18+

Суббота, 25 января, 2025
business.auto.ru
ДомойАналитикаОбъединятся ли Honda и Nissan?

Объединятся ли Honda и Nissan?

Хотя даже намек на слияние Honda и Nissan привел к росту акций последнего более чем на 20%, более вероятным сценарием является то, что Honda заменит Renault в качестве основного акционера и партнера по альянсу испытывающего трудности автопроизводителя.

Honda заключила соглашение о создании совместного предприятия с Nissan в марте прошлого года, объяснив тогда, что две компании будут изучать возможность совместного использования технологий и капиталовложений. В начале этого года Renault сократила свою долю в Nissan с 43% до 15%, чтобы минимизировать удар по собственным доходам из-за финансовых проблем Nissan.

С тех пор компания Nissan находится в затруднительном положении, объявив о сокращении штата примерно на 9 000 рабочих мест и уменьшении глобальных мощностей на 20 %, поскольку продажи компании в Европе, Китае и Северной Америке имеют тенденцию к снижению.

Nissan, Honda и Mitsubishi — Nissan владеет 34% акций Mitsubishi — объявили в августе, что они будут совместно использовать компоненты для электромобилей, такие как батареи и программное обеспечение для автономного вождения.

Такая модель альянса доказала свою эффективность. Toyota, например, владеет долями в Mazda и Subaru, и выгода от этого заключается в совместном использовании технологий, особенно тех, которые влияют на электрификацию и некоторые автомобильные платформы. Объединив усилия, компании не дублируют друг друга и могут масштабировать капитальные затраты на больший объем продаж.

Альянс между Honda и Nissan также приведет к тому, что три компании будут использовать общие компоненты и системы для всех автомобилей, что приведет к снижению затрат. Генеральный директор General Motors Мэри Барра отметила в этом месяце, что одним из пунктов в списке идей для оптимизации альянса, который рассматривается с Hyundai Group, будут системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. По словам генерального директора, не существует специфического для бренда качества системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Потребители просто хотят, чтобы она была простой и надежной, добавила она, и поэтому обе компании могут сэкономить на расходах.

Всем трем компаниям, работающим по отдельности, не хватает масштаба, по сравнению с конкурентами, что ставит их в невыгодное положение при разработке технологий, капиталовложениях и закупках. По состоянию на 17 декабря рыночная стоимость Honda составляла 39,9 миллиарда долларов. Рыночная стоимость Nissan составляла 7,6 млрд долларов, а Mitsubishi — 4,04 млрд долларов.

Nissan сообщил о глобальных продажах около 3,4 миллиона автомобилей в 2023 году. Мировые продажи Honda составили около 3,9 миллиона автомобилей. Продажи Mitsubishi составили 1,02 миллиона. В отличие от этого, продажи Toyota в прошлом году составили 11,23 миллиона, если не учитывать объемы продаж Mazda и Subaru, на которые можно масштабировать детали и системы.

Отвлекающий и разрушительный процесс

Да, слияние трех компаний приведет к появлению гораздо более крупного автопроизводителя. Но корпоративные издержки, связанные с полномасштабным слиянием, могут оказаться настолько отвлекающими и разрушительными по сравнению с потенциальными выгодами, что Honda, одной из самых хорошо управляемых компаний в отрасли, придется десять раз подумать, прежде чем идти по этому пути.

Honda, яростная независимая компания, долгое время сопротивлялась слияниям и поглощениям и была ограниченным партнером по СП с GM и BMW, в то время как другие автопроизводители создавали гораздо более обширные совместные предприятия.

В результате СП Honda с GM нынешние Honda Prologue и Acura ZDX BEV были построены на платформе Ultium от GM. Но это СП, похоже, так и осталось единственным, если не считать продолжения совместной работы над водородной технологией.

Даже с учетом предложенной реструктуризации Nissan независимость компании находится под вопросом, учитывая ее сравнительно небольшой размер и недостаток капитала бренда. Nissan уже давно является слабым брендом, обычно продающимся со скидкой по сравнению с моделями конкурентов Toyota и Honda. Агентство Fitch Ratings недавно понизило кредитный прогноз Nissan до «негативного», ссылаясь на ухудшение рентабельности, частично из-за снижения цен на североамериканском рынке.

А Honda не в том положении, чтобы брать на себя и переваривать проблемы другой компании. Honda сообщила, что ее прибыль в первой половине апреля-марта финансового года упала почти на 20% по сравнению с годом ранее, поскольку продажи в Китае пострадали.

Затраты и ценовое давление, скорее всего, будут расти, а не снижаться для иностранных автопроизводителей на важном североамериканском рынке, поскольку Дональд Трамп, похоже, намерен повысить тарифы на весь импорт — как на детали и компоненты, так и на готовые автомобили. В то время как Трамп продолжает повторять ложь о том, что иностранные государства платят тарифы, взимаемые правительством США, правда заключается в том, что американские продавцы платят тарифы, а затем, если могут, перекладывают более высокие цены на американских потребителей. И американские потребители демонстрируют сопротивление ценам на новые автомобили, которые в среднем составляют 48 000-50 000 долларов. В Европе также наблюдается сопротивление росту цен.

СП между Honda, Nissan и Mitsubishi позволит компаниям оптимизировать производственные мощности Honda и Nissan в США для снижения тарифов без необходимости строительства новых заводов.

Независимость Honda

В компании Honda глубоко укоренилась культура независимости, берущая начало от ее основателя Соитиро Хонды. Компания гордится тем, что прокладывает свой собственный путь и остается самодостаточной, что проявляется в ее отказе от создания альянсов даже в сложные времена. Слияние с другим автопроизводителем может быть воспринято как компрометация этой яростной независимой идентичности.

Компания была наблюдателем нескольких неудачных слияний, таких как слияние Daimler-Benz и Chrysler, приобретение BMW компании The Rover Group и объединение брендов и компаний в Stellantis.

В культуре Honda большое внимание уделяется инженерным инновациям и совершенству, а долгосрочное техническое развитие часто ставится выше краткосрочной рентабельности. Полномасштабное слияние с другим автопроизводителем может привести к конфликтам по поводу философии разработки продукции или компромиссам в инженерных приоритетах. Руководство и инженеры Honda будут сопротивляться любому смещению акцентов, которое может размыть эту идентичность.

Для Honda затраты на слияние с другим крупным автопроизводителем, скорее всего, перевесят потенциальные выгоды, если учесть ее глубоко укоренившуюся независимость, культуру, ориентированную на инженерные разработки, и приверженность целостности бренда.

Все потенциальные преимущества слияния могут быть реализованы при тщательно спланированном альянсе с возможной инвестиционной долей Honda, чтобы поддержать денежное положение Nissan.

 

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное