18+

Суббота, 24 февраля, 2024
Приглашаем вас поучаствовать в небольшом анкетировании.
ДомойЛонгридГенри Ройс

Генри Ройс

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Фредерик Генри Ройс родился в Алвалтоне, Хантингдоншир, недалеко от Питерборо, в 1863 году в бедной семье Джеймса и Мэри Ройс. Он был младшим из пятерых детей. Его отец владел мукомольным заводом, который он арендовал у церковных комиссаров, но бизнес потерпел неудачу, и семья переехала в Лондон. Его отец умер в 1872 году, и Ройсу пришлось пойти работать, продавая газеты и доставляя телеграммы после всего лишь одного года формального обучения.

В 1878 году он начал обучение в компании Great Northern Railway на заводе в Питерборо благодаря финансовой помощи своей тёти. Через три года деньги закончились. После короткого времени работы в компании по производству инструментов в Лидсе он поехал в Лондон и присоединился к Electric Light and Power Company. Ройс переехал в их офис в Ливерпуле в 1882 году, работая над уличным и театральным освещением.

В 1884 году, сэкономив 20 фунтов стерлингов, он вступил в партнёрство с Эрнестом Клермонтом, своим другом, который внёс 50 фунтов стерлингов, и они начали бизнес по производству бытовой электротехники в мастерской на Кук-стрит, Халм, Манчестер, под названием FH Royce and Company.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

В 1894 году они начали производить динамо-машины и электрические краны, и FH Royce & Company была зарегистрирована как компания. Компания была перерегистрирована в 1899 году как Royce Ltd с публичным размещением акций и открытием еще одной фабрики в Траффорд-парке, Манчестер.

После спада в торговле после Второй англо-бурской войны и появления растущей конкуренции со стороны кранов и динамо-машин из Германии и США Ройс начал рассматривать автомобиль как потенциальный новый продукт для компании. С его увлечением всем, что связано с механикой, он все больше сосредотачивался на автомобилях и сначала купил в 1901 году небольшой автомобиль De Dion, а в 1902 или 1903 году — двухцилиндровый Decauville модели 1901 года. Это не соответствовало его высоким стандартам, поэтому он сначала улучшил его, а затем решил изготовить собственный автомобиль, что и сделал в углу своей мастерской в 1904 году.

Было сделано ещё две автомобиля. Из трёх, которые назывались Royce и имели двухцилиндровые двигателя, один был передан Эрнесту Клермонту, а другой продан одному из других директоров, Генри Эдмундсу. Эдмундс был другом Чарльза Роллса, у которого был автосалон в Лондоне, где продавали импортные модели, он показал ему свой автомобиль и организовал историческую встречу между Роллсом и Ройсом в отеле «Мидленд» в Манчестере 4 мая 1904 года. Несмотря на то, что он предпочитал трех- или четырёхцилиндровые автомобили, Роллс был впечатлён двухцилиндровым Royce 10 и в последующем соглашении от 23 декабря 1904 года согласился взять все автомобили, которые Ройс мог сделать. Это будут двух-, трех-, четырех- и шестицилиндровые автомобили под маркой Rolls-Royce.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Rolls-Royce 10 HP мощностью 10 л.с. был первым автомобилем, произведённым в результате соглашения от 23 декабря 1904 года между Чарльзом Роллсом и Генри Ройсом и получившим марку Rolls-Royce. Двигатель мощностью 10 л.с. производился компанией Ройса, Royce Ltd., на заводе на Кук-стрит, Халм, Манчестер, и продавался исключительно автосалоном Rolls, C.S. Rolls & Co., по цене 395 фунтов стерлингов (около 62.000 фунтов стерлингов текущими деньгами). Rolls-Royce 10 HP был выставлен на Парижском салоне в декабре 1904 года. Rolls-Royce 10 HP был развитием первого автомобиля Генри Ройса, Royce 10. Он сам был основан на подержанном Decauville, принадлежащем Ройсу, который, как он правильно полагал, сможет улучшить. В частности, Ройсу удалось сделать свою машину значительно тише существующих автомобилей. В отличие от Royce 10, у которого был радиатор с плоским верхом, Rolls-Royce 10 HP имел радиатор с треугольным верхом, который появится на всех последующих автомобилях.

Двигатель представляет собой двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением объёмом 1800 куб. см, увеличенный до 1995 куб. см на более поздних автомобилях, с верхним впускным и боковым выпускным клапанами, основанный на оригинальном двигателе Royce, но с улучшенным коленчатым валом. Выходная мощность составляла 12 л.с. при 1000 об/мин. Автомобиль развивал максимальную скорость 63 км/ч. За коробкой передач был установлен трансмиссионный тормоз, управляемый ножной педалью, и внутренние расширяющиеся барабанные тормоза на задней оси, управляемые рычагом ручного тормоза. Подрессоривание осуществлялось полуэллиптическими листовыми рессорами как на передней, так и на задней оси.

Rolls-Royce намеревался выпустить 20 автомобилей, но было выпущено только 16, поскольку считалось, что двухцилиндровый двигатель не подходит для этой марки. Последние Rolls-Royce 10 HP были произведены в 1906 году. Rolls-Royce не предоставлял кузов. Вместо этого автомобили продавались в виде шасси, чтобы покупатель мог найти собственного поставщика кузовов.

Считается, что уцелели четыре автомобиля: самый старый, автомобиль 1904 года выпуска, шасси 20154, был продан на аукционе Bonham за 3,2 миллиона фунтов стерлингов частному коллекционеру аукционом Bonham в декабре 2007 года; 1905 года выпуска, принадлежит коллекции Музея науки Великобритании и обычно выставляется в Манчестерском музее науки и промышленности; а с 1905 года принадлежит Bentley Motors. Четвертая машина, предположительно находится в частной коллекции.

В 1906 году Роллс и Ройс официально оформили свое партнёрство, создав Rolls-Royce Limited, где Ройс был назначен главным инженером и директором по производству с зарплатой 1250 фунтов стерлингов в год плюс 4% прибыли, превышающей 10.000 фунтов стерлингов. Таким образом, Ройс предоставил техническую экспертизу в дополнение к финансовой поддержке и деловой хватке Роллса. К 1907 году компания уже получала награды за инженерную надёжность своих автомобилей.

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года Королевский авиационный завод попросил Rolls-Royce разработать новый двигатель с воздушным охлаждением мощностью не менее 200 л.с. Несмотря на первоначальное нежелание, они согласились при условии, что он будет охлаждаться водой, а не воздухом, поскольку это было экспертизой компании.

Rolls-Royce Eagle был первым авиадвигателем, разработанным Rolls-Royce Limited. 12 цилиндровый двигатель был представлен в 1915 году для удовлетворения британских военных требований во время Первой мировой войны.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Rolls-Royce Eagle оказался одним из немногих авиадвигателей, произведённых союзниками, которые не стали ни производственными, ни техническими провалами. Всего было произведено около 4600 единиц.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Партнёрство закончилось, когда Роллс погиб в 1910 году в результате крушения своего самолёта Wright Flyer.

Чарльз Стюарт Роллс, уже зарекомендовавший себя в автомобильном мире, когда более пяти лет назад, ставши одним из основателей компании по производству автомобилей, добился еще одной заметной вехи в сфере транспорта. Роллс впервые без остановок дважды пересёк Ла-Манш. 32-летний Роллс пилотировал биплан Wright Flyer над Ла-Маншем из Англии во Францию, а затем обратно на родное побережье. Этот исторический полет, который также ознаменовал собой первое пересечение Ла-Манша самолётом в восточном направлении, занял в общей сложности около 95 минут. «Замечательное достижение Мистера Роллса», — гласил заголовок в газете London Standard на следующий день. Уроженец Лондона Роллс был награждён Золотой медалью Королевского аэроклуба за свой подвиг.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Однако чуть более месяца спустя Роллс погиб после того, как его Wright Flyer разбился во время демонстрационных полётов на аэродроме Хенгистбери в городе Борнмут на юге Англии. Катастрофа произошла после того, как у биплана в небе над аэродромом оторвало хвостовую часть. Роллс был первым британцем и только 11-м человеком в мире, погибшим в авиакатастрофе с участием самолёта с двигателем.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Одним из последующих памятников Роллсу стала статуя в городе Монмут в Уэльсе. Наряду с владением родовым поместьем, расположенным к северу от города, семья Роллсов долгое время была крупным благотворителем этого региона. Поэтому городской совет Монмута вскоре после двустороннего пересечения Ла-Манша Чарльза Роллса решил почтить это достижение памятником в его честь. После безвременной смерти Роллса в следующем месяце совет согласился использовать запланированную статую в ознаменование обоих событий. Статуя была открыта в 1911 году на площади Азенкур в Монмуте, и стоит там по сей день. Статуя высотой 2,4 метра изображает Роллса, осматривающего модель своего биплана. На основании статуи написаны следующие слова: «Он был пионером как научного, так и практического автомобилестроения и авиации и первым без посадки перелетел Ла-Манш из Англии во Францию и обратно. Он погиб в результате крушения своего самолёта в Борнмуте 12 июля 1910 года. Его смерть вызвала сожаление во всем мире и глубокую национальную скорбь».

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Ройс всегда много работал и был известен тем, что никогда не ел правильно, в результате чего он заболел сначала в 1902, а затем снова в 1911 году. Плохое здоровье вынудило его уехать из Дерби в 1912 году. В том же году он перенёс серьёзную операцию в Лондоне, и врачи дали ему всего несколько месяцев жизни. Несмотря на это, он вернулся к работе, но ему не разрешили посетить фабрику, которая переехала в более просторное помещение, оборудованное по детальным планам Ройса, в Дерби в 1908 году. Чертежи должны были быть лично проверены им, пугающая перспектива с его известным перфекционизмом. У него была вилла, построенная в Ле Канаделе на юге Франции, и ещё один дом в Кроуборо, Восточный Сассекс. В 1917 году Ройс переехал в деревню Уэст-Уиттеринг, Западный Сассекс.

В октябре 1928 года Ройс начал проектирование двигателя “R”, прогуливаясь с некоторыми из своих ведущих инженеров по пляжу в Вест-Уиттеринге, делая наброски идей на песке. Rolls-Royce R, был разработан и изготовлен компанией Rolls-Royce Limited специально для воздушных гонок. Девятнадцать двигателей R были собраны ограниченным тиражом в период с 1929 по 1931 год. Разработанный на основе Rolls-Royce Buzzard, это был 37-литровый V-12 с наддувом, способный производить чуть менее 2800 лошадиных сил и весил 770 кг.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Менее чем через год двигатель “R”, разработанный в его мастерской в деревне, установил новый мировой рекорд скорости полета в 575 километров в час и выиграл Трофей Шнайдера 1929 года. Когда правительство Рамзи Макдональда решило не финансировать следующую попытку в 1931 году, леди Хьюстон, посчитала, что Великобритания не должна остаться в стороне от этого конкурса, и отправила премьер-министру телеграмму, в которой говорилось, что она гарантирует 100.000 фунтов стерлингов, если это необходимо, к расходам, заставившим правительство отменить свое предыдущее решение. В результате Ройс обнаружил, что “R” можно заставить производить больше мощности, и 13 сентября 1931 года гидросамолёт Supermarine S.6B выиграл трофей со скоростью 547км/ч. Позже в том же месяце, 29 сентября, тот же самолёт с улучшенным двигателем летал со скоростью 655,8 км/ч, став первым самолётом, который летал со скоростью более 640 км/ч и побил мировой рекорд скорости.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Помимо рекордной скорости, достигнутой самолётом, с помощью двигателя Rolls-Royce R был также установлен рекорд скорости на автомобиле. Оборудованный двигателем Rolls-Royce R V12 с наддувом мощностью 2300 л.с., автомобиль Campbell-Railton Blue Bird побил рекорд на соляных равнинах Бонневилля в 1935 году, когда им управлял Малкольм Кэмпбелл. Это был первый автомобиль, разогнавшийся до 300 миль в час.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Автомобиль выставлен в Зале славы Alabama Motor Speedway в Талладеге, штат Алабама.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

А в 1937 году гоночная лодка Blue Bird K3, оборудованная двигателем Rolls-Royce R установила рекорд скорости на воде, также под управлением Сэром Малкольмом Кэмпбеллом, достигнув скорости 203 км/ч.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

 

В 1931 году Rolls-Royce Ltd. выкупила конкурирующую фирму WO Bentley.

В ночь перед смертью Генри Ройс сел в постели и нарисовал рисунок на обратной стороне конверта, который дал мисс Обин (своей няне и экономке), сказав ей проследить, чтобы “мальчики” на фабрике доставили его в целости и сохранности. Генри Ройс умер, прежде чем рисунок дошёл до Дерби. Это был первый регулируемый амортизатор.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Генри Ройс умер в своем доме Элмстед в Западном Уиттеринге 22 апреля 1933 года. Его кремированные останки первоначально были похоронены под его статуей на заводе Rolls-Royce в Дерби, но в 1937 году его урна была перенесена в приходскую церковь Алвалтона, место его рождения.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

“Возьмите лучшее из того, что есть, и сделайте лучше” – Генри Ройс

Рассказ про Генри Ройса был бы неполным, без упоминания некоторых из замечательных автомобилей, созданных компанией Rolls-Royce во время его руководства.

