18+

Суббота, 20 апреля, 2024
business.auto.ru
ДомойАктуальноеРазвитие стартапов автобизнеса

Развитие стартапов автобизнеса

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса.jpg

Автоиндустрия, вне сомнения, является одним из самых высокотехнологичных секторов экономики. Причём за последние годы уровень внедрения передовых технологий в автобизнес значительно повышается, как в производство самих автомобилей, так и в опции на самих автомобилях, так и в бизнес процессы продаж и обслуживания клиентов.

Такие передовые подходы, как использование Искусственного Интеллекта, обработки Больших Данных, Машинного обучения и многих других технологий становятся ежедневной реальностью в автоиндустрии.

При этом, сам подход к развитию и внедрению подобных технологий является не менее важным, чем сами технологии. В России некоторые большие компании имеют значительные бюджеты на исследования и разработки (R&D — Research and Development). При этом на передовых рынках, более распространённой является другая модель. Большинство больших компаний, даже тех, которые известны, как инноваторы, не имеют бюджета на собственные инновационные разработки! Как это так?

Дело в том, что наиболее распространённой моделью развития новых технологий стала следующая. Большие компании внимательно отслеживают рынок и небольшие стартапы. Как только на рынке появляется компания, которая изобрела новую технологию, систему или подход, и получила признание какого-то (пусть и небольшого) количества клиентов, и этот подход вписывается в бизнес-модель большой компании, это стартап покупают. Причём покупают за большие деньги и обычно со всей ключевой командой, обеспечивая стартапу наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития. Почему эта схема стала популярной? Во-первых, как известно, среди множества стартапов успеха добиваются совсем немногие. Во-вторых, большие компании обычно не имеют гибкости принимать динамичные решения и развивать новые технологии и подходы внутри своей, нередко, массивной и неповоротливой структуры.

Другими словами, даже учитывая, что большие компании обычно платят значительные деньги за покупку стартапа (иногда многократно превышающие кажущую ценность самого стартапа) это всё равно обходится им в разы ниже, чем построение отделов внутренней разработки и попытки создания новых технологий, учитывая суммарные расходы на неудачные попытки. С другой стороны, подобный подход даёт дополнительный стимул самим стартапам, а также венчурным компаниям, которые вкладывают деньги в их начальное развитие. И те и другие понимают, что если будет успех — то это будет БОЛЬШОЙ успех, который позволит компенсировать затраты.

Разумеется, подобный подход практикуется и в России, но в меньшей степени, чем на передовых рынках.

Модель развития стартапов, описанная выше, практикуется практически во всех секторах экономики. В том числе и в автоиндустрии. Цель этой публикации показать некоторые из подходов развития и поддержки развития стартапов и, соответственно, стимулирования прогресса в автобизнесе.

Давайте посмотрим, как к этому подходят некоторые из крупнейших мировых автопроизводителей.

Прежде всего, посмотрим на конкурсы стартапов, которые организовывают автопроизводители.

Как пример, используем перевод совсем недавнего пресс-релиза компании Stellantis (Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, DS, Fiat, Fiat Professional, Jeep, Lancia, Maserati, Mopar, Opel, Peugeot, Ram и Vauxhall).

Stellantis

Амстердам, 13 июля 2022 г. — Сегодня Stellantis N.V. впервые наградила семь самых успешных технологических стартапов премией Stellantis Startup Awards (Награды стартапов Stellantis), признав ценность партнёрства между Компанией и лучшими стартап-партнёрами в семи различных вертикалях. Премия Stellantis Startup Awards, представленная во время цифрового мероприятия, также демонстрирует стремление компании продвигать свои амбиции Dare Forward 2030 (Дерзай вперед 2030), заключающиеся в использовании прорывных идей и ориентированных на клиента инноваций, которые обеспечивают чистую, безопасную и доступную мобильность для всех.

«Наши инновационные партнёрские отношения вместе с нашими преданными, увлечёнными и талантливыми сотрудниками быстро ускоряют наше стремление стать устойчивой мобильной технологической компанией», — сказал Карлос Таварес, генеральный директор Stellantis. «Партнёры-стартапы и пилотные проекты, представленные сегодня, доказывают, что корпоративное мышление и инновации, ориентированные на результат, могут иметь значение, которое действительно приносит пользу нашим клиентам, обществу и Stellantis».

В соответствии с цифровым характером мероприятия Startup Awards, топ-менеджеры Stellantis, в том числе главный технический директор Нед Курик, вручили каждому из финалистов индивидуальный приз NFT. Созданный дизайнерской студией Stellantis, NFT представляет собой художественную интерпретацию переплетённых рук, выражающую идею о том, что в неспокойные времена преобладают идеи.

