до 45% на импорт китайских электромобилей, введенных осенью прошлого года.

Частью стратегии китайских автопроизводителей является использование опыта японских и южнокорейских производителей, которые добились успеха в Европе после запуска собственных сборочных заводов на континенте.

Китайский автопроизводитель BYD — одна из компаний, стремящихся занять большую долю европейского рынка новых автомобилей. В прошлом году BYD приступила к строительству крупного завода в Венгрии в рамках своего плана обогнать Tesla Илона Маска в Европе. По данным Reuters, завод стоимостью 4 млрд евро (4,5 млрд долларов) будет иметь максимальную мощность около 200 000 автомобилей в год. Венгерские чиновники заявляют, что производство начнется во второй половине 2025 года.

«Мы начнем наращивание производства в конце 2025 года», — заявила европейский генеральный директор BYD Стелла Ли немецкому автомобильному журналу Automobilwoche. «Первыми двумя автомобилями, которые мы будем производить, будут Dolphin и Atto 3. Эти модели относятся к компактному сегменту, то есть являются электромобилями класса Golf».

С тех пор как BYD, занимающаяся розничной продажей электромобилей, гибридов и подключаемых гибридов, стала доминировать на высококонкурентном рынке электромобилей Китая, она теперь стремится к расширению за рубежом. Согласно собственным данным, в первом квартале 2025 года компания экспортировала рекордное количество электромобилей и гибридов.

Присутствие BYD на рынке США минимально из-за высоких пошлин, а в Европе компания сталкивается с тарифной ставкой 17%, что побуждает ее инвестировать в местное производство, в частности, завод в Венгрии.

По данным Reuters, автопроизводитель также строит завод мощностью 300 000 единиц в Турции, который планируется открыть в середине 2026 года. Китайская компания CATL, крупнейший в мире производитель аккумуляторов для электромобилей, также строит в этой стране завод стоимостью 6,7 млрд евро.

BYD планирует построить и третий сборочный завод, но место пока неизвестно, сообщил Ли Automobilwoche.

Агрессивная экспансия BYD в Европе представляет серьезную угрозу для Tesla, которая собирает электромобили на своем гигазаводе в Германии и считает Европу своим третьим по величине рынком. По данным Tesla, в прошлом году она продала в Европе 327 000 автомобилей, но в первом квартале этого года поставки упали на 37%, поскольку потребители отреагировали на поддержку генеральным директором Маском крайне правой немецкой политической партии.

Между тем BYD заявляет, что ее продажи в первом квартале 2025 года выросли почти на 300%.

Постоянно растущее присутствие китайских автопроизводителей в ЕС вызвало напряженность в отношениях с торговым блоком.  В частности, в мае Financial Times сообщила, что ЕС расследует, получал ли венгерский завод BYD несправедливые субсидии от китайского правительства.

Регуляторы ЕС также выразили озабоченность по поводу доли компонентов, не произведенных в ЕС, в китайских автомобилях, поскольку они состоят из так называемых «разборных комплектов» — готовых компонентов, произведенных в Китае, а затем собранных в Европе. Эта стратегия призвана помочь защитить интеллектуальную собственность, связанную с китайскими технологиями.

BYD — не единственный китайский автопроизводитель с амбициозными планами по расширению в Европе. По данным каталонского правительства, Chery планирует приобрести завод Nissan в Барселоне, который закрылся в декабре 2021 года. Chery также рассматривает возможность производства автомобилей на заводе Volkswagen Group в Германии, но, по данным журнала Electrive, автопроизводитель хочет получить больше информации о затратах, цепочках поставок, профсоюзах и нормативных требованиях.

Что касается других разработок других китайских автомобильных компаний в ЕС, Leapmotor создала совместное предприятие с Stellantis Group для расширения деятельности за пределами Китая. Субкомпактный автомобиль Leapmotor T03 производится с 24 июня на заводе Stellantis в Тыхы, Польша. Компактный SUV B10 также планируется к выпуску в Европе. По данным журнала Highmotor, предпочтительным местом является завод Opel в Айзенахе, Германия, который уже имеет опыт производства полностью электрических SUV через Opel Grandland.

Несмотря на высокую стоимость рабочей силы и энергии, низкую производительность и ограниченную гибкость, Германия считается предпочтительным выбором для китайских автопроизводителей, стремящихся наладить производство в Европе, благодаря своему статусу крупнейшей экономики в Европе и высокой покупательной способности граждан. А поскольку сегмент BEV в стране относительно незаполнен, китайские автопроизводители спешат заполнить его своими предложениями.

Однако, по данным Bloomberg, китайские власти предупредили автопроизводителей страны о необходимости замедлить экспансию в Европе из-за обострения торговых конфликтов и введения тарифов со стороны ЕС. Пекин, как сообщается, также обеспокоен потенциальным избытком производственных мощностей, вызванным нестабильным переходом к электромобилям в Европе и слабым спросом на китайские автомобили в ЕС.

Тем не менее, пока что только государственная Dongfeng Motor Group приостановила планы по потенциальному производству автомобилей в Италии в ответ на эти предупреждения, что было подтверждено итальянскими СМИ, в том числе Corriere della Sera.

Сергей Август
Сергей Августhttp://sergeyaugust.ru
Контент-райтер, SMM-менеджер.
- Реклама -yandex.zen

Популярное