18+

Воскресенье, 16 ноября, 2025
business.auto.ru
ДомойАналитикаПостгарантийный рынок: больше машин «в запасе», короче цикл владения, стареющий парк и...

Постгарантийный рынок: больше машин «в запасе», короче цикл владения, стареющий парк и летний пик пробегов

По данным исследования, проведенного «Автомаркетологом» совместно с аналитическим агентством Gruzdev Analyze, после пика 2021 года движущийся парк легковых автомобилей сократился с 35,5 до 34,2 млн машин (–1,3 млн авто, –3,7%) и уже второй год держится на «плато» около 34,2 млн автомобилей. При этом зарегистрированный автопарк в стране по состоянию на 1 июля 2025 года вырос до ≈46,1 млн машин, то есть его активная часть составляет около 74%. Каждая четвертая машина фактически не участвует в движении: доля «спящего» парка растет, поэтому реальная емкость ОСАГО, ТО, топлива и сервисных услуг ниже, чем кажется из одной только базы регистрации.

Цикл владения резко ускорился. На «общем» рынке сделок (новые автомобили + авто с пробегом) зафиксирована устойчивая обратная связь: минимум продаж (6,11 млн авто) в 2022 году совпал с максимальным средним сроком владения 5,7 года, тогда как максимум сделок (8,04 млн авто) в 2024 году пришелся на минимальный срок 4,3 года. За два года срок сократился на 1,4 года (около –25%), а рынок прибавил ≈+1,93 млн сделок — признак нормализации предложения и активизации обменов. Перевод «срока» с 5,7 на 4,3 года условно увеличивает «обновляемый слой» парка с ~17,5% до ~23% в год (1/5,7 → 1/4,3), что напрямую поддерживает частоту сделок по trade-in, оборот авто с пробегом и потребление сервисных работ при каждой смене собственника. Если макроусловия не ухудшатся, в 2025 году средний срок останется возле 4,3–4,4 года.

Параллельно парк продолжает стареть. Средний возраст вырос с 9,4 до 11,6 года за 2017–2024 гг. (+2,2 года, +23%), а самое быстрое старение пришлось на 2021–2024 гг. (+1,2 года за три года) как следствие провала поставок в 2022-м. Из этого следуют практические последствия для сферы послепродажного обслуживани: растет доля машин старше 10 лет, уменьшается удельный вес гарантийных авто, смещается структура спроса в пользу «тяжелого» сервиса — силовые агрегаты, подвеска, кузов — и увеличиваются средние чеки. По брендовому срезу стареет прежде всего «массовое ядро» — классические Lada и иномарки В-класса (KIA Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus, Renault Logan, Toyota Corolla, Volkswagen Polo), на которых держится парк. «Новая волна» китайских моделей пока молода и заметно замедлять общеcтрановое старение начнет с лагом в 2–3 года — при условии устойчивых продаж новых авто.

Поведение в эксплуатации автомобиля подтверждает яркую сезонность. Динамика среднего пробега показывает плавный рост с февраля к лету и пик в июле–августе, затем резкий спад в конце сентября и низкое плато в октябре–ноябре; в декабре — небольшой предновогодний всплеск. Стоит отметить, что с точки зрения динамики пробега 2022 год — самый волатильный, с глубокой просадкой в третьей декаде сентября и заниженным уровнем до ноября (чувствительность к шокам и ограничениям). А вот 2024 год в первом полугодии был слабее периода 2019/2023 гг. (экономия поездок, меньше дальних рейсов), но с конца июля траектория почти сравнялась с докризисной; декабрь 2024-го выглядел относительно высоким — спрос на поездки смещался к концу года. Для планирования сервиса это означает максимальную загрузку постов и шинных операций в июле–сентябре и «праздничный» всплеск в декабре; наименее загруженные окна — январь и середина осени.

В совокупности эти четыре линии — сжатый движущийся парк, ускорившийся оборот владения, стареющий зарегистрированный парк и летне-осенняя сезонность пробега — формируют тренды постпродажного рынка. Реальный «адресуемый» спрос на сервис задает не весь зарегистрированный парк, а активные 74%, причем доля «спящих» машин растет. Быстрый оборот владельцев добавляет обращений на базовые операции (диагностика перед покупкой/продажей, ТО «на входе»), а старение парка смещает выручку к ремонтам повышенной сложности. Сезонность закрепляет требования к управлению сервисными мощностями: расширение смен на лето, предварительное накопление шин/расходников, и активация маркетинга на «тихих» отрезках.

Подробности об этом исследовании или подробности о других факторах и трендах рынка послепродажного обслуживания вы узнаете из исследования. Заказать демо-версию или связаться по вопросам получения можно по этим контактам.

 

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное