В то время как Tesla, General Motors, Ford, Volvo и другие автопроизводители столкнулись и продолжают сталкиваться с расследованиями и судебными исками NHTSA (Национальное управление безопасностью движения на трассах в США) в отношении их функций самостоятельного вождения, а отдельные компании стремятся получить прибыль от самодвижущихся автомобилей и роботакси, автоиндустрия должна спросить себя, могут ли автомобили, которые управляют собой, быть ответом на вопрос, который задают американские потребители.
Даже у систем второго уровня, таких как Super Cruise от GM, BlueCruise от Ford и Autopilot от Tesla, есть свои преимущества. Если вы едете в дальний путь, скажем, из Детройта в Новый Орлеан, а это 17 часов пути, и едете без рук по длинным, в основном прямым шоссе, то это позволяет уменьшить усталость водителя. Проблема, однако, в том, что не каждый водитель будет проявлять благоразумие. Некоторые будут пытаться вывести систему за пределы дозволенного; кроме того, системы могут быть сложными для включения и выключения.
В эпоху, когда даже информационно-развлекательные системы с голосовыми командами могут быть неповоротливыми и непоследовательными, скептицизм потребителей по поводу того, стоит ли доверять вождение своим автомобилям и компаниям, которые их производят, вполне понятен.
Американские потребители не так уж и заинтересованы
Недавно Forbes провел опрос 2 000 автовладельцев, чтобы узнать их мнение о самостоятельном вождении. Основные результаты:
- 93 % американцев обеспокоены тем или иным аспектом самодвижущихся автомобилей, причем безопасность и технологические неполадки возглавляют список.
- 81 % американцев никогда не ездили на самоуправляемых автомобилях.
- 61 % американцев не доверили бы самоуправляемому автомобилю своих близких или детей.
- Только 29 % потребителей готовы заплатить за самодвижущийся автомобиль.
- Лишь 16 % американцев радуются появлению в будущем самоуправляемых автомобилей.
Исследование J.D. Power подтверждает результаты опроса Forbes. Исследование J.D. Power 2023 U.S. Mobility Confidence Index (MCI) Study показывает, что доверие потребителей к полностью автоматизированным, самодвижущимся автомобилям снижается второй год подряд. Потребители демонстрируют «низкую готовность по всем показателям» к автоматизированному вождению, отмечает J.D. Power, при этом самый низкий уровень комфорта испытывают при езде в полностью автоматизированном, самодвижущемся автомобиле и при пользовании полностью автоматизированным, самодвижущимся общественным транспортом.
Безопаснее?
Сторонники технологий автономного вождения считают, что безопасность — это самый большой дивиденд, потому что системы могут реагировать на изменение обстановки и опасные факторы, вызывающие аварии, быстрее, чем человек. Обещается резкое сокращение числа дорожно-транспортных происшествий. Возможно. Но это обещание не будет реализовано до тех пор, пока достаточное количество владельцев автомобилей не примут его и не будут использовать должным образом.
Пока что безопасное вождение продается с трудом. Данные о дорожно-транспортных происшествиях запаздывают, и каждая новая технология проходит через трудности роста. Но последние данные NHTSA показывают, что средний уровень аварийности самоуправляемых автомобилей составил 9,1 на миллион миль (1,61 млн км), по сравнению с 4,1 авариями на миллион миль для автомобилей без этой технологии.
Исследование NHTSA, посвященное передовым системам помощи водителю (ADAS), показало, что более двух третей (69,64%) всех аварий с участием ADAS приходится на Tesla — в 2022 году Tesla сообщила о 273 авариях с участием ADAS. Это число неудивительно, поскольку Tesla имеет наибольшее количество автомобилей с ADAS на дорогах, но количество аварий растет. Это не столько обвинение в адрес технологии, сколько обвинение в способности многих потребителей адаптироваться, учиться и использовать правильные суждения о том, как и когда ее задействовать.
Действительно, NHTSA продолжает расследовать адекватность отзыва Tesla в декабре 2023 года более 2 миллионов автомобилей для обновления функций автопилота после многочисленных аварий, произошедших после внедрения обновления.
Отзыв Tesla произошел после того, как в ходе расследования NHTSA выяснилось, что почти 1000 аварий произошли при включении автопилота. По данным опроса Forbes, 62 % респондентов заявили, что не уверены в технологиях Tesla после отзыва и последующего освещения в СМИ.
В прошлом месяце NHTSA объявило о расследовании в отношении Mustang Mach-E компании Ford, оснащенного системой BlueCruise, после того как поступили сообщения о двух авариях со смертельным исходом и подтвердилось, что BlueCruise был включен в момент столкновения.
Психологическое сопротивление
Некоторое противодействие автоматизированному вождению связано с человеческой природой и психологией. Владельцы Ford столкнулись с 57 отзывами в 2023 году, затронувшими более 6 миллионов автомобилей. Mercedes-Benz, еще одна компания, продвигающая ADAS, в прошлом году отозвала 27 автомобилей из-за различных проблем. Существует естественное и понятное недоверие к автомобильным компаниям, которые часто отзывают автомобили для обеспечения автоматизированного управления.
В целом большинство потребителей —69 % — негативно относятся к автономным автомобилям, согласно опросу Forbes. Почти половина опрошенных выражает скептицизм и обеспокоенность, и только 16 % потребителей говорят, что они «в восторге» от этой технологии, и лишь 8 % имеют в целом положительный взгляд на ADAS.
