В немецкой автомобильной промышленности и индустрии поставщиков разворачивается бойня за рабочие места. Они сокращаются, и с каждой неделей все больше и больше. В то время как экономические эксперты и биржевые аналитики бьют тревогу и беспокоятся о дивидендах своих богатых клиентов, профсоюз IG Metall хранит молчание и ведет наступление на местах.
Крупные корпорации начали использовать переход на электромобили для дальнейшего снижения затрат — то есть для максимизации прибыли — путем сокращения рабочих мест и перекладывания расходов на поставщиков, существование которых в результате оказывается под угрозой.
Однако теперь крупные автопроизводители сами оказываются под давлением, поскольку спрос на электромобили в Германии и по всей Европе в лучшем случае стагнирует, а не растет, а китайские производители выпускают на рынок аналогичные, но более дешевые автомобили.
Компания Marklines, специализирующаяся на анализе данных, подготовила для Deutsche-Presse-Agenture (dpa) оценку загрузки мощностей немецких автозаводов в 2023 году. Она показала, что в среднем они будут загружены лишь на две трети своих мощностей. Загрузка мощностей варьировалась от чуть менее 100 % на Porsche в Штутгарте и 90 % на Audi в Ингольштадте до 30 % от потенциальной мощности на Opel в Айзенахе. Несколько крупных предприятий работали лишь на половину мощности, включая главный завод VW в Вольфсбурге и завод Tesla в Грюнхайде под Берлином.
Эта тенденция сохранилась и в этом году. Поэтому крупные автопроизводители сразу же объявили об ужесточении мер в отношении своих рабочих. Вот только самые важные события последних двух-трех недель.
Босс Volkswagen Оливер Блюме недавно объявил об ужесточении программы жесткой экономии на заводах VW. «Все дело в расходах «, — заявил босс почти 700 000 сотрудников по всему миру. Необходимость экономии «особенно касается основного бренда Volkswagen». По словам Блюме, во втором квартале этого года прибыль там упала до 2,3%. Однако цель на следующий год — 6,5%. Поэтому в Германии были приняты меры «по сокращению мощностей на 25%», включая, например, переход с трех на две смены.
Даже премиальные бренды не остались в стороне. В настоящее время готовится закрытие завода Audi в Брюсселе, где около 3 000 сотрудников выпускают Q8 e-tron.
Генеральный директор Stellantis Карлос Таварес заявил, что некоторые из 14 брендов четвертого по величине автопроизводителя в мире могут быть закрыты в будущем. Агентство Reuters цитирует его слова: «Если они не будут приносить прибыль, мы их закроем. Мы не можем позволить себе иметь бренды, которые не приносят денег».
В настоящее время Stellantis объединяет бренды Citroën, Peugeot, DS Automobiles, Opel/Vauxhall, Ram, Dodge, Chrysler, Jeep, Fiat, Lancia, Abarth, Alfa Romeo и Maserati. Есть предположение, что Maserati может быть продана, а такие бренды, как Chrysler, Lancia, Alfa Romeo и DS Automobiles, могут быть закрыты.
Американский автопроизводитель Tesla объявил, что запланированное увеличение производственных мощностей на заводе в Грюнхайде под Берлином с нынешних 250 000 до 1 миллиона автомобилей в год пока приостановлено. Руководитель завода Андре Тириг сказал агентству dpa: «Мы не будем тратить несколько миллиардов на расширение завода, если нет четких сигналов, что рынок будет требовать этого».
Крупнейший в мире производитель грузовиков, Daimler Truck, также проводит экономию в условиях падения продаж, особенно в Азии и Европе. Около половины из примерно 12 000 сотрудников штаб-квартиры в Вёрте (Баден-Вюртемберг), как ожидается, будут переведены на короткий рабочий день в течение нескольких дней с сентября. Текущий период отпусков уже используется для сокращения производства.
Снижение продаж усиливает уже запланированное сокращение рабочих мест у поставщиков. Компания ZF, поставляющая продукцию для повышения мобильности, объявила о самом крупном сокращении рабочих мест за всю свою историю. Каждое четвертое рабочее место в Германии будет сокращено к 2028 году, а подразделения будут объединены. В ближайшие два года будет сокращено до 14 000 рабочих мест, что позволит сэкономить 6 миллиардов евро.
В компании Bosch только в подразделении Mobility будет сокращено около 3 000 рабочих мест по всему миру, а в Германии ликвидируют в общей сложности 3 500 рабочих мест.
