Сравнение автомобильного рынка России и США: автодилеры и их регулирование

21

Это вторая статья нашего цикла. Если вы ещё не читали предыдущую — обязательно начните с неё, чтобы получить более полное представление о данной теме.

Сегодня мы начнём с автодилеров. И у отечественных есть одна большая проблема, возникающая на уровне законодательного регулирования — дилеры в России не подлежат обязательному лицензированию. Всё это создаёт следующие последствия:

  • возникает значительный налоговый дефицит;
  • появляется «теневой» оптовый рынок;
  • частой практикой становится мошенничество одометра;
  • появляется нечестная конкуренция;
  • рынок насыщается небезопасными автомобилями;
  • уменьшается доверие клиентов к дилерам;
  • возникают коррупционные возможности в автосалонах;
  • усложняет способность контролировать соблюдение закона.

В Штатах же лицензирование дилеров является обязательным. Чтобы легитимно осуществлять торговлю транспортом, необходимо следующее:

  • наличие юридического лица с учредительными документами;
  • подтверждение места продажи;
  • минимальная страховка;
  • отсутствие значительной криминальной истории владельца;
  • бонд поручительства.

Поэтому проблемы, присущие отечественному сегменту, там сведены если не к нулю, то к минимуму.

Впрочем, это не единственная проблема, связанная с дилерами. Дело в том, что в России не распространено такое понятие как «дилерские номера». В результате:

  • только зарегистрированные автомобили разрешены на дорогах;
  • дилеры не могут перемещать новые а/м между локациями;
  • нет возможности протестировать любой новый или а/м с пробегом;
  • у механика нет возможности тестировать автомобиль без клиента.

Стоит ли удивляться, что ограничение легальных тест-драйвов не может положительно сказываться на общей безопасности автомобилей на дороге.

В США всё несколько иначе. Там, во всех штатах существуют дилерские номера для временного использования транспорта. Они:

  • выдаются лицензированным дилерам;
  • приписаны к автосалонам и соответствующей страховке;
  • позволяют сотрудникам и клиентам автосалона водить автомобили.

Это очень удобная практика, которую явно стоило бы перенять в нашей стране.

Впрочем, есть у дилеров в России и другие проблемы. Одна из них — это слабые и, даже в какой-то степени неадекватные, франчайзинговые законы. Они очень плохо защищают дилеров. Можно привести такой пример как выход General Motors с рынка России. Он в некоторой степени повлиял на финансовый крах одной из крупнейших дилерских холдинговых компаний – Дженсер, которая, являясь крупнейшим дилером General Motors в России, оказалась недостаточно защищённой законами.

Впрочем, возникают и другие последствия. Текущие законы:

  • не обеспечивают достаточную защиту потребителей;
  • стимулируют «теневой» серый рынок;
  • снижают доверие к отрасли в целом;
  • создают условия для коррупции.

В США с этим гораздо лучше. Там подобные законы существуют не только в отдельных штатах, но и на Федеральном уровне. Законы управляют (в том числе):

  • дилерскими обязательствами перед автопроизводителями;
  • обязательствами автопроизводителей перед дилерами;
  • арбитражем/юридическими спорами;
  • совместным участием в маркетинговых и рекламных расходах;
  • гарантийными возмещениями;
  • распределением транспортных средств;
  • такими вещами как услуги, исключительность, аудит, возвраты, бонусы;
  • изменениями в дилерском соглашении.

Стоит ли говорить, что если всё это не регулируется, то ни о какой защите сторон и честной конкуренции речи идти не может.

Ну и, наконец, поговорим об авторитейле в общем. В России ситуация может быть и не аховая, но от идеальной явно далека:

  • ограниченное использование передовых технологий;
  • крупные поставщики технологий авторитейла по сути отсутствуют;
  • решения DMS / CRM разрабатываются собственными силами;
  • ограниченные ресурсы делают небольших дилеров неконкурентоспособными.

К чему это приводит? Да к тому, что 15 крупнейших дилерских групп контролируют более 30% всего рынка.

В Штатах ситуация благополучнее:

  • многочисленные поставщики технологий авторитейла;
  • значительные бюджеты поставщиков позволяют передовые решения;
  • передовые системы DMS / CRM;
  • системы позволяют дилерам быть конкурентоспособными независимо от размера и соответственно ресурсов на ИТ.

Результат? 150 крупнейших дилерских групп контролируют менее 25% всего рынка.

Разумеется, отечественный рынок молодой, мы не столько ищем его недостатки, сколько рассматриваем перспективы, точки роста и возможности. Есть возможность сделать рынок в целом более конкурентоспособным и эффективным. Лишь остаётся ей воспользоваться, устранив «детские болячки» рынка.

Мы продолжим сравнивать нашу и западную автосферы в следующей статье данного цикла!

Контрибутор: Наумовский Сергей