Это вторая статья нашего цикла. Если вы ещё не читали предыдущую — обязательно начните с неё, чтобы получить более полное представление о данной теме.
Сегодня мы начнём с автодилеров. И у отечественных есть одна большая проблема, возникающая на уровне законодательного регулирования — дилеры в России не подлежат обязательному лицензированию. Всё это создаёт следующие последствия:
- возникает значительный налоговый дефицит;
- появляется «теневой» оптовый рынок;
- частой практикой становится мошенничество одометра;
- появляется нечестная конкуренция;
- рынок насыщается небезопасными автомобилями;
- уменьшается доверие клиентов к дилерам;
- возникают коррупционные возможности в автосалонах;
- усложняет способность контролировать соблюдение закона.
В Штатах же лицензирование дилеров является обязательным. Чтобы легитимно осуществлять торговлю транспортом, необходимо следующее:
- наличие юридического лица с учредительными документами;
- подтверждение места продажи;
- минимальная страховка;
- отсутствие значительной криминальной истории владельца;
- бонд поручительства.
Поэтому проблемы, присущие отечественному сегменту, там сведены если не к нулю, то к минимуму.
Впрочем, это не единственная проблема, связанная с дилерами. Дело в том, что в России не распространено такое понятие как «дилерские номера». В результате:
- только зарегистрированные автомобили разрешены на дорогах;
- дилеры не могут перемещать новые а/м между локациями;
- нет возможности протестировать любой новый или а/м с пробегом;
- у механика нет возможности тестировать автомобиль без клиента.
Стоит ли удивляться, что ограничение легальных тест-драйвов не может положительно сказываться на общей безопасности автомобилей на дороге.
В США всё несколько иначе. Там, во всех штатах существуют дилерские номера для временного использования транспорта. Они:
- выдаются лицензированным дилерам;
- приписаны к автосалонам и соответствующей страховке;
- позволяют сотрудникам и клиентам автосалона водить автомобили.
Это очень удобная практика, которую явно стоило бы перенять в нашей стране.
Впрочем, есть у дилеров в России и другие проблемы. Одна из них — это слабые и, даже в какой-то степени неадекватные, франчайзинговые законы. Они очень плохо защищают дилеров. Можно привести такой пример как выход General Motors с рынка России. Он в некоторой степени повлиял на финансовый крах одной из крупнейших дилерских холдинговых компаний – Дженсер, которая, являясь крупнейшим дилером General Motors в России, оказалась недостаточно защищённой законами.
Впрочем, возникают и другие последствия. Текущие законы:
- не обеспечивают достаточную защиту потребителей;
- стимулируют «теневой» серый рынок;
- снижают доверие к отрасли в целом;
- создают условия для коррупции.
В США с этим гораздо лучше. Там подобные законы существуют не только в отдельных штатах, но и на Федеральном уровне. Законы управляют (в том числе):
- дилерскими обязательствами перед автопроизводителями;
- обязательствами автопроизводителей перед дилерами;
- арбитражем/юридическими спорами;
- совместным участием в маркетинговых и рекламных расходах;
- гарантийными возмещениями;
- распределением транспортных средств;
- такими вещами как услуги, исключительность, аудит, возвраты, бонусы;
- изменениями в дилерском соглашении.
Стоит ли говорить, что если всё это не регулируется, то ни о какой защите сторон и честной конкуренции речи идти не может.
Ну и, наконец, поговорим об авторитейле в общем. В России ситуация может быть и не аховая, но от идеальной явно далека:
- ограниченное использование передовых технологий;
- крупные поставщики технологий авторитейла по сути отсутствуют;
- решения DMS / CRM разрабатываются собственными силами;
- ограниченные ресурсы делают небольших дилеров неконкурентоспособными.
К чему это приводит? Да к тому, что 15 крупнейших дилерских групп контролируют более 30% всего рынка.
В Штатах ситуация благополучнее:
- многочисленные поставщики технологий авторитейла;
- значительные бюджеты поставщиков позволяют передовые решения;
- передовые системы DMS / CRM;
- системы позволяют дилерам быть конкурентоспособными независимо от размера и соответственно ресурсов на ИТ.
Результат? 150 крупнейших дилерских групп контролируют менее 25% всего рынка.
Разумеется, отечественный рынок молодой, мы не столько ищем его недостатки, сколько рассматриваем перспективы, точки роста и возможности. Есть возможность сделать рынок в целом более конкурентоспособным и эффективным. Лишь остаётся ей воспользоваться, устранив «детские болячки» рынка.
Мы продолжим сравнивать нашу и западную автосферы в следующей статье данного цикла!
Контрибутор: Наумовский Сергей
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.