18+

Пятница, 29 марта, 2024
business.auto.ru
ДомойАналитикаДефицит чипов проверяет на прочность цепь поставок

Дефицит чипов проверяет на прочность цепь поставок

Землетрясение. Цунами. Пандемия. А теперь глобальная нехватка микропроцессоров, без которых машины не могут работать. Мы когда-нибудь видели, как цепочка поставок автомобилей испытывалась так сильно, как это было в последнее десятилетие?

Автомобили собирают из тысяч деталей, но даже если не хватает одной из них, сборочные линии прекращают работу.

Автопроизводители и поставщики являются мастерами логистики, но иногда случаются природные катаклизмы, которые сводят на нет все тщательно разработанные планы. Нехватка компьютерных чипов показывает, что пришло время применить новый подход.

Есть несколько причин нехватки чипов, но она начинается с пандемии COVID-19. В начале весны 2020 года автозаводы начали закрываться из-за повсеместных локдаунов, а миллионы покупателей перестали приобретать автомобили.

Никто не знал, когда производство возобновится, поэтому автопроизводители начали отменять заказы у поставщиков, в том числе и у поставщиков чипов. Это было ошибкой.

Во всем мире существует огромный спрос на микропроцессоры, и когда автопроизводители отменили свои заказы, их место заняли производители из других отраслей.

Продажи потребительской электроники сильно выросли, когда находящиеся взаперти граждане заказывали игровые приставки, смарт-телевизоры и множество других товаров, чтобы развлечь себя дома.

Спрос на чипы настолько велик, что если вы отменяете заказ, вы автоматически теряете свое место в очереди. И вот где сейчас оказалась автомобильная индустрия — в конце очереди.

Что касается производителей чипов, то автоиндустрия является низкоприоритетной. Несмотря на то, что автопроизводители выпускают около 100 миллионов автомобилей в год, и они забиты микропроцессорами, на долю автомобильной промышленности приходится только около 10% мирового спроса на чипы.

Только на мобильные телефоны приходится почти половина всех микросхем, которые производятся в мире. Автопроизводители привыкли быть 600-фунтовой гориллой в комнате и подгибать поставщиков под себя, но это не так, когда дело доходит до чипов.

Более того, срок изготовления чипов — шесть месяцев. Производство микропроцессора включает в себя до 800 шагов.

Требуется больше производственных мощностей, и этот вопрос решается. Но крупный завод по производству микропроцессоров может стоить 10 миллиардов долларов. Это примерно столько же, сколько и пять новых заводов по сборке автомобилей. Автомобильные компании не могут себе этого позволить, и мало кто другой богат настолько, чтобы внезапно инвестировать в большее количество таких заводов.

Европейский Союз говорит о выделении 30 миллиардов долларов на строительство собственных предприятий по изготовлению микропроцессоров. В США бизнес-группы, в том числе автопроизводители, просят администрацию Байдена предоставить стимулы для таких заводов. Конгресс принял закон об этом в прошлом году, но денег так и не выделил. Теперь пришло время действовать.

Это серьезная проблема. Генеральный директор GM Мэри Барра уже предупредила инвесторов, что нехватка чипов в этом году может стоить компании 2 миллиарда долларов.

Без сомнения, все остальные тоже понесут потери. И нехватка выходит далеко за рамки автомобильной промышленности. Он влияет на аэрокосмическую, оборонную и медицинскую отрасли. Значит, это имеет последствия для национальной безопасности.

Стимулы — это хорошо, но недостаточно хорошо. Сегодня нехватка чипов, а  что будет завтра? Литий для батарей электромобилей? Редкоземельные металлы для двигателей электромобилей?

Что нужно США и ЕС, так это стратегия, которая определит критические материалы и компоненты и объединит планы по их производству, чтобы в них не возникло недостатка снова.

В то же время, есть несколько шагов, которые могут предпринять автопроизводители. Прямо сейчас они сокращают количество используемых ими платформ и максимизируют количество компонентов, которые они могут совместно использовать в различных модельных линиях.

Чтобы получить лучшие цены, они предлагают большую загрузку меньшему количеству поставщиков. Может быть, было бы разумнее заплатить немного больше и распределить эти контракты среди большего количества поставщиков.

Кроме того, из сложившейся ситуации можно вынести урок: не стоит аннулировать контракты с поставщиками чипов, чтобы не оказаться в самом конце очереди. Вместо этого стоит сохранить заказы, но немного отодвинуть их. Гораздо проще вернуться в очередь парой месяцев позже, если у вас уже есть заказы.

Нехватка чипов, вероятно, будет решена позже в этом году. И с помощью тяжелой сверхурочной работы автопроизводители смогут наверстать большую часть потерянного производства.

Но в этом есть опасность. Как только проблема разрешится, естественная тенденция — вернуться к старым методам работы.

Надеюсь, этого не случится. За последнее десятилетие цепочка автомобильных поставок приняла слишком много ударов. И промышленность должна быть готова к следующему бедствию, которое почти наверняка затаилось в тени.

По материалам WardsAuto.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное