Фредерик Генри Ройс родился в Алвалтоне, Хантингдоншир, недалеко от Питерборо, в 1863 году в бедной семье Джеймса и Мэри Ройс. Он был младшим из пятерых детей. Его отец владел мукомольным заводом, который он арендовал у церковных комиссаров, но бизнес потерпел неудачу, и семья переехала в Лондон. Его отец умер в 1872 году, и Ройсу пришлось пойти работать, продавая газеты и доставляя телеграммы после всего лишь одного года формального обучения.
В 1878 году он начал обучение в компании Great Northern Railway на заводе в Питерборо благодаря финансовой помощи своей тёти. Через три года деньги закончились. После короткого времени работы в компании по производству инструментов в Лидсе он поехал в Лондон и присоединился к Electric Light and Power Company. Ройс переехал в их офис в Ливерпуле в 1882 году, работая над уличным и театральным освещением.
В 1884 году, сэкономив 20 фунтов стерлингов, он вступил в партнёрство с Эрнестом Клермонтом, своим другом, который внёс 50 фунтов стерлингов, и они начали бизнес по производству бытовой электротехники в мастерской на Кук-стрит, Халм, Манчестер, под названием FH Royce and Company.
В 1894 году они начали производить динамо-машины и электрические краны, и FH Royce & Company была зарегистрирована как компания. Компания была перерегистрирована в 1899 году как Royce Ltd с публичным размещением акций и открытием еще одной фабрики в Траффорд-парке, Манчестер.
После спада в торговле после Второй англо-бурской войны и появления растущей конкуренции со стороны кранов и динамо-машин из Германии и США Ройс начал рассматривать автомобиль как потенциальный новый продукт для компании. С его увлечением всем, что связано с механикой, он все больше сосредотачивался на автомобилях и сначала купил в 1901 году небольшой автомобиль De Dion, а в 1902 или 1903 году — двухцилиндровый Decauville модели 1901 года. Это не соответствовало его высоким стандартам, поэтому он сначала улучшил его, а затем решил изготовить собственный автомобиль, что и сделал в углу своей мастерской в 1904 году.
Было сделано ещё две автомобиля. Из трёх, которые назывались Royce и имели двухцилиндровые двигателя, один был передан Эрнесту Клермонту, а другой продан одному из других директоров, Генри Эдмундсу. Эдмундс был другом Чарльза Роллса, у которого был автосалон в Лондоне, где продавали импортные модели, он показал ему свой автомобиль и организовал историческую встречу между Роллсом и Ройсом в отеле «Мидленд» в Манчестере 4 мая 1904 года. Несмотря на то, что он предпочитал трех- или четырёхцилиндровые автомобили, Роллс был впечатлён двухцилиндровым Royce 10 и в последующем соглашении от 23 декабря 1904 года согласился взять все автомобили, которые Ройс мог сделать. Это будут двух-, трех-, четырех- и шестицилиндровые автомобили под маркой Rolls-Royce.
Rolls-Royce 10 HP мощностью 10 л.с. был первым автомобилем, произведённым в результате соглашения от 23 декабря 1904 года между Чарльзом Роллсом и Генри Ройсом и получившим марку Rolls-Royce. Двигатель мощностью 10 л.с. производился компанией Ройса, Royce Ltd., на заводе на Кук-стрит, Халм, Манчестер, и продавался исключительно автосалоном Rolls, C.S. Rolls & Co., по цене 395 фунтов стерлингов (около 62.000 фунтов стерлингов текущими деньгами). Rolls-Royce 10 HP был выставлен на Парижском салоне в декабре 1904 года. Rolls-Royce 10 HP был развитием первого автомобиля Генри Ройса, Royce 10. Он сам был основан на подержанном Decauville, принадлежащем Ройсу, который, как он правильно полагал, сможет улучшить. В частности, Ройсу удалось сделать свою машину значительно тише существующих автомобилей. В отличие от Royce 10, у которого был радиатор с плоским верхом, Rolls-Royce 10 HP имел радиатор с треугольным верхом, который появится на всех последующих автомобилях.
Двигатель представляет собой двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением объёмом 1800 куб. см, увеличенный до 1995 куб. см на более поздних автомобилях, с верхним впускным и боковым выпускным клапанами, основанный на оригинальном двигателе Royce, но с улучшенным коленчатым валом. Выходная мощность составляла 12 л.с. при 1000 об/мин. Автомобиль развивал максимальную скорость 63 км/ч. За коробкой передач был установлен трансмиссионный тормоз, управляемый ножной педалью, и внутренние расширяющиеся барабанные тормоза на задней оси, управляемые рычагом ручного тормоза. Подрессоривание осуществлялось полуэллиптическими листовыми рессорами как на передней, так и на задней оси.
Rolls-Royce намеревался выпустить 20 автомобилей, но было выпущено только 16, поскольку считалось, что двухцилиндровый двигатель не подходит для этой марки. Последние Rolls-Royce 10 HP были произведены в 1906 году. Rolls-Royce не предоставлял кузов. Вместо этого автомобили продавались в виде шасси, чтобы покупатель мог найти собственного поставщика кузовов.
Считается, что уцелели четыре автомобиля: самый старый, автомобиль 1904 года выпуска, шасси 20154, был продан на аукционе Bonham за 3,2 миллиона фунтов стерлингов частному коллекционеру аукционом Bonham в декабре 2007 года; 1905 года выпуска, принадлежит коллекции Музея науки Великобритании и обычно выставляется в Манчестерском музее науки и промышленности; а с 1905 года принадлежит Bentley Motors. Четвертая машина, предположительно находится в частной коллекции.
В 1906 году Роллс и Ройс официально оформили свое партнёрство, создав Rolls-Royce Limited, где Ройс был назначен главным инженером и директором по производству с зарплатой 1250 фунтов стерлингов в год плюс 4% прибыли, превышающей 10.000 фунтов стерлингов. Таким образом, Ройс предоставил техническую экспертизу в дополнение к финансовой поддержке и деловой хватке Роллса. К 1907 году компания уже получала награды за инженерную надёжность своих автомобилей.
С началом Первой мировой войны в августе 1914 года Королевский авиационный завод попросил Rolls-Royce разработать новый двигатель с воздушным охлаждением мощностью не менее 200 л.с. Несмотря на первоначальное нежелание, они согласились при условии, что он будет охлаждаться водой, а не воздухом, поскольку это было экспертизой компании.
Rolls-Royce Eagle был первым авиадвигателем, разработанным Rolls-Royce Limited. 12 цилиндровый двигатель был представлен в 1915 году для удовлетворения британских военных требований во время Первой мировой войны.
Rolls-Royce Eagle оказался одним из немногих авиадвигателей, произведённых союзниками, которые не стали ни производственными, ни техническими провалами. Всего было произведено около 4600 единиц.
Партнёрство закончилось, когда Роллс погиб в 1910 году в результате крушения своего самолёта Wright Flyer.
Чарльз Стюарт Роллс, уже зарекомендовавший себя в автомобильном мире, когда более пяти лет назад, ставши одним из основателей компании по производству автомобилей, добился еще одной заметной вехи в сфере транспорта. Роллс впервые без остановок дважды пересёк Ла-Манш. 32-летний Роллс пилотировал биплан Wright Flyer над Ла-Маншем из Англии во Францию, а затем обратно на родное побережье. Этот исторический полет, который также ознаменовал собой первое пересечение Ла-Манша самолётом в восточном направлении, занял в общей сложности около 95 минут. «Замечательное достижение Мистера Роллса», — гласил заголовок в газете London Standard на следующий день. Уроженец Лондона Роллс был награждён Золотой медалью Королевского аэроклуба за свой подвиг.
Однако чуть более месяца спустя Роллс погиб после того, как его Wright Flyer разбился во время демонстрационных полётов на аэродроме Хенгистбери в городе Борнмут на юге Англии. Катастрофа произошла после того, как у биплана в небе над аэродромом оторвало хвостовую часть. Роллс был первым британцем и только 11-м человеком в мире, погибшим в авиакатастрофе с участием самолёта с двигателем.
Одним из последующих памятников Роллсу стала статуя в городе Монмут в Уэльсе. Наряду с владением родовым поместьем, расположенным к северу от города, семья Роллсов долгое время была крупным благотворителем этого региона. Поэтому городской совет Монмута вскоре после двустороннего пересечения Ла-Манша Чарльза Роллса решил почтить это достижение памятником в его честь. После безвременной смерти Роллса в следующем месяце совет согласился использовать запланированную статую в ознаменование обоих событий. Статуя была открыта в 1911 году на площади Азенкур в Монмуте, и стоит там по сей день. Статуя высотой 2,4 метра изображает Роллса, осматривающего модель своего биплана. На основании статуи написаны следующие слова: «Он был пионером как научного, так и практического автомобилестроения и авиации и первым без посадки перелетел Ла-Манш из Англии во Францию и обратно. Он погиб в результате крушения своего самолёта в Борнмуте 12 июля 1910 года. Его смерть вызвала сожаление во всем мире и глубокую национальную скорбь».