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса.jpg

Премия Stellantis Startup Awards 2022 – проекты

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide3.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide4.JPG D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide5.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide6.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide7.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide8.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide9.JPG

Экосистема стартапов Stellantis

Startup Studio (Студия стартапов), команда Stellantis, отвечающая за взаимодействие со стартапами и вручение наград Startup Awards, является частью более крупного долгосрочного участия и инвестиций компании в экосистему стартапов.

С момента создания Stellantis в январе 2021 года компания сотрудничала с сотнями стартапов и подписала более 40 контрактов.

В марте Stellantis также объявила о запуске своего первого венчурного фонда, создав Stellantis Ventures (венчурный фонд Stellantis). Созданная с первоначальными инвестициями в размере 300 миллионов евро, Stellantis Ventures фокусируется на стартапах ранней и поздней стадии, которые разрабатывают передовые технологии, которые могут быть развёрнуты в автомобилестроении и секторе мобильности.

Недавние инвестиции включают Archer, ведущего разработчика электрических самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, Factorial Energy, разработчика трансформационной технологии твердотельных аккумуляторов, Vulcan, производителя лития с нулевым выбросом парниковых газов, и ряд других приобретений.

Источник: Stellantis пресс релиз 13 Июля, 2022 года

Stellantis, разумеется, не единственный автопроизводитель, который стимулирует и поддерживает развитие стартапов путём проведения конкурсов.

Ниже ещё один недавний пример от Toyota. Как и сделано выше — приводим перевод пресс-релиза недавнего конкурса стартапов, состоявшегося в январе 2022 года.

Toyota

Брюссель, 14 января 2022 г. — Стартовавший в июле 2021 г. второй выпуск программы Toyota Startup Accelerator от Toyota Motor Europe (TME) отражает наше стремление Beyond Zero (Менее нуля) пойти дальше сокращения выбросов CO2, помогая строить более инклюзивные и устойчивые общества по всему миру. Основное внимание в этом выпуске уделяется таким областям, как инклюзивная мобильность, углеродно-нейтральная экономика, экономика замкнутого цикла и оценка воздействия на протяжении всего жизненного цикла. Завершили конкурс 9 лучших стартапов, отобранных из более чем 140 заявок из 42 стран Европы.

Учебный лагерь — это первая часть интенсивного обучения, призванного помочь стартапам отточить свои бизнес-проекты. Toyota вместе со своим партнёром ISDI — Digital Business School (Цифровая бизнес школа) способствовала практическому, интерактивному и увлекательному обучению в различных областях, включая гибкий дизайн продукта, работу с корпорациями, поиск талантов, права интеллектуальной собственности, стратегию интернационализации и многое другое. Группа предпринимателей, руководителей высшего звена и экспертов Toyota взаимодействовала с участниками, делясь своими знаниями и идеями.

5 стартапов-победителей

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide10.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide11.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide12.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide13.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide14.JPG

Другие участвующие стартапы

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide15.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide16.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide17.JPG

D:\Documents\Quotes\РОАД\Развитие стартапов автобизнеса\Развитие_стартапов_автобизнеса\Slide18.JPG

Чтобы изучить возможности сотрудничества, которые могли бы создать наибольшую общую ценность для стартапов и TME, эксперты Toyota также поделились информацией об операциях Toyota в Европе, таких как планирование продукта, производственная система Toyota и процессы разработки НИОКР.

После нескольких раундов отбора были выбраны 5 стартапов-победителей, которые вошли в финальную 6-месячную фазу акселерации. Эти стартапы получат средства и разовьют свои проекты в Proof of Concept (Доказательство концепции) при поддержке бизнес-менторов и гидов Toyota. 5 победителей представят свои Proof of Concept на Demo Day в июне 2022 года. TME может предложить возможность дальнейшего сотрудничества.

Источник: Toyota Europe Newsroom 14 Января 2022 года

Примечательно, что, в некоторых случаях, автопроизводители вышли за рамки непосредственно автомобилестроения, и поддержали успешные стартапы других видов мобильности. Именно примеры подобных разработок от двух других крупных автопроизводителей мы рассмотрим ниже.

