Сравнение автомобильного рынка России и США: общие факты

38

Современный автомобильный рынок России молодой и вырос быстро. В течение некоторого времени большинству дилеров, импортёров и OEM-производителей удавалось оставаться финансово успешными, не применяя лучшие мировые методы, традиции и технологии индустрии.

В связи с быстрым ростом рынка не удалось сформировать многие актуальные аспекты законодательства, обеспечивающие честную конкуренцию и эффективное взаимодействие между основными участниками рынка. Также отсутствуют важные рыночные механизмы, стимулирующие развитие финансовых секторов и обеспечивающие ликвидность рынка.

Государственные программы поддерживают рынок, но имеют ограниченный эффект на его развитие. Во многом, автомобильный рынок России копирует автомобильный рынок США, но идёт с запозданием, в основном из-за отсутствия глубокого понимания взаимодействий между участниками рынка, которые формировались в США десятилетиями.

Всё ли так плохо? Если смотреть поверхностно, то будто бы нет.

Начнём с того, что сейчас отечественный авторынок является пятым по размеру в Европе. Только за прошлый год на нём было зарегистрировано 1,8 миллионов автомобилей, что ведёт к тому, что суммарный парк пассажирского и лёгкого коммерческого транспорта вырос до 46,9 миллионов единиц.

Прогнозы показывают, что у рынка есть значительные возможности роста — ожидается, что в 2021 году эти цифры увеличатся до 2,5 и 50,5 миллионов соответственно.

Но, когда дело доходит до эффективности, то тут всё далеко не так замечательно.

Отечественный рынок:

  • оставался успешным без лучших деловых практик;
  • не имеет зрелого законодательства регулирования;
  • не имеет некоторых ключевых механизмов взаимодействия.

Кроме того, государственные программы неэффективно стимулируют развитие, хотя только за прошедший год было выделено около 112,86 миллиардов рублей на поддержку авторынка. И ожидается, что эта цифра будет расти!

Теперь давайте сравним ситуацию с той, которая сейчас присуща США. Вот основные тезисы про американский авторынок:

  • это один из самых зрелых автомобильных рынков в мире;
  • он начал формироваться ещё в конце 19 века;
  • на него повлияли значительные финансовые кризисы;
  • его регулируют зрелые законы, как на уровне штатов, так и на федеральном уровне;
  • налажены эффективные отношения между всеми участниками рынка;
  • он оптимизирован и стимулирует различные отрасли экономики;
  • присутствует высокая осведомлённость потребителей и доверие к дилерам;
  • программы государственной поддержки ограничены;
  • несмотря на рекордные продажи, общий оборот рынка растёт.

Впрочем, стоит рассматривать это не с той точки зрения, что наш рынок сильно отстаёт от западного. Скорее стоит рассуждать, что у нашего рынка имеется отличный потенциал для роста. Осталось только его реализовать. И вот тут уже могут возникнуть определённые проблемы. Чтобы лучше понять, в чём же заключаются ключевые различия между рынками, нужно «копнуть» глубже — и рассмотреть отдельные их аспекты. Причём, влиять на автосферу могут порой далеко не самые очевидные вещи.

Начнём с такого важного аспекта как безопасность дорожного движения.

В России есть, к чему стремиться с точки зрения автобезопасности. На 1 млрд. километров в нашей стране происходит 49 ДТП с летальным исходом, в то время как в США — только 9,3. Вот ещё пара наглядных сравнений.

Почему так происходит? Дело в том, что в России (помимо прочего) слабые требования к периодическим инспекциям:

  • диагностическая карта, необходимая для покупки ОСАГО, чаще всего заменяется нелегальной или «серой» картой;
  • реальные проверки редки;
  • у инспектора ДПС нет возможности визуально подтвердить проверку.

Что же в США? Там в большинстве штатов, пусть и не во всех, требуется периодическая инспекция. В частности:

  • нужно подтверждение налоговых платежей и страхования;
  • имеются сертифицированные инспекционные центры;
  • проверка безопасности четко видна через лобовое стекло.

Такие вещи, которые кажутся на первый взгляд не столь критичными, очень сильно влияют на ситуацию.

Другая проблема — в России нередко происходят фальсификации одометра, но на законодательном уровне это мало как регулируется. Всё сводится к следующему:

  • уровень фальсификации одометра очень высокий;
  • это может быть осуждено как мошенничество, но обычно игнорируется;
  • в итоге стимулируется «теневой» серый рынок;
  • снижается доверие клиентов и общая безопасность автомобиля.

В то время как в США этот вопрос регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов:

  • можно понести административную и уголовную ответственность;
  • в некоторых случаях мошенничества с одометром могут быть приписаны:
    • заговор;
    • мошенничество;
    • подделка;
    • отмывание денег.
  • в худшем случае мошенничество с одометром приводит к тюремному заключению.

Решим эту проблему — и общая надёжность автомобилей увеличится.

Это лишь вершина айсберга. Мы продолжим анализировать, в чём же заключаются проблемы нашего автомобильного рынка — и что нужно сделать, чтобы он постепенно сравнялся с более успешным собратом, западным — в следующей части статьи.

Контрибутор: Наумовский Сергей

Предыдущая статьяOpel вновь появился на отечественном рынке
Следующая статьяВ Южно-Сахалинске открылся новый дилерский центр Toyota
Сергей Наумовский
Эксперт со всесторонним знанием различных аспектов автомобильного бизнеса. Значительный список успешных проектов — как предприниматель/лидер и как инженер/изобретатель. Опыт высшего руководства включает стартапы, разработку бизнес-стратегии, оценку технологий, конкурентную аналитику, защиту интеллектуальной собственности и лицензирование. 25-летний опыт работы в автомобильной промышленности и технологиях её автоматизации в США. 5- летний опыт работы в российском автомобильном секторе, консультирование OEM автопроизводителей, автодилеров и поставщиков автомобильных технологий в стратегических инициативах.