18+

Среда, 16 июля, 2025
spot_img
ДомойЛонгридЕщё немного о китайском запрете экспорта редкоземельных элементов

Ещё немного о китайском запрете экспорта редкоземельных элементов

Контроль Пекина над редкоземельными металлами становится мощным козырем в торговом конфликте между США и Китаем. Производство очищенных редкоземельных металлов еще более концентрировано, чем производство металлов для аккумуляторов, что приводит к постоянным рискам для цепочки поставок в автомобильной отрасли в новых условиях протекционизма.

Редкоземельные металлы находятся в центре торговых противоречий между США и Китаем

Почти 70 % мирового производства редкоземельных элементов и более 90 % их переработки приходится на Китай, поэтому мир по-прежнему сильно зависит от этой страны в плане поставок редкоземельных элементов (РЗЭ). После введения 2 апреля США широких импортных пошлин Китай ввел экспортные лицензии на семь редкоземельных элементов и постоянные магниты, что привело к сокращению поставок. В США нет производства очищенных редкоземельных элементов.

Доминирующее положение Китая, по-видимому, играет важную роль в торговых переговорах с США, но также представляет риск для импортирующих компаний во всем мире, поскольку нет никаких немедленных обходных путей.

США хотят отмены экспортного контроля в рамках торговых переговоров, а Китай заявил, что будет «ускоренно» выдавать лицензии европейским компаниям. Но это по-прежнему остается потенциальным препятствием в цепочке поставок.

Семь редкоземельных металлов в списке ограничений Пекина

Распределение переработанной продукции по странам в 2024 году, %

Источник Project Blue, ING Research

Проблемы с поставками редкоземельных элементов вызывают серьезную озабоченность в автомобильной промышленности

Редкоземельные элементы — это группа из 17 минералов, включая неодим, диспрозий и лантан, которые используются для различных целей. Китай контролирует не только добычу, но и большую часть мировых мощностей по переработке, на которые приходится в среднем 92 % переработанной продукции. Эта огромная зависимость создает новые риски для цепочки поставок в автомобильном секторе, который использует редкоземельные элементы и магниты для нескольких важных целей. Таким образом, они имеют решающее значение как для электромобилей, так и для традиционных автомобилей.

Три крупнейших американских автопроизводителя — GM, Stellantis и Ford — а также немецкие автопроизводители (представленные VDA) и европейские поставщики автомобильной промышленности (CLEPA) выразили серьезную озабоченность в связи с недавними экспортными ограничениями Китая.

После введения этих экспортных ограничений в апреле импортирующие автопроизводители и их поставщики теперь должны получать разрешение на получение поставок РЗЭ из Китая. По данным CLEPA, на данный момент одобрена только часть этих заявок на получение лицензии. Эта ситуация может привести к дефициту поставок по всей цепочке создания стоимости в автомобильной промышленности.

Некоторые производители уже ощущают последствия истощения запасов — например, Suzuki сократила производство своей модели Swift в Европе, а Ford ранее объявила о сокращении производства своих внедорожников в Чикаго.

Редкие земли, используемые в автомобилестроении, — это в основном элементы с сильными магнитными характеристиками, такие как неодим (Nd), самарий (Sm) и диспрозий (Dy), а также церий (Ce), гадолиний (Gd), лантан (La), лютеций (Lu), празеодим (Pr), тербий (Tb) и иттрий (Y)). Эти материалы имеют различные применения как в электромобилях, так и в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Они используются в таких деталях, как электродвигатели, датчики, системы рулевого управления, системы впрыска топлива, каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, системы рекуперативного торможения и системы помощи водителю (ADAS). Китай ограничил экспорт семи из них — самария, гадолиния, тербия, диспрозия, лютеция, скандия и иттрия.

Нет глобального дефицита, скорее, существует узкое место в поставках и риск концентрации

Обеспокоенность дефицитом редкоземельных элементов не вызвана недостатком глобальных поставок. На самом деле, в последние годы производство превышало спрос. Удивительно, но это еще не вызвало резкого роста цен.

Настоящая проблема заключается в крайней концентрации поставок — это вызывает еще большее беспокойство, чем в случае с материалами для батарей, такими как литий. Китай обладает крупнейшими запасами в мире. На долю Китая приходится более половины предполагаемых мировых запасов — 44 миллиона тонн.

Редкоземельные элементы на самом деле не являются редкими. Например, церий встречается чаще, чем медь. Редкоземельные элементы относительно широко распространены в земной коре, но их концентрация, пригодная для добычи, встречается реже, чем у большинства других минеральных сырьевых товаров, что делает добычу более затратной. Именно эта сложная и дорогостоящая добыча и переработка делают редкоземельные элементы стратегически значимыми. Это дает Китаю сильную переговорную позицию не только с США, но и с Европой.

Китай лидирует по добыче и запасам редкоземельных металлов

Добыча и запасы редкоземельных металлов в 2024 году

 

Источник Project Blue, ING Research

Риски поставок не исчезнут в условиях новой реальности протекционизма

Хотя Китай пообещал ускорить процесс утверждения экспортных лицензий, ситуация остается потенциальным препятствием для цепочки поставок, особенно в мире, который все больше формируется под влиянием протекционистской политики. Это следует за предыдущими сбоями, такими как нехватка микросхем и проблемы с поставками кабельных жгутов.

Диверсификация поставок за пределы Китая чрезвычайно сложна и, в лучшем случае, является ограниченным долгосрочным решением. В настоящее время Европа не производит редкоземельные элементы, а США только недавно начали мелкосерийное производство неодима и празеодима. Хо

Риски, связанные с поставками, не исчезнут в условиях новой реальности протекционизма

Хотя Китай пообещал ускорить процесс утверждения экспортных лицензий, ситуация по-прежнему остается потенциальным препятствием для цепочки поставок, особенно в мире, который все больше формируется под влиянием протекционистской политики. Это следует за предыдущими сбоями, такими как нехватка микросхем и проблемы с поставками кабельных жгутов.

Диверсификация поставок за пределы Китая чрезвычайно сложна и, в лучшем случае, является ограниченным долгосрочным решением. В настоящее время Европа не производит редкоземельные металлы, а США только недавно начали мелкосерийное производство неодима и празеодима. Однако оба региона владеют лишь небольшой частью мировых запасов, что ограничивает их возможности по увеличению объемов производства.

Электромобили обычно требуют большего количества редкоземельных элементов, чем обычные автомобили. Быстрое расширение рынка электромобилей в Китае, вероятно, укрепило его доминирующее положение в этой сфере. По мере того как Европа наращивает собственное производство электромобилей, ее зависимость от Китая — как в отношении редкоземельных элементов, так и аккумуляторов — будет расти.

Китай имеет сильный контроль над производством редкоземельных элементов, и его нелегко ослабить

Доля Китая в мировом производстве очищенных редкоземельных элементов и прогноз

Источник: IEA, ING Research, *базовый прогноз IEA

Долгосрочный прогноз: быстрых решений нет. Инновации и переработка отