Автомобильная мобильность — виды и тренды

263

Ситуация на автомобильном рынке значительно меняется — если ещё недавно лучшим способом регулярно пользоваться автомобилем была его покупка, то теперь находятся альтернативные способы использования транспортных средств, вовсе необязательно подразумевающих владение ими. Продолжаем говорить о них в нашем цикле статей.

Доля доходов от продаж автомобилей постепенно смещается в направлении услуг мобильности (shared mobility). Именно сервисы, а не прямые продажи дают год от года большую часть дохода.

Если сегодня основа выручки — это непосредственная продажа автомобилей, то уже к 2030 году всё очень сильно сдвинется в сторону рекаринговой составляющей.

Прогноз МакКинзи

Влиять подобные изменения, впрочем, будут не только на покупки автомобилей, но и, например, на сферу общественного транспорта. Уже сейчас видно, как рынок мобильности забирает у неё клиентуру. И не надо быть аналитиком, чтобы догадаться, что в дальнейшем ситуация будет и дальше смещаться не в пользу общественного транспорта.

Впрочем, несправедливо говорить об автомобильной мобильности как о чём-то одном, каком-то конкретном сервисе. На самом деле, под это понятие можно подвести много что. Приведённая ниже схема наглядно демонстрирует, как именно развивалась эта сфера и какие ответвления были в итоге сформированы.

Да, технически говоря, сюда можно отнести и обычное такси, которым все пользуются на протяжении десятков лет. Но и оно эволюционирует, развивается, становится более умным, более автоматизированным. Теперь машина подаётся быстрее, чем когда-либо, цены просчитываются заранее, равно как и продолжительность поездки с учётом пробок, а ИИ следит за тем, чтобы заказы выполнялись максимально корректно. Неудивительно, что подобные сервисы в последние годы на подъёме.

Но если это всё привычно, то рынок каршеринга, совместного владения автомобилями, появился очень быстро, за кратчайшие сроки стал настоящим хитом и увеличил количество своих пользователей в разы.Всего в России свои услуги предлагают 27 каршеринговых компаний. За примерно 8 лет существования каршеринга в России 12 компаний либо прекратили свою работу, либо так и не запустили анонсированный сервис.

Аналитики считают, что размер этого рынка к 2025 году составит около 75 тысяч автомобилей. Сейчас только в Москве около 30 тысяч каршеринговых автомобилей. В России — 39 тысяч. Самым крупным парком располагает компания «Яндеск.Драйв», у неё 16,5 тысяч автомобилей. Далее идут Делимобиль, BelkaCar и YouDrive, у них 12 тыс., 5 тыс. и 2 тыс. автомобилей соответственно.

Многие пользователи всё ещё не рассматривают каршеринг как полноценную замену владению автомобилем, особенно семьи с детьми и жители регионов, с недорогим такси и регулярно обновляемым парком общественного транспорта. Но всё же уже сейчас это скорее стало мейнстримом.

Что ещё не стало мейнстримом, хотя и активно развивается — так это подписка на автомобили. Аналогично тому, как мы подписываемся на стриминговые сервисы или доставку еды, некоторые компании предлагают заплатить определённую сумму денег — и получить нужный автомобиль и несколько идущих с ним в комплекте сервисов в своё распоряжение.

Пока что данная услуга в России больше тяготеет к премиальному сегменту, а предоставляют её преимущественно только Volvoи Hyundai, но по мере хода времени и по ходе повышения её доступности, уверены, пользователей у таких сервисов станет только больше. Вот небольшая инфографика про то, как подобная подписка работает

Александр Усольцев, Mastakey: Следует обратить внимание, что в США дилеры уже начали тестировать возможности данной модели для своих клиентов без поддержки производителей. За прошедшие три года в рамках наблюдений по косвенным показателям я пока сделал вывод, что наиболее вероятным сегментом программ подписки для дилера будут на подержанные автомобили премиальных брендов возрастом от полугода до 2-х лет. Здесь уже в меньшей степени на экономику дилера влияет снижение остаточной стоимости после выхода автомобиля из парка. А потребитель готов платить за качество сервиса, находясь в компромиссе с возрастом автомобиля.

Мы поговорили об автомобильной мобильности в разных её проявлениях — но это лишь вершина айсберга. В следующей статье нашего цикла речь пойдёт о том, как это явление влияет на автодилеров и на продажи транспорта — и каких изменений ждать в будущем.