Ройс всегда много работал и был известен тем, что никогда не ел правильно, в результате чего он заболел сначала в 1902, а затем снова в 1911 году. Плохое здоровье вынудило его уехать из Дерби в 1912 году. В том же году он перенёс серьёзную операцию в Лондоне, и врачи дали ему всего несколько месяцев жизни. Несмотря на это, он вернулся к работе, но ему не разрешили посетить фабрику, которая переехала в более просторное помещение, оборудованное по детальным планам Ройса, в Дерби в 1908 году. Чертежи должны были быть лично проверены им, пугающая перспектива с его известным перфекционизмом. У него была вилла, построенная в Ле Канаделе на юге Франции, и ещё один дом в Кроуборо, Восточный Сассекс. В 1917 году Ройс переехал в деревню Уэст-Уиттеринг, Западный Сассекс.
В октябре 1928 года Ройс начал проектирование двигателя “R”, прогуливаясь с некоторыми из своих ведущих инженеров по пляжу в Вест-Уиттеринге, делая наброски идей на песке. Rolls-Royce R, был разработан и изготовлен компанией Rolls-Royce Limited специально для воздушных гонок. Девятнадцать двигателей R были собраны ограниченным тиражом в период с 1929 по 1931 год. Разработанный на основе Rolls-Royce Buzzard, это был 37-литровый V-12 с наддувом, способный производить чуть менее 2800 лошадиных сил и весил 770 кг.
Менее чем через год двигатель “R”, разработанный в его мастерской в деревне, установил новый мировой рекорд скорости полета в 575 километров в час и выиграл Трофей Шнайдера 1929 года. Когда правительство Рамзи Макдональда решило не финансировать следующую попытку в 1931 году, леди Хьюстон, посчитала, что Великобритания не должна остаться в стороне от этого конкурса, и отправила премьер-министру телеграмму, в которой говорилось, что она гарантирует 100.000 фунтов стерлингов, если это необходимо, к расходам, заставившим правительство отменить свое предыдущее решение. В результате Ройс обнаружил, что “R” можно заставить производить больше мощности, и 13 сентября 1931 года гидросамолёт Supermarine S.6B выиграл трофей со скоростью 547км/ч. Позже в том же месяце, 29 сентября, тот же самолёт с улучшенным двигателем летал со скоростью 655,8 км/ч, став первым самолётом, который летал со скоростью более 640 км/ч и побил мировой рекорд скорости.
Помимо рекордной скорости, достигнутой самолётом, с помощью двигателя Rolls-Royce R был также установлен рекорд скорости на автомобиле. Оборудованный двигателем Rolls-Royce R V12 с наддувом мощностью 2300 л.с., автомобиль Campbell-Railton Blue Bird побил рекорд на соляных равнинах Бонневилля в 1935 году, когда им управлял Малкольм Кэмпбелл. Это был первый автомобиль, разогнавшийся до 300 миль в час.
Автомобиль выставлен в Зале славы Alabama Motor Speedway в Талладеге, штат Алабама.
А в 1937 году гоночная лодка Blue Bird K3, оборудованная двигателем Rolls-Royce R установила рекорд скорости на воде, также под управлением Сэром Малкольмом Кэмпбеллом, достигнув скорости 203 км/ч.
В 1931 году Rolls-Royce Ltd. выкупила конкурирующую фирму WO Bentley.
В ночь перед смертью Генри Ройс сел в постели и нарисовал рисунок на обратной стороне конверта, который дал мисс Обин (своей няне и экономке), сказав ей проследить, чтобы “мальчики” на фабрике доставили его в целости и сохранности. Генри Ройс умер, прежде чем рисунок дошёл до Дерби. Это был первый регулируемый амортизатор.
Генри Ройс умер в своем доме Элмстед в Западном Уиттеринге 22 апреля 1933 года. Его кремированные останки первоначально были похоронены под его статуей на заводе Rolls-Royce в Дерби, но в 1937 году его урна была перенесена в приходскую церковь Алвалтона, место его рождения.
“Возьмите лучшее из того, что есть, и сделайте лучше” – Генри Ройс
Рассказ про Генри Ройса был бы неполным, без упоминания некоторых из замечательных автомобилей, созданных компанией Rolls-Royce во время его руководства.
Rolls-Royce Silver Ghost
В 1907 году Клод Джонсон, коммерческий и управляющий директор Rolls-Royce, заказал автомобиль для использования компанией в качестве демонстратора. С номером шасси 60551 и зарегистрированный AX 201, это был 12-й произведённый двигатель мощностью 40/50 л.с. Автомобиль был окрашен алюминиевой краской с посеребрёнными деталями, и назван Silver Ghost — Серебряный призрак, чтобы подчеркнуть его призрачную бесшумность, а табличка с этим именем украшала переборку. Был установлен кузов Roi-des-Belges с открытым верхом от производителя кузовов Barker. Автомобиль был подготовлен к шотландским испытаниям на надёжность в 1907 году, а сразу после этого к ещё одному испытанию на 15 000 миль (24 000 км), которое включало 27 поездок между Лондоном и Глазго. Цель состояла в том, чтобы повысить осведомлённость общественности о новой компании и показать надёжность и бесшумность их нового автомобиля. Это была рискованная идея: машины того времени были заведомо ненадёжны, а дороги того времени нередко были ужасными. Тем не менее, машина отправилась на испытания и с прессой на борту побила различные рекорды. Даже после 11.000 км стоимость обслуживания автомобиля составляла ничтожные 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. Репутация 40/50 и Rolls-Royce была установлена.
AX201 был продан в 1908 году частному покупателю, который использовал его для своего ежегодного отпуска в Италии, и восстановлен компанией в 1948 году. С тех пор он использовался в качестве рекламного автомобиля и путешествовал по всему миру. В 1991 году автомобиль был восстановлен. В 2005 году Rolls-Royce Silver Ghost был признан самым дорогим автомобилем в мире, его страховая стоимость составила 35 миллионов долларов США.
Номер шасси 60551, зарегистрированный AX 201, был автомобилем, которому изначально дали имя Rolls-Royce Silver Ghost. Другие Rolls-Royce модели 40/50 также имели названия, но очень скоро пресса подхватила имя “Silver Ghost” и все модели 40/50 стали называться Silver Ghost. Этот факт официально не признавался компанией Rolls-Royce до 1925 года, когда была запущена линейка Phantom.
Один из автомобилей Rolls-Royce Silver Ghost имеет необычную связь с историей России. В коллекции Государственного исторического музея-заповедника “Горки Ленинские” находится уникальный экспонат – единственный в мире автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost на полугусеничном ходу. Автомобиль был приобретён для главы государства В.И. Ленина в Англии осенью 1922 г. по заказу компании АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited). Эта организация была учреждена советской кооперативной делегацией в Лондоне летом 1920 г. по английским законам и зарегистрирована в Министерстве торговли Англии как частная компания с ограниченной ответственностью. Возглавлял советскую делегацию и руководил работой АРКОС нарком внешней торговли Леонид Красин. В условиях дипломатической изоляции советской республики именно эта компания выступала представителем советских внешнеторговых организаций и осуществляла экспортные и импортные операции. По прибытии в Петроград автомобиль доставили на Путиловский завод, где он был переоборудован в автосани: задние колеса заменили на гусеницы, а передние – поставили на лыжи. Этой машиной В.И. Ленин пользовался в последние годы своей жизни, совершая зимние поездки из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья.
Rolls-Royce Phantom
Rolls-Royce Phantom был заменой оригинальному Rolls-Royce Silver Ghost. Представленный как New Phantom в 1925 году, Phantom имел двигатель большего размера, чем Silver Ghost, и использовал верхние клапаны с толкателем вместо боковых клапанов Silver Ghost. Представленный в 1925 году, New Phantom стал второй моделью Rolls-Royce мощностью 40/50 л.с. Чтобы различать модели мощностью 40/50 л.с., Rolls-Royce назвал новую модель “New Phantom” и переименовал старую модель в “Silver Ghost”, так было назван демонстрационный образец, регистрационный номер AX201. Когда в 1929 году New Phantom был заменён другой моделью мощностью 40/50 л.с., замена получила название Phantom II, а новый Phantom до сих пор обычно называют Phantom I. В то время как сама компания Rolls-Royce не использовали термин Phantom I до их недавнего приобретения BMW Group, новые Phantom назывались таковыми в период и обычно назывались Phantom I энтузиастами, на шоу и клубами владельцев.
Как и модель Rolls-Royce Silver Ghost, Rolls-Royce Phantom поставлялся с множеством различных кузовов и вариантов отделки.
Несмотря на то, что все автомобили Rolls-Royce того периода имели свою индивидуальность, серди них были эксклюзивные экземпляры. Расскажем про два таких автомобиля.
Rolls-Royce the Phantom of Love
Rolls-Royce Phantom I, построенный в 1926 году для американского бизнесмена и финансового директора Woolworths Кларенса Гаска в качестве подарка его жене Мод. Мод Гаск увлекалась французской историей и дизайном 18-го века, и ее муж хотел, чтобы интерьер автомобиля имел французскую тематику. Он также указал, что он должен быть более величественным и роскошным, чем Rolls-Royce Silver Ghost, сделанный для его коллеги по Woolworths. Поэтому, чтобы убедиться, что она произвела должное впечатление, г-н Гаск приступил к реализации проекта, не жалея средств, в результате которого задние сиденья стоили больше, чем средний дом. Результатом десятимесячного проекта стал автомобиль, который эксперты назвали “великолепно роскошным”. Г-н Гаск, американец из Лондона, купил шасси и трансмиссию у Rolls-Royce за 1600 фунтов стерлингов. Он отдал его производителю кузовов из Вулверхэмптона Чарльзу Кларку из Вулверхэмптона, возглавляемому в то время мистером Барнеттом, с требованием, чтобы дизайн автомобиля был французским. Пытаясь найти вдохновение, мистер Барнетт посетил лондонский Музей Виктории и Альберта, где наткнулся на кресло-седан, которое когда-то принадлежало Марии-Антуанетте. Это вызвало искру, благодаря которой Барнетт поручил мастерам из Обюссона, Франция, девять месяцев работать над гобеленом для задних сидений, который в то время стоил 500 фунтов стерлингов. Автомобиль стал известен как Rolls-Royce the “Phantom of Love” (Призрак любви).
Rolls-Royce Phantom Jonckheere Coupe
Изготовление кузовов на заказ в 1920-х и 1930-х годах было высшей формой самовыражения для богатых и знаменитых. Начав свою жизнь с величественного кузова Hooper Cabriolet, этот конкретный Phantom I так и не был доставлен своему первоначальному покупателю в Детройте после изменения мнения в последнюю минуту. Вместо этого он был перепродан радже Нанпары как новый. Автомобиль покинул северную Индию и сменил еще нескольких владельцев, прежде чем отправиться в Бельгию в 1932 году. Два года спустя Hooper Cabriolet оказался в мастерской Jonckheere, подвергаясь обширной переделке. К сожалению, несколько лет спустя записи Jonckheere были уничтожены в результате пожара, и до сих пор неизвестно, кто заказал или разработал этот уникальный шедевр. Затем он сменил нескольких других владельцев, прежде чем попасть в США незадолго до Второй мировой войны. В США буйный стиль был принят более открыто, но из-за пренебрежения владельца автомобиль пришёл в негодность. К счастью, он был снова обнаружен в 1950-х годах, но в почти заброшенном состоянии, и в конечном итоге был приобретён предпринимателем с Восточного побережья и энтузиастом ранней классической музыки Максом Оби, который начал его ремонтировать. Он покрасил его в золотой цвет, добавив в краску несколько фунтов настоящих золотых чешуек для максимального визуального эффекта. Даже окрашенное в золото, это чудовище не было достаточно зрелищным для Оби, который затем пустил ложные слухи о том, что когда-то автомобилем владел король Эдуард VIII, позже герцог Виндзорский. Каким бы диковинным ни звучало это заявление, оно сделало свое дело и создало отличную прессу. Все это помогло Оби в новой схеме зарабатывания денег. Он ездил на машине по торговым центрам и другим общественным местам, предлагая тайный пикник в “Королевском Роллсе” за плату. Jonckheere Phantom или “Round Door Rolls – Кругло-дверной Роллс”, как его обычно называют сегодня, остался на Восточном побережье, снова переходя из рук в руки и меняя цвет. Забегая вперед, в 1991 год, на пик международного увлечения классическими автомобилями, этот уникальный Rolls-Royce был продан на аукционе за 1,5 миллиона долларов японскому коллекционеру. Там он и хранился, не выставленный и почти забытый, пока весной 2001 года его не получил Автомобильный музей Петерсона. Как и все ценные экспонаты Петерсона, это новое приобретение заслуживало немедленного внимания и подверглось обширной реставрации с нуля.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.