Современный автомобильный рынок России молодой и вырос быстро. В течение некоторого времени большинству дилеров, импортёров и OEM-производителей удавалось оставаться финансово успешными, не применяя лучшие мировые методы, традиции и технологии индустрии.
В связи с быстрым ростом рынка не удалось сформировать многие актуальные аспекты законодательства, обеспечивающие честную конкуренцию и эффективное взаимодействие между основными участниками рынка. Также отсутствуют важные рыночные механизмы, стимулирующие развитие финансовых секторов и обеспечивающие ликвидность рынка.
Государственные программы поддерживают рынок, но имеют ограниченный эффект на его развитие. Во многом, автомобильный рынок России копирует автомобильный рынок США, но идёт с запозданием, в основном из-за отсутствия глубокого понимания взаимодействий между участниками рынка, которые формировались в США десятилетиями.
Всё ли так плохо? Если смотреть поверхностно, то будто бы нет.
Начнём с того, что сейчас отечественный авторынок является пятым по размеру в Европе. Только за прошлый год на нём было зарегистрировано 1,8 миллионов автомобилей, что ведёт к тому, что суммарный парк пассажирского и лёгкого коммерческого транспорта вырос до 46,9 миллионов единиц.
Прогнозы показывают, что у рынка есть значительные возможности роста — ожидается, что в 2021 году эти цифры увеличатся до 2,5 и 50,5 миллионов соответственно.
Но, когда дело доходит до эффективности, то тут всё далеко не так замечательно.
Отечественный рынок:
- оставался успешным без лучших деловых практик;
- не имеет зрелого законодательства регулирования;
- не имеет некоторых ключевых механизмов взаимодействия.
Кроме того, государственные программы неэффективно стимулируют развитие, хотя только за прошедший год было выделено около 112,86 миллиардов рублей на поддержку авторынка. И ожидается, что эта цифра будет расти!
Теперь давайте сравним ситуацию с той, которая сейчас присуща США. Вот основные тезисы про американский авторынок:
- это один из самых зрелых автомобильных рынков в мире;
- он начал формироваться ещё в конце 19 века;
- на него повлияли значительные финансовые кризисы;
- его регулируют зрелые законы, как на уровне штатов, так и на федеральном уровне;
- налажены эффективные отношения между всеми участниками рынка;
- он оптимизирован и стимулирует различные отрасли экономики;
- присутствует высокая осведомлённость потребителей и доверие к дилерам;
- программы государственной поддержки ограничены;
- несмотря на рекордные продажи, общий оборот рынка растёт.
Впрочем, стоит рассматривать это не с той точки зрения, что наш рынок сильно отстаёт от западного. Скорее стоит рассуждать, что у нашего рынка имеется отличный потенциал для роста. Осталось только его реализовать. И вот тут уже могут возникнуть определённые проблемы. Чтобы лучше понять, в чём же заключаются ключевые различия между рынками, нужно «копнуть» глубже — и рассмотреть отдельные их аспекты. Причём, влиять на автосферу могут порой далеко не самые очевидные вещи.
Начнём с такого важного аспекта как безопасность дорожного движения.
В России есть, к чему стремиться с точки зрения автобезопасности. На 1 млрд. километров в нашей стране происходит 49 ДТП с летальным исходом, в то время как в США — только 9,3. Вот ещё пара наглядных сравнений.
Почему так происходит? Дело в том, что в России (помимо прочего) слабые требования к периодическим инспекциям:
- диагностическая карта, необходимая для покупки ОСАГО, чаще всего заменяется нелегальной или «серой» картой;
- реальные проверки редки;
- у инспектора ДПС нет возможности визуально подтвердить проверку.
Что же в США? Там в большинстве штатов, пусть и не во всех, требуется периодическая инспекция. В частности:
- нужно подтверждение налоговых платежей и страхования;
- имеются сертифицированные инспекционные центры;
- проверка безопасности четко видна через лобовое стекло.
Такие вещи, которые кажутся на первый взгляд не столь критичными, очень сильно влияют на ситуацию.
Другая проблема — в России нередко происходят фальсификации одометра, но на законодательном уровне это мало как регулируется. Всё сводится к следующему:
- уровень фальсификации одометра очень высокий;
- это может быть осуждено как мошенничество, но обычно игнорируется;
- в итоге стимулируется «теневой» серый рынок;
- снижается доверие клиентов и общая безопасность автомобиля.
В то время как в США этот вопрос регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов:
- можно понести административную и уголовную ответственность;
- в некоторых случаях мошенничества с одометром могут быть приписаны:
- заговор;
- мошенничество;
- подделка;
- отмывание денег.
- в худшем случае мошенничество с одометром приводит к тюремному заключению.
Решим эту проблему — и общая надёжность автомобилей увеличится.
Это лишь вершина айсберга. Мы продолжим анализировать, в чём же заключаются проблемы нашего автомобильного рынка — и что нужно сделать, чтобы он постепенно сравнялся с более успешным собратом, западным — в следующей части статьи.
Контрибутор: Наумовский Сергей
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.