Все большую популярность набирает франшиза. При ее покупке предприниматели заключают с франчайзером (владельцем бренда) договор, именуемый роялти. Суть договора заключается в том, что франчайзи с определенной периодичностью перечисляют франчайзеру суммы за использование его бизнес-модели или авторских прав (в зависимости от сути франшизы).
Роялти – это не кредит и рассрочка, но регулярные отчисления согласно контракту. Размер зависит от прибыли, которую приносит предприятие. Деньги перечисляются ежемесячно, если, конечно, не были обговорены иные условия.
Виды роялти
- Фиксированные выплаты. То есть, как договорились с франчайзером, так и выплачивается вне зависимости от общего оборота. Это не самый выгодный вид оплаты, ведь оборот может существенно превышать оплачиваемую сумму. Мало кто из франчайзеров на такое согласится.
- Процент от прибыли. Это самый распространенный вид роялти, он выгоден обеим сторонам. Часто подобные договоры заключаются с франчайзи, который открывает филиал в новом городе и еще мало осведомлен о рынке.
- Оплата процентных ставок от разницы затрат на товары и их продажи. Здесь уже схема посложнее, поэтому используется далеко не во всех франшизах. Обычно так делают при оптовой продукции или большой аудитории бренда.
- Платежи, заложенные в закупки. Самый редкий вид роялти: платится только за конкретные товары, а регулярные выплаты отсутствуют.
Положительные стороны роялти очевидны: бизнес без рисков, не нужно самостоятельно формировать бизнес-планы и бизнес-модели, быстрое развитие, пассивный доход. А головной офис всегда поможет и поддержит, особенно на начальном этапе.
Безусловно, есть и иные особенности – например, повышенный контроль со стороны франчайзера, а также риск уйти в убыток. Но такие моменты всегда проговариваются заранее, разъясняются и обсуждаются.
Идеально, когда франчайзи взвешивает всевозможные риски – например, изучает рыночную ситуацию в конкретном регионе, где собирается открыть офис или торговлю. Все это делается с учетом стартового бюджета и адекватной оценки собственных сил. Тут важно не переоценить себя, чтобы потом не уйти в минус.
Таким образом, роялти – это очень выгодно, удобно, а главное – честно. Обе стороны получают свое: изготовитель бренда – прибыль, а покупатель – раскрутку. Но чтобы грамотно прийти к такому виду деловых отношений, нужно подробнее изучить данный вопрос: почитать, проконсультироваться у специалистов. И только потом принимать решение о франшизе со всеми вытекающими договорами и последствиями.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.