Весь этот скептицизм заставляет аналитиков все более негативно относиться к будущему самоуправляемых автомобилей. Например, McKinsey & Co. ожидает, что в 2030 году только 12% новых пассажирских автомобилей будут продаваться с системой ADAS. К 2035 году эта цифра может вырасти до 37 %, считает McKinsey, но это десятилетие, когда потребители будут голосовать своими карманами за то, за что они готовы доплачивать, а что их устраивает. И даже если автомобили будут оснащены ADAS, остается много вопросов о том, как часто водители станут использовать эти функции и сколько из них будут платить абонентскую плату после покупки автомобиля, оборудованного для вождения системами помощи водителю второго или даже третьего уровня.
Некоторые автопроизводители, разумеется, сократили инвестиции и ожидания в отношении возможностей ADAS. Например, компания Ford свернула свои инвестиции в компанию Argo AI и вышла из бизнеса роботакси, списав 2,7 миллиарда долларов. «Все изменилось», — сказал генеральный директор Ford Джим Фарли. «До прибыльных и полностью автономных автомобилей еще далеко». Однако компания продолжает расширять и совершенствовать свою функцию BlueCruise, которая обеспечивает вождение без рук на «заранее выбранных участках» разделенных автомагистралей.
Автопроизводители заинтересованы в продолжении исследований и разработок ADAS, поскольку прогнозируют доходы от подписки, которая приходит после того, как потребитель оплачивает функцию в пункте продажи. Ford берет 800 долларов в год после бесплатного периода. GM начисляет плату 25 долларов в месяц после пробного периода.
Цена на программный пакет Tesla Full Self-Driving (FSD) была снижена с 12 000 до 8 000 долларов. Система обеспечивает автономность 2-го уровня, но при соблюдении нормативных требований может быть обновлена до полностью автономной.
Недавно Tesla урегулировала дело о смертельном ДТП, в котором погиб инженер-программист Apple в результате аварии 2018 года, в которой была задействована система AutoPilot. Расследование NHTSA обвинило как технологов Tesla, так и водителя, который, по мнению агентства, «вероятно, отвлекся». В ходе досудебного разбирательства Tesla утверждала, что в момент аварии водитель играл в видеоигру на своем телефоне. Это дело подчеркивает как пределы возможностей технологии, так и легкость, с которой многие водители игнорируют предупреждения и обучающие инструкции о том, как правильно ее использовать.
Тем временем безопасность автономных автомобилей находится на особом контроле в Вашингтоне с октября, когда роботакси, управляемое Cruise, подразделением General Motors по производству автомобилей без водителя, столкнулось с пешеходом, а затем протащило его по улице Сан-Франциско. GM приостановила работу подразделения, а регулирующие органы проводят расследование.
Ghost Autonomy, стартап, работающий над программным обеспечением для автономного вождения для автопроизводителей, и демонстрировавший технологии автономности четвертого уровня, закрылся в прошлом месяце.
Эффект Китая
Одним из главных факторов развития технологий ADAS в США является проникновение ADAS в Китае. Несколько месяцев назад Autonomous Vehicle Industry Assn., представляющая Cruise, Waymo, Zoox, Motional и другие компании, занимающиеся автономной мобильностью, направила письмо министру транспорта Питу Баттигигу с просьбой поддержать инициативы в области автономного вождения, ссылаясь на «надвигающуюся угрозу конкуренции со стороны Китая», где технологии автономного вождения пользуются большим спросом и развиваются гораздо быстрее, чем в США и Европе.
«Поддержка Министерством развития автотранспорта имеет решающее значение для сохранения конкурентоспособности нашей страны и закрепления позиций мирового лидера», — написала группа. «США находятся на переломном этапе в гонке АВ, в то время как такие страны, как Китай, активно инвестируют и развивают эту технологию».
Человеческая природа
Автоматизированные автомобили обещают сделать вождение менее утомительным, более удобным и безопасным, но некоторые исследователи и ученые говорят, что существует несколько психологических барьеров, которые повлияют на принятие самодвижущихся автомобилей и даже некоторых технологий ADAS, которые внедряются до появления настоящих самодвижущихся автомобилей. Люди, как правило, чувствуют себя более безопасно, когда им кажется, что они могут взять под контроль автомобиль, если он неисправен или если произошел инцидент, предвещающий аварию.
«Некоторым будет сложно отказаться от чувства контроля, связанного с самостоятельным вождением. Люди, которые чувствуют независимость и самостоятельность от вождения, могут с трудом передать этот контроль автоматизированной системе, даже если она технически безопаснее или эффективнее», — говорит доктор Марлинн Вэй, нью-йоркский психотерапевт и автор, изучавший самодвижущиеся автомобили и психологию водителей.
Одной из проблем, которую предстоит преодолеть автопроизводителям, в то время как регулирующие органы по-прежнему настроены скептически, является чрезвычайная изменчивость поведения водителей. Пнина Гершон, научный сотрудник лаборатории MIT AgeLab и Центра транспорта и логистики, говорит, что водители склонны чрезмерно полагаться на системы ADAS, в результате чего уровень внимания становится ниже оптимального. Данные MIT показывают, что при использовании систем автоматизации вождения водители чаще отвлекаются от управления автомобилем. «По сути, это говорит о том, что при включении автопилота (например) мы видим более длительные взгляды в сторону от дороги».
И это та проблема, которую NHTSA внимательно изучает.
По материалам WardsAuto.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.