Rolls-Royce Silver Ghost

В 1907 году Клод Джонсон, коммерческий и управляющий директор Rolls-Royce, заказал автомобиль для использования компанией в качестве демонстратора. С номером шасси 60551 и зарегистрированный AX 201, это был 12-й произведённый двигатель мощностью 40/50 л.с. Автомобиль был окрашен алюминиевой краской с посеребрёнными деталями, и назван Silver Ghost — Серебряный призрак, чтобы подчеркнуть его призрачную бесшумность, а табличка с этим именем украшала переборку. Был установлен кузов Roi-des-Belges с открытым верхом от производителя кузовов Barker. Автомобиль был подготовлен к шотландским испытаниям на надёжность в 1907 году, а сразу после этого к ещё одному испытанию на 15 000 миль (24 000 км), которое включало 27 поездок между Лондоном и Глазго. Цель состояла в том, чтобы повысить осведомлённость общественности о новой компании и показать надёжность и бесшумность их нового автомобиля. Это была рискованная идея: машины того времени были заведомо ненадёжны, а дороги того времени нередко были ужасными. Тем не менее, машина отправилась на испытания и с прессой на борту побила различные рекорды. Даже после 11.000 км стоимость обслуживания автомобиля составляла ничтожные 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. Репутация 40/50 и Rolls-Royce была установлена.

AX201 был продан в 1908 году частному покупателю, который использовал его для своего ежегодного отпуска в Италии, и восстановлен компанией в 1948 году. С тех пор он использовался в качестве рекламного автомобиля и путешествовал по всему миру. В 1991 году автомобиль был восстановлен. В 2005 году Rolls-Royce Silver Ghost был признан самым дорогим автомобилем в мире, его страховая стоимость составила 35 миллионов долларов США.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Номер шасси 60551, зарегистрированный AX 201, был автомобилем, которому изначально дали имя Rolls-Royce Silver Ghost. Другие Rolls-Royce модели 40/50 также имели названия, но очень скоро пресса подхватила имя “Silver Ghost” и все модели 40/50 стали называться Silver Ghost. Этот факт официально не признавался компанией Rolls-Royce до 1925 года, когда была запущена линейка Phantom.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Один из автомобилей Rolls-Royce Silver Ghost имеет необычную связь с историей России. В коллекции Государственного исторического музея-заповедника “Горки Ленинские” находится уникальный экспонат – единственный в мире автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost на полугусеничном ходу. Автомобиль был приобретён для главы государства В.И. Ленина в Англии осенью 1922 г. по заказу компании АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited). Эта организация была учреждена советской кооперативной делегацией в Лондоне летом 1920 г. по английским законам и зарегистрирована в Министерстве торговли Англии как частная компания с ограниченной ответственностью. Возглавлял советскую делегацию и руководил работой АРКОС нарком внешней торговли Леонид Красин. В условиях дипломатической изоляции советской республики именно эта компания выступала представителем советских внешнеторговых организаций и осуществляла экспортные и импортные операции. По прибытии в Петроград автомобиль доставили на Путиловский завод, где он был переоборудован в автосани: задние колеса заменили на гусеницы, а передние – поставили на лыжи. Этой машиной В.И. Ленин пользовался в последние годы своей жизни, совершая зимние поездки из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Rolls-Royce Phantom

Rolls-Royce Phantom был заменой оригинальному Rolls-Royce Silver Ghost. Представленный как New Phantom в 1925 году, Phantom имел двигатель большего размера, чем Silver Ghost, и использовал верхние клапаны с толкателем вместо боковых клапанов Silver Ghost. Представленный в 1925 году, New Phantom стал второй моделью Rolls-Royce мощностью 40/50 л.с. Чтобы различать модели мощностью 40/50 л.с., Rolls-Royce назвал новую модель “New Phantom” и переименовал старую модель в “Silver Ghost”, так было назван демонстрационный образец, регистрационный номер AX201. Когда в 1929 году New Phantom был заменён другой моделью мощностью 40/50 л.с., замена получила название Phantom II, а новый Phantom до сих пор обычно называют Phantom I. В то время как сама компания Rolls-Royce не использовали термин Phantom I до их недавнего приобретения BMW Group, новые Phantom назывались таковыми в период и обычно назывались Phantom I энтузиастами, на шоу и клубами владельцев.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Как и модель Rolls-Royce Silver Ghost, Rolls-Royce Phantom поставлялся с множеством различных кузовов и вариантов отделки.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Несмотря на то, что все автомобили Rolls-Royce того периода имели свою индивидуальность, серди них были эксклюзивные экземпляры. Расскажем про два таких автомобиля.