Поставщик автомобилей и производитель шин Continental уже объявил о сокращении 7 150 рабочих мест в своем автомобильном подразделении, в том числе 5 400 в администрации и 1 750 в сфере исследований и разработок, чтобы снизить ежегодные расходы подразделения на 400 миллионов евро к 2025 году. В понедельник Conti объявила, что бизнес по поставке автомобильной техники будет размещен на бирже отдельно в рамках так называемого выделения. Прибыльное шинное подразделение и технологии производства пластмасс будут отделены от убыточного бизнеса по производству тормозов, электроники, дисплеев и других деталей для автомобильной промышленности.
В то время как крупные поставщики экономят, многие мелкие поставщики борются за выживание. Сообщения о новых банкротствах поступают каждую неделю.
Совсем недавно пострадал давний производитель сидений Recaro в Баден-Вюртемберге, где неплатежеспособность затронула 215 сотрудников. Руководство компании, IG Metall и рабочий совет в ближайшие недели примут меры по сокращению штата сотрудников, чтобы продолжить работу.
Компания BBS Autotechnik, известная своими легкосплавными колесными дисками, неплатежеспособна уже в пятый раз с 2007 года. BBS приобрела неплатежеспособный завод Superior Industries в Вердоле только в начале июля.
После 2020 года в понедельник было вновь открыто предварительное производство по делу о банкротстве компании Flabeg Automotive из Нюрнберга, специализирующейся на отделке и гибке стекла. После увольнений, проведенных в прошлом году, в настоящее время на предприятии работают почти 190 сотрудников.
Компания Thyssenkrupp Automotive Body Solutions планирует сократить около 400 рабочих мест в Германии в связи с падением спроса. В основном это коснется предприятия в Локвайлере, которое поставляет компоненты и машины для производства кузовов. Вместо этого материнская компания Thyssenkrupp планирует расширить свои предприятия в Индии, Китае, Польше, Португалии и США.
Роль IG Metall
Руководители и члены совета директоров могут твердо рассчитывать на поддержку профсоюза IG Metall и представителей производственного совета при проведении этих сокращений.
В дополнение к сокращению рабочего времени в Daimler Truck планируются и другие меры по сокращению расходов. Босс Daimler Truck Мартин Даум пояснил, что сначала он планировал заморозить набор персонала, т. е. сократить рабочие места за счет выбытия персонала, а затем провести дальнейшие сокращения. Он не сообщил, какими будут эти сокращения. Глава Генерального рабочего совета Михаэль Брехт поддерживает Даума. Он заявил вещательной компании SWR, что с компанией были достигнуты хорошие договоренности. По его словам, важно, чтобы производитель благополучно пережил этот этап и смог снова набрать обороты, когда спрос возрастет.
Согласно пресс-релизу, управляющий делами о банкротстве Фолькер Бём уже провел «первые хорошие и конструктивные переговоры» с представителями рабочих советов, поставщиками и клиентами Flabeg. Бём сообщил, что «существует большая готовность объединить усилия в рамках реорганизации». Поэтому он видит хорошие перспективы для этого процесса. Он будет основываться на сокращении заработной платы и рабочих мест, а также на ухудшении условий труда.
То же самое относится и к работникам Recaro. Прибыль компании обеспечивалась в течение нескольких лет за счет отказа и отсрочки выплаты заработной платы рабочим, а теперь их снова просят заплатить в ходе процедуры банкротства, чтобы обеспечить прибыль компании.
Повсеместно IG Metall и представители его рабочего совета работают на каждом заводе и фабрике, чтобы осуществить сокращения или закрытия. Профсоюз и не думает мобилизовать свои более чем 1,5 миллиона членов в различных компаниях (а также около полумиллиона пенсионеров), чтобы противостоять надвигающейся резне рабочих мест.
Следующий раунд переговоров по заключению контрактов в металлургической и электротехнической промышленности, начинающийся в следующем месяце, предоставит такую возможность. Около 4 миллионов работников, в том числе около 800 000 работников автомобильной промышленности и поставщиков, показали, что они готовы к борьбе. Однако IG Metall уже ясно дала понять, что намерена в очередной раз сократить расходы компании за счет снижения реальной заработной платы и сокращения рабочих мест. Именно поэтому она требует лишь 7% повышения зарплаты в течение 12 месяцев. В результате было бы достигнуто соглашение между 3 и 4% — в два этапа в течение как минимум 24 месяцев.
Чтобы отстоять рабочие места, условия труда и заработную плату, необходимо создать независимые рядовые комитеты действий, в которых будут действовать низовые организации и которые будут сотрудничать между собой в разных местах, компаниях и странах. В основе деятельности комитетов должен лежать принцип, согласно которому социальные интересы трудящихся важнее интересов корпоративной прибыли.
По материалам WSWS.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.