FORD

В 2011 году председатель Ford Motor Company Билл Форд выразил обеспокоенность по поводу места своей компании в развивающейся отрасли. Он сказал: «В прошлом я беспокоился о том, как я буду продавать больше легковых и грузовых автомобилей. Но сегодня я беспокоюсь о том, что, если все, что мы будем делать, это продавать больше легковых и грузовых автомобилей?». Форд озвучил опасения, которые преследовали лидеров отрасли в течение последнего десятилетия. Лицо бизнеса меняется, и Ford пришлось задуматься о том, каким бизнесом он хочет заниматься в долгосрочной перспективе. Хотя Ford уже давно занимается производством автомобилей, ему нужно было перейти от производства автомобилей к бизнесу по перевозке людей и товаров, став поставщиком услуг мобильности.

Создание FORD X

Чтобы преодолеть разрыв между автопроизводителем и поставщиком мобильных услуг, Ford потребовался совершенно новый корпоративный подход, основанный на:

  • Новых талантах
  • Новых показателях
  • Новых процессах и системах
  • Новых возможностях
  • Новых подходах

В 2018 году, чтобы обеспечить такой подход был создан Ford X. Ford X, венчурный инкубатор Ford, был создан для «представления, создания и проверки новых компаний автотранспорта и бизнес-моделей для формирования будущего транспорта». Поскольку Ford X запускает рыночные предприятия со своей командой предпринимателей, дизайнеров и инженеров по всему миру, были созданы три специализированных офиса в Пало-Альто, Детройте и Лондоне. Инкубатор был основан на следующих трех принципах:

  • Небольшие команды: каждая команда состоит из 3 преданных своему делу штатных сотрудников как внутри организации, так и за ее пределами.
  • Небольшие бюджеты: каждой венчурной команде предоставляется максимум 400 тысяч долларов для покрытия всех венчурных расходов, включая заработную плату.
  • Короткие сроки: стремление запустить пилотный проект на рынке и проверить предприятие с платящими клиентами в течение 90 дней.

Предприятие Ford с Jelly: использование микромобильности

Ford X использовал эти принципы для запуска своего предприятия по производству скутеров под названием Jelly. Одна из венчурных команд инкубатора обнаружила, что 60% всех поездок в США приходится на расстояние от 0 до 5 миль, что является типом поездки, который хорошо подходит для велосипедов и самокатов. Несмотря на то, что компания традиционно специализируется на автомобилях, Ford решил спроектировать, построить и утвердить новое предприятие по совместному использованию скутеров. Ford X успешно создал новое приложение, соединил его с оборудованием для скутеров и запустил сервис совместного использования скутеров Jelly с платными клиентами в Университете Пердью.

Основываясь на успехе этого пилотного проекта, Ford приобрел существующий стартап по производству электрических скутеров Spin, демонстрируя, как венчурная инкубация Ford X сформировала основу стратегического направления его материнской компании.

Основываясь на своем успехе с Ford X, Сафир Джамал, опытный новатор, стратег и руководитель отдела стратегии и операций в Ford X, обнаружил, что успешные предприятия должны пройти через 3 этапа:

  • Желаемость потребителя: является ли это правильным решением для устранения болевой точки клиента?
  • Экономическая жизнеспособность: насколько выгодно решение?
  • Оперативная осуществимость: есть ли у компании операционные возможности для поддержки этого решения сейчас и на постоянной основе?

Audi

Audi Business Innovation GmbH (Инновации в бизнесе Audi), дочерняя компания, находящаяся в полной собственности автопроизводителя Audi, и авторитетный разработчик межотраслевых цифровых инноваций. Как и Ford, Audi понимала необходимость инноваций, чтобы оставаться впереди конкурентов. Таким образом, цель Audi Business Innovation (ABI) — «изменить мобильность будущего и внедрить инновационные бизнес-модели».

График разработки MOBIKO

MOBIKO — это уникальное мобильное приложение, которое позволяет работодателям выделять сотрудникам гибкий ежемесячный бюджет на мобильность как для ежедневных поездок на работу, так и для частных поездок. Бюджет доступен для использования на всех видах мобильности, от автобусных и железнодорожных билетов до такси и услуг совместного использования. MOBIKO разрабатывался в течение 2,5 лет с использованием простой временной шкалы инноваций, которая позволила им тщательно изучить и протестировать концепцию перед её запуском.

  • Дизайн-спринт: в феврале 2017 года ABI определила своё ценностное предложение и определила ключевые компоненты потенциального решения.
  • 1-й MVP: к сентябрю 2017 года они были готовы с первым MVP и подтвердили решение путём интервью с потенциальными пользователями и экспертами. На этом этапе ABI также начала внутренние обсуждения возможности выделения проекта.
  • Основание: Начав инновационное партнёрство в декабре 2017 г., в феврале 2018 г. была основана компания MOBIKO под названием «льготы GmbH».
  • Пилотный проект: по состоянию на август 2018 года проект был готов к 6-месячному пилотному этапу. Этот этап проводился с 4 компаниями из разных отраслей по всей Германии.
  • 1-я инвестиция: после успешного завершения пилотного этапа в июне 2010 г. ABI официально инвестировала через конвертируемый кредит, и компания получила официальное название MOBIKO GmbH.
  • Начало работы: в июле 2019 года MOBIKO заработала со своим первым платным клиентом и первыми сотрудниками, нанятыми по контракту.
  • Масштабирование: Сегодня MOBIKO находится в постоянном развитии, чтобы удовлетворить растущие потребности рынка.

4 извлечённых урока

Никола Бюссе, соучредитель MOBIKO, с самого начала участвовал в этом стартапе, принадлежащем Audi.

За три года, что Никола участвовал в разработке MOBIKO, Никола усвоил четыре важных урока:

  • Выделенная команда: убедитесь, что у вашего предприятия есть мотивированная и целеустремлённая команда из каждой организации, участвующей в партнёрстве. Вам нужны сотрудники, которые полностью отождествляют себя с продуктом и на 100% сосредоточены на будущем предприятия.
  • Равноправное партнёрство: каждый партнер привносит в отношения определенный опыт и финансовую поддержку. Создайте доверие внутри команды на основе равноправного партнёрства, чтобы все разработчики были заинтересованы в успехе продукта.
  • Прозрачность: Сохраняйте лидерство всех партнёрских организаций, участвующих в процессе разработки. Предоставляйте последовательную отчётность по каждому этапу пути, чтобы все стороны были на одной странице.
  • Принятие предпринимательских решений: чтобы процесс был более быстрым и гибким, принимайте предпринимательские решения, а не придерживайтесь корпоративных процессов. Это дает достаточную свободу для создания здоровой стартовой среды.

Источник: Innov8rs

Примеры, приведённые выше это некоторые из масштабных усилий автопроизводителей, направленных на стимулирование передовых технологий, через поддержку стартапов. Многие другие крупные мировые автопроизводители имеют развитую экосистему поддержки стартапов.

Ниже указаны некоторые из подобных начинаний.

1. Startup Autobahn:

Сотрудничество между Daimler и американским акселератором Plug and Play, созданное для объединения молодых стартапов и устоявшихся промышленных компаний, чтобы найти синергию между их бизнес-моделями и протестировать новые инновационные технологии.

2. Startup Autobahn Singapore:

Часть инициативы Daimler, но как отдельная корпоративная совместная инновационная платформа, созданная Mercedes-Benz и поддерживаемая Национальным университетом Сингапура. В центре внимания этой инициативы находятся такие области, как клиенты, автомобильная розничная торговля, послепродажное обслуживание, управление корпорациями и инфраструктурой.

3. Lab 1886:

Лаборатория инноваций Daimler, созданная в 2007 году, является их «зародышевой клеткой глобальной инновационной экосистемы», с помощью которой они находят, тестируют и внедряют новые бизнес-модели и технологии для компаний группы. Помимо Startup Autobahn, другие сети инкубаторов автомобильных технологий, входящие в состав Lab 1886, расположены в Штутгарте, Берлине, Пекине и Саннивейле в Силиконовой долине.

4. Технический инкубатор Jaguar Land Rover:

Jaguar, поддерживает стартапы, разрабатывающие автомобильные технологии, уделяя особое внимание автономному вождению, подключению, вычислениям, интеллектуальным интерфейсам и услугам сторонних производителей.

5. Гараж стартапов BMW:

Поддержка стартапов с инновационными технологиями, продуктами или услугами, которые могут внести значительный вклад в развитие автомобилей, услуг, заводов и систем BMW Group.

6. Мобильность Techstars:

Этот акселератор Ford инвестирует в стартапы, создающие технологии и инновационные бизнес-модели, которые влияют на то, как люди и товары перемещаются на всех видах транспорта.

7. AIDC:

Другой инкубатор Ford, расположенный в Южной Африке, Центр развития автомобильной промышленности (Automotive Industry Development Centre — AIDC), запустил несколько инициатив в партнёрстве с местными органами власти и автопроизводителями.

8. GM Венчурс:

General Motors пропускает весь этап акселератора и напрямую инвестирует в стартапы на стадии роста. GM Ventures заявляет, что сегодня она позволяет внедрять технологии завтрашнего дня и «предоставляет нашим партнёрам идеальную платформу для коммерциализации инноваций в мировой транспортной отрасли».

9. Инкубатор автомобильных технологий DRIVE:

Израильский стартап-акселератор мобильности, основанный Mayer Cars and Trucks Ltd, отбирает стартапы, работающие в таких областях, как датчики и компьютерное зрение, общая экономика и решения для умного города, приложения для урбанизации, машинное обучение и автономные транспортные средства, прогнозная аналитика и бизнес-аналитика, управление автопарком, картографирование, парковка и т. д.

10. «Прозрачная фабрика» (The Transparent Factory):

На знаменитом стекольном заводе Volkswagen в Дрездене, Германия, который в настоящее время является туристической достопримечательностью и демонстрацией инициатив компании «будущее мобильности» (future of mobility), также размещается их инновационная программа мобильности стартапов в рамках стартовой схемы компании «Инкубатор мобильности будущего» (Future Mobility Incubator).

11. Городская воздушная мобильность HAX (HAX Urban Air Mobility):

Акселератор Urban Air Mobility в партнёрстве между китайской компанией HAX из Шэньчжэня и Airbus поддерживает стартапы на ранних стадиях, которые работают над воздушными транспортными средствами и технологиями. HAX — это ускоритель SOSV, который сам финансируется за счет ракетного топлива, что сделало SOSV глобальным фондом с более 300 миллионов долларов активов под управлением.

12. Образовательный инновационный центр LEAR:

Инновационный центр Lear Corporation в Детройте расположен в историческом здании, спроектированном Гордоном У. Ллойдом, в котором когда-то располагалась табачная компания Brown Brothers. Центр служит местом, где студенты и предприятия могут собраться вместе с политиками, чтобы воплотить в жизнь свои идеи и мечты.

13. ТАМО:

Инкубационный центр Tata Motors по внедрению новых технологий, бизнес-моделей и партнёрских отношений для определения будущих мобильных решений.

14. Инкубатор подключённой мобильности:

Партнёрство между Renault и Paris Incubateurs, созданное для расширения сотрудничества между Renault и автомобильными технологическими стартапами, работающими над технологиями для R-Link и подключённых автомобилей Renault.

15. Инновационный центр Toyota (TIH — Toyota Innovation Hub):

Расположенный в районе залива Сан-Франциско, TIH объединяет североамериканскую дизайнерскую студию Toyota с совместными проектами по улучшению мобильности.

16. Акселератор Honda (Honda Xcelerator):

Эта программа, управляемая Honda Innovations, открытым инновационным подразделением Honda, предлагает финансирование для быстрого прототипирования, совместного рабочего пространства и сотрудничества с наставниками Honda.

Источник: Lucep

Как эта информация может быть использована в России? В первую очередь, чтобы понять ключевые механизмы стимулирования развития передовых технологий и инноваций в автоиндустрии. Примеры, указанные выше, это только поверхностный обзор подобного подхода на передовых рынках крупными компаниями автоиндустрии. Безусловно, есть множество деталей. При этом механизм продвижения инноваций на передовых рынках даёт понимание, как это можно делать в России сейчас, когда автоиндустрии подобное продвижение требуется больше, чем когда либо.

Вне сомнения, в России уже существуют некоторые усилия продвинуть инновации аналогичным способом — инновационный центр «Сколково» тому пример. Однако, как говорится, «дьявол в деталях» и в данном аспекте это проявляется больше, чем где либо. Чёткие цели и задачи, трансляция стимулов и инициатив для стартапов, продуманная вовлечённость всех участников, включая венчурные фонды — являются ключом к успеху подобных начинаний.

Имеет смысл ещё раз отметить — именно в период текущего кризиса, когда Российская автоиндустрия не только нуждается в инновациях, но и, по сути, неожиданно лишилась некоторых из технологий, которые уже использовались многие годы, проверенный опыт развития и стимуляции технологий может сыграть ключевую роль не только для автоиндустрии, но и стать дополнительным катализатором экономики России в целом.

Сергей Наумовский
Сергей Наумовскийhttps://auto-pub.ru/
Наумовский Сергей - ведущий международный автоэксперт с 30-летним опытом. В России участвовал в стратегических инициативах Mitsubishi Corporation, MC Bank Rus, Bosch GmbH, НП ГЛОНАСС, Автонет 2.0 и др. Со-основатель специализированного издательства “Короче, дилер”. Автор книг по автобизнесу, тематических статей и публикаций для “РОАД” и “Автомаркетолог”. Ведущий рубрики РОАД “Мнение эксперта”, участник круглых столов и конференций автобизнеса.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное