18+

Вторник, 22 апреля, 2025
spot_img
ДомойАктуальноеРынок электромобилей и гибридов в России: текущее состояние и мировые тренды

Рынок электромобилей и гибридов в России: текущее состояние и мировые тренды

Российский автомобильный рынок переживает сложные времена, особенно в сегменте электромобилей и гибридных автомобилей. В то время как мировой рынок стремиться переходить на экологически чистые технологии, в России наблюдаются другие тенденции, связанные с инфраструктурными, экономическими и климатическими особенностями. В этой статье «Автомаркетолог» рассмотрит текущее состояние рынка электромобилей и гибридов в России, а также сравнит его с мировыми трендами.

 

Текущее состояние рынка электромобилей и гибридов в России

Рынок новых электромобилей сохранил в феврале тренд на снижение продаж, о чем говорится в данных статистики «Автомаркетолога». В феврале 2025 года продажи электромобилей (BEV) в России упали на 69,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего было продано 619 электромобилей, что значительно меньше, чем в феврале 2024 года (1977 единицы). За первые два месяца года снижение составило 64% (1274 единицы против 3524 ед.).

Среди марок лидером продаж в феврале стал Zeekr с 200 проданными машинами, за ним следуют Avatr (81 единица) и Evolute (73 авто). Топ-5 брендов рынка новых электромобилей вошли в феврале этого года Ora (45 единиц) и «Москвич» (37 машин). Tesla, несмотря на глобальную популярность, заняла лишь 9-е место в февральском топе с 12 проданными автомобилями. Среди моделей лидирует Zeekr 001 (121 проданная машина против 665 ед. годом ранее единиц).  Avatr 11 стал вторым место показав рост на 14% год к году — с 64 до 73 единиц. Объем проданных Evolute I-Pro снизился на 58% — с 149 до 62 единиц, что обеспечило модели третье место. В пятерку моделей также вошли «Москвич 3Е» (37 единиц) и Ora 03 (35 машин).

Популярность гибридных автомобилей

В то же время гибридные автомобили (HEV) демонстрируют более стабильные показатели. В феврале 2025 года было продано 3107 гибридов, что на 42% меньше, чем в феврале 2024 года (5388 единицы). Однако гибриды остаются более популярными, чем электромобили, благодаря своей универсальности и меньшей зависимости от зарядной инфраструктуры.

Как известно, в России пока еще недостаточно развита сеть зарядных станций для электромобилей, особенно за пределами крупных городов. Это делает эксплуатацию чистых электромобилей менее удобной. Гибридные автомобили, напротив же, не требуют зарядки от внешних источников, так как они используют бензиновый двигатель в сочетании с электромотором, что делает их более универсальными.

В условиях холодного климата России гибридные автомобили демонстрируют более стабильную работу по сравнению с электромобилями, у которых в морозы снижается запас хода. Гибриды менее зависимы от температуры окружающей среды, так как они могут использовать бензиновый двигатель в качестве основного источника энергии.

Российский рынок электромобилей ограничен из-за санкций и сложностей с импортом. Многие мировые бренды, такие как Tesla, Volkswagen и другие, либо отсутствуют на рынке, либо представлены в ограниченном количестве.   И наконец, российские потребители до сих пор скептически относятся к электромобилям из-за их ограниченного запаса хода и необходимости частой зарядки. Гибриды воспринимаются как более надежный и привычный вариант.

Ведущие эксперты считают, что российский авторынок пока еще не готов к массовому переходу на чистые электромобили. Именно гибридные авто видятся на настоящем этапе как оптимальное решение для отечественных автовладельцев. И для полноценного перехода на электромобили необходимы не только инвестиции, но и изменение потребительских предпочтений. В то же время мировой рынок показывает, что гибриды остаются важным элементом глобальной стратегии по снижению выбросов, особенно в регионах, где переход на электромобили пока затруднен.

Мировые тренды в сфере электромобилей и гибридов

В Европе гибридные автомобили (особенно plug-in гибриды, PHEV) продолжают набирать популярность. В 2024 году их доля в общих продажах автомобилей составила около 25%. Это связано с тем, что гибриды позволяют снизить выбросы CO2, что соответствует экологическим стандартам ЕС, при этом они не требуют полного перехода на электромобили.

В США гибридные автомобили также остаются популярными, особенно в регионах, где инфраструктура для электромобилей развита слабо. В 2024 году продажи гибридов выросли на 15%. Такие бренды, как Toyota (с моделями Prius и RAV4 Hybrid), продолжают лидировать на рынке гибридов.

В Японии гибридные автомобили остаются крайне популярными благодаря бренду Toyota, который является пионером в этой технологии. Доля гибридов на японском рынке достигают 30%. Интересно, что и в Китае, несмотря на бурный рост рынка электромобилей, гибриды также набирают популярность, особенно в регионах с менее развитой зарядной инфраструктурой.

Гибридные автомобили рассматриваются как промежуточное решение для снижения выбросов CO2 до тех пор, пока инфраструктура для электромобилей не станет более развитой. Многие автопроизводители, такие как Toyota, Hyundai, Kia и другие, активно инвестируют в развитие гибридных технологий, чтобы удовлетворить спрос на более экологичные автомобили.

Примечательно, что по данным Rho Motion за февраль 2025 года, Китай занимает 62% мирового рынка электромобилей. И в некоторых странах китайские электромобили имеют значительную долю рынка:

— Индонезия: 75% рынка электромобилей

— Малайзия (MYS): 52%.

— Швейцария: 42%.

— Сингапур: 26%.

— Ирландия: 9%.

— Финляндия: 2%.

Напомним, что США ввели 100-процентные тарифы на китайские электромобили в 2024 году, чтобы защитить своих производителей от конкуренции. Это решение отражает тот факт, что глобальная конкуренция на рынке электромобилей, где Китай продолжает доминировать, усиливается.

Татьяна Акимова
Татьяна Акимова
Татьяна Акимова — генеральный директор "Автомаркетолога", в прошлом - журналист, бывший главный редактор журналов «Кузов» и «Автокомпоненты», продюсер в продакшене Akolesitsa.
- Реклама -yandex.zen

Популярное