Rolls-Royce the Phantom of Love

Rolls-Royce Phantom I, построенный в 1926 году для американского бизнесмена и финансового директора Woolworths Кларенса Гаска в качестве подарка его жене Мод. Мод Гаск увлекалась французской историей и дизайном 18-го века, и ее муж хотел, чтобы интерьер автомобиля имел французскую тематику. Он также указал, что он должен быть более величественным и роскошным, чем Rolls-Royce Silver Ghost, сделанный для его коллеги по Woolworths. Поэтому, чтобы убедиться, что она произвела должное впечатление, г-н Гаск приступил к реализации проекта, не жалея средств, в результате которого задние сиденья стоили больше, чем средний дом. Результатом десятимесячного проекта стал автомобиль, который эксперты назвали “великолепно роскошным”. Г-н Гаск, американец из Лондона, купил шасси и трансмиссию у Rolls-Royce за 1600 фунтов стерлингов. Он отдал его производителю кузовов из Вулверхэмптона Чарльзу Кларку из Вулверхэмптона, возглавляемому в то время мистером Барнеттом, с требованием, чтобы дизайн автомобиля был французским. Пытаясь найти вдохновение, мистер Барнетт посетил лондонский Музей Виктории и Альберта, где наткнулся на кресло-седан, которое когда-то принадлежало Марии-Антуанетте. Это вызвало искру, благодаря которой Барнетт поручил мастерам из Обюссона, Франция, девять месяцев работать над гобеленом для задних сидений, который в то время стоил 500 фунтов стерлингов. Автомобиль стал известен как Rolls-Royce the “Phantom of Love” (Призрак любви).

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Rolls-Royce Phantom Jonckheere Coupe

Изготовление кузовов на заказ в 1920-х и 1930-х годах было высшей формой самовыражения для богатых и знаменитых. Начав свою жизнь с величественного кузова Hooper Cabriolet, этот конкретный Phantom I так и не был доставлен своему первоначальному покупателю в Детройте после изменения мнения в последнюю минуту. Вместо этого он был перепродан радже Нанпары как новый. Автомобиль покинул северную Индию и сменил еще нескольких владельцев, прежде чем отправиться в Бельгию в 1932 году. Два года спустя Hooper Cabriolet оказался в мастерской Jonckheere, подвергаясь обширной переделке. К сожалению, несколько лет спустя записи Jonckheere были уничтожены в результате пожара, и до сих пор неизвестно, кто заказал или разработал этот уникальный шедевр. Затем он сменил нескольких других владельцев, прежде чем попасть в США незадолго до Второй мировой войны. В США буйный стиль был принят более открыто, но из-за пренебрежения владельца автомобиль пришёл в негодность. К счастью, он был снова обнаружен в 1950-х годах, но в почти заброшенном состоянии, и в конечном итоге был приобретён предпринимателем с Восточного побережья и энтузиастом ранней классической музыки Максом Оби, который начал его ремонтировать. Он покрасил его в золотой цвет, добавив в краску несколько фунтов настоящих золотых чешуек для максимального визуального эффекта. Даже окрашенное в золото, это чудовище не было достаточно зрелищным для Оби, который затем пустил ложные слухи о том, что когда-то автомобилем владел король Эдуард VIII, позже герцог Виндзорский. Каким бы диковинным ни звучало это заявление, оно сделало свое дело и создало отличную прессу. Все это помогло Оби в новой схеме зарабатывания денег. Он ездил на машине по торговым центрам и другим общественным местам, предлагая тайный пикник в “Королевском Роллсе” за плату. Jonckheere Phantom или “Round Door Rolls – Кругло-дверной Роллс”, как его обычно называют сегодня, остался на Восточном побережье, снова переходя из рук в руки и меняя цвет. Забегая вперед, в 1991 год, на пик международного увлечения классическими автомобилями, этот уникальный Rolls-Royce был продан на аукционе за 1,5 миллиона долларов японскому коллекционеру. Там он и хранился, не выставленный и почти забытый, пока весной 2001 года его не получил Автомобильный музей Петерсона. Как и все ценные экспонаты Петерсона, это новое приобретение заслуживало немедленного внимания и подверглось обширной реставрации с нуля.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

D:\Documents\Quotes\РОАД\Генри Ройс\Генри Ройс.jpg

Сергей Наумовский
Сергей Наумовскийhttps://auto-pub.ru/
Наумовский Сергей - ведущий международный автоэксперт с 30-летним опытом. В России участвовал в стратегических инициативах Mitsubishi Corporation, MC Bank Rus, Bosch GmbH, НП ГЛОНАСС, Автонет 2.0 и др. Со-основатель специализированного издательства “Короче, дилер”. Автор книг по автобизнесу, тематических статей и публикаций для “РОАД” и “Автомаркетолог”. Ведущий рубрики РОАД “Мнение эксперта”, участник круглых столов и конференций автобизнеса.
- Реклама -yandex.zen

Популярное