Россияне стали более взыскательны при покупке авто

автовладельцев

В канун 20-летнего юбилея ГК «АвтоСпецЦентр» специалисты компании провели исследование и выяснили, как за последние 20 лет изменились предпочтения российских автовладельцев.

Собственное авто давно стало естественной потребностью для большинства россиян – за последние двадцать лет автомобиль твердо перешел из категории «роскошь» в «необходимое средство передвижения». Изменилось не только отношение к автомобилям в целом, но и отношение к их стоимости, доступности, способам приобретения, техническим характеристикам. Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» проанализировали, как трансформировались предпочтения российских автовладельцев за последние 20 лет.

Купить иномарку в 2018 году с учетом средней ежемесячной зарплаты можно в 5 раз быстрее, чем 20 лет назад

20 лет назад средняя стоимость новых отечественных авто составляла 40-70 тысяч рублей, а зарубежные марки можно было приобрести за 200 тысяч рублей и выше, при средней ежемесячной официальной зарплате в 1500 рублей.

Годовой заработок среднего гражданина составлял в 1998 году около 26% от стоимости российского авто и 8% от стоимости иномарки. Сегодня стоимость нового легкового автомобиля – 1,33 миллиона рублей: отечественные стоят 580–600 тыс. руб., иномарки – 1,55 млн. руб. при средней зарплате жителей мегаполиса – 70 тыс. рублей в месяц. Таким образом, чтобы приобрести иномарку в 2018 году, при условии накопления полной заработной платы, нужно потратить почти два года, а в 1998 году это можно было сделать примерно за 11 лет.

Альтернативой покупки автомобиля за собственные средства был автокредит. В 1998 году кредит на покупку автомобиля россияне брали не только из–за нехватки средств, а рассчитывая на финансовую выгоду – процентная ставка составляла 5–6%. В 2018 году ставки по автокредиту колеблются в пределах 9–15%, то есть выше в 2 раза.

Популярность отечественных автомобилей снижется, россияне пересаживаются на новые авто, среди иномарок корейские бренды уверенно вытесняют «европейцев»

Доля отечественных марок в российском автопарке сейчас составляет 45%. В начале 90-х по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них 600 000, чуть более 5%, представлены моделями зарубежного автопрома. В 2017 году процент импортируемых иномарок составил уже 39%, иномарки отечественной сборки – 22%.

Самой популярной иномаркой в первом полугодии 2018 года стала Kia Rio – на рынке было реализовано 51 558 экземпляров. Второе место занимает Hyundai Solaris с показателем 33 857 штук, на третьем месте – Hyundai Creta – 33 224 тыс. авто. В 1998 году первое место по популярности у потребителей занимали представители немецкого автопрома – Mercedes, BMW, Volkswagen. Среди отечественных авто наиболее востребованы были ВАЗ 2109, ВАЗ 21099.,

Число автомобилей на душу населения выросло в 2 раза; изменились предпочтения автолюбителей: качество важнее цены, ремонт – только в сервисе, срок владения – не более 4 лет

В конце 90-х годов основным критерием выбора авто была цена. Для 80% покупателей дилерских центров ГК «АвтоСпецЦентр» этот фактор в 1998 году был определяющим. В настоящее время по итогам опросов клиентов можно выделить три базовых характеристики, на которые обращают внимание при покупке: преимущественным критерием является качество (45% опрошенных), затем цена (38% респондентов), на третьем месте – безопасность (17% ответов). В конце 90-х, покупатель эксплуатировал автомобиль до 10 лет, сейчас средний срок владения составляет 3–4 года.

Российский автопарк растет с каждым годом. На тысячу россиян в 2018 году приходится 293 легковых авто, а в конце 90-х из того же количества граждан только 130 владели личным автомобилем. На данный момент 30% семей имеют легковой автомобиль, а 14,7% – даже два.

В конце 90–х 28% опрошенных покупателей дилерских центров ГК «АвтоСпецЦентр» планировали ремонтировать авто на станциях техобслуживания. В 2018 году – всего 17% постгарантийных клиентов признались, что иногда обслуживают авто сами, не пользуясь услугами профессионалов.

Автовладельцы стали более требовательными к дополнительным опциям и оснащению автомобилей.

Существенные изменения в техническом оснащении легковых автомобилей за последние 20 лет коснулись систем безопасности: в 1998 году большая часть российских авто не имела подушек безопасности. Даже для иномарок нормой считались две подушки – для водителя и переднего пассажира. Антиблокировочной системой (ABS), оснащались лишь премиальные иномарки. Электронные системы курсовой устойчивости (ESP) в то время только начинали применяться в серийных моделях за рубежом.

За 20 лет ситуация в России и в мире сильно изменилась благодаря независимым краш–тестам Euro NCAP. В 2018 году абсолютной нормой стали ABS и ESP в базовой комплектации практически любого авто. Большинство российских потребителей, а также 57% опрошенных клиентов ГК «АвтоСпецЦентр», учитывают при покупке рейтинг безопасности автомобиля. Наряду с дополнительными подушками безопасности, ABS и ESP популярностью пользуются такие опции, как подогрев сидений и система помощи при парковке.

«По сравнению с 1998 годом купить автомобиль россиянину стало намного проще. Но стоимость эксплуатации выросла, учитывая обслуживание в сервисных центрах и ежегодные страховые взносы. Однако это не останавливает россиян от покупки нового авто, иногда второго в семью. Требования покупателей к качеству выросли – часто нашим менеджерам задают сложные технические вопросы, которые мы не ожидаем услышать от хрупкой девушки, выбирающей себе новый хэтчбек. Россияне стали более взыскательны при покупке авто – на фоне конкуренции на автомобильном рынке это очевидный и предсказуемый тренд», – комментирует Евгений Гришкевич, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр».