Сейчас уже нет сомнений в том, что мировой автопром вошёл в фазу смены парадигмы. Этот новый контекст обусловлен технологическим прогрессом и развивается, в том числе под прессингом «зеленой повестки». Автомобилисты глобально переходят на электромобили, но этот переход сопровождается наличием до сих пор не полностью решённых проблем. Среди них — недостаточный запас хода у таких машин, а также недостаточно развитая зарядная инфраструктура, вопросы утилизации АКБ и многое другое. Окончательное решение этих многочисленных проблем займёт ещё немало времени и станет сложной задачей для всей автомобильной отрасли на мировом уровне.
Ряд тенденций, отмечавшихся во всём мире в прошедшие годы, уже начал влиять на мега-тренды, которые, как казалось ранее, должны были разворачиваться на протяжении нескольких десятилетий. В качестве примера приведу тот факт, что замедление роста мировой экономики в прошлом году, а также усиливающаяся конкуренция со стороны китайских автопроизводителей уже повлияли на рынок электромобилей — динамика его роста замедляется. Судя по последним новостям, многие мировые автопроизводители, такие как Ford, Stellantis и Volkswagen, уже пересматривают свои производственные планы в сегменте электромобилей. Знаковые игроки этого рынка уже не столь оптимистичны в своих прогнозах.
Тренд 1: рынок электромобилей будет и дальше терять динамику роста
Итак, первый глобальный тренд в автомобильной отрасли, истоки которого стоит искать не в 2025 году, а ранее, — это замедление темпов роста продаж электромобилей. В наступившем году продажи «электричек» будут терять динамику. Ещё несколько лет назад электромобили были центральной темой всего мирового автопрома. Продажи таких машин стремительно росли. Но теперь ситуация иная. По скорректированным прогнозам, в 2025 году мировые продажи электромобилей достигнут 18,7 млн ед. Это рост относительно 2024 года, когда было продано 17,4 млн таких машин. Прирост составляет +7,4%. Но рост продаж в 2024 году достигал невероятных 48%! Замедление темпа более чем очевидно.
Да, в разных странах существовали и существуют различные меры, стимулировавшие рынок «электричек». Изменения на таких рынках, разумеется, влияют и на глобальный рынок электрокаров. Возьмём, например, США. Президент Трамп уже заявил о том, что строгие стандарты выбросов вредных веществ будут ослаблены, а налоговая льгота на покупку электромобилей, достигающая 7500 долларов, будет отменена. Всё это напрямую повлияет на продажи электромобилей и обусловит их спад. На фоне таких ожиданий эксперты считают, что в 2025 году продажи электромобилей на рынке США продемонстрируют рост лишь на 6,7% к результатам 2024 года.
«Рыночек порешал», то есть автопром сделал выбор в пользу рационального варианта — гибридов и подключаемых гибридов. Большинство мировых автопроизводителей уже заявили о своём «гибридном» переходе. Именно автомобили с гибридным приводом рассматриваются как оптимальное решение с точки зрения экологичности, экономичности и простоты эксплуатации и обслуживания. Потребители голосуют за такие машины своими деньгами. Например, в Китае в 2024 году по сравнению с 2023 годом продажи подключаемых гибридов выросли на 37%.
Стоит отметить, что замедление продаж электромобилей в 2025 году будет происходить на фоне общего замедления объёмов реализации на мировом авторынке. По разным оценкам, весь рынок вырастет по итогам текущего года только на 1,3%. Такое замедление связано, в том числе, с трудностями на стороне автопроизводителей, которые в условиях сложной рыночной ситуации вынуждены сокращать свои производственные мощности. Усиление конкуренции в целом, подогреваемой активной экспансией китайских автопроизводителей на мировом авторынке, станет одним из факторов, который будет стимулировать образование новых альянсов. Так, например, в декабре 2024 года стало известно, что Honda, Nissan и Mitsubishi ведут переговоры о возможном слиянии. В случае реализации этот союз сформирует третьего по объёму продаж в мире автопроизводителя после Toyota и Volkswagen, а также на него придётся более 25% от всех автомобильных продаж в мире.
Тренд 2: гибриды выходят на авансцену
Рост популярности гибридных автомобилей обусловлен сочетанием нескольких факторов: эффективности работы электрической силовой установки и надёжности традиционного ДВС. Как уже упоминалось, гибриды — это идеальный компромисс между экологией, экономией и простотой обслуживания и эксплуатации. Именно поэтому в 2024 году продажи гибридных автомобилей выросли на 19% к 2023 году, а ожидаемый рост в 2025 году превысит 23%.
В линейках крупных автопроизводителей, таких как Toyota, Hyundai, Kia, Renault, Nissan и других, уже есть широкий ассортимент гибридных автомобилей. Компании BYD, Stellantis и Volkswagen ранее заявили о намерении расширить ассортимент своих PHEV. К 2030 году Hyundai в рамках своей стратегии Hyundai Way объявила о планах увеличить модельную линейку своих гибридов с нынешних семи моделей до 14-ти. Не отстаёт и Toyota, которая продолжает реализацию своей стратегии, направленной на электрификацию модельного ряда, и обещает вывести в продажу в 2025 году сразу несколько гибридных моделей.
В Китае, как известно, ценовая конкуренция среди производителей электромобилей только усиливается на фоне снижения спроса на такие машины. Производители гибридов в более выгодном положении, так как популярность таких автомобилей всё ещё растёт. Примечательно, что на китайском рынке есть гибриды, которые стоят дешевле, чем их аналоги с ДВС или с «чистым» электроприводом. Такое позиционирование, разумеется, работает на популярность гибридных машин.
Тренд 3: высокий спрос на программно-определяемые транспортные средства (SDV)
Эксперты прогнозируют в ближайшие несколько лет активный рост популярности программно-управляемых транспортных средств (SDV). У таких автомобилей критически важные для функционирования и безопасности системы, такие как рулевое управление и система торможения, управляются программой. С точки зрения дорожной безопасности SDV-машины более эффективны, а их оснащение, предусматривающее возможность лёгкого обновления программного обеспечения, делает их максимально адаптированными под быстро изменяющиеся запросы отрасли. По мнению аналитиков, в 2025 году рынок SDV-автомобилей вырастет до 7,6 млн единиц с 6,2 млн в 2024 году. Доля рынка Северной Америки в продажах таких автомобилей составляет 43%, что объясняется пристальным вниманием местных производителей к технологиям программно-управляемых архитектур и интерфейсов.
Тренд 4: переход на новый уровень автономности
В 2025 году мировой автопром ожидает переход от второго уровня автономности к уровню 2,5 или даже 3. Около 40% всех автономных транспортных средств, реализованных в 2025 году, будут оснащены функциями ADAS второго уровня. В то же время на отдельных рынках войдут в коммерческое использование машины с ADAS третьего уровня, особенно это касается немецких автопроизводителей. Mercedes-Benz уже начал широкое использование системы DrivePilot, и BMW вскоре последует за конкурентом.
Тренд 5: Китай сохраняет свои лидерские позиции
Китаю прогнозируют замедление темпов продаж электромобилей, но он сохранит своё лидерство на арене мирового автопрома, оставаясь впереди планеты в сфере электромобилей. Поднебесная уже является крупнейшим рынком сбыта электромобилей с долей более 60% мирового. В 2025 году эта доля увеличится благодаря постоянным инновациям, расширению присутствия на мировом рынке и более доступным моделям. Китайские автопроизводители поставят на европейские и азиатские рынки более 3 млн электромобилей, увеличив свою долю на европейском рынке электрокаров с 9% в 2024 году до 12% в 2025-м.
Очевидно, что в 2025 году Китай продаст больше электромобилей, чем машин с традиционными ДВС, опережая западные рынки по темпам перехода на электромобильность. Ещё в 2020 году в Китае была заявлена цель — к 2035 году продавать электромобили в объёме до 50% от всех автомобилей. Как видно, цель достигнута ранее планируемого срока. Стремительный рост китайской индустрии электромобилей угрожает ведущим производителям Германии, Японии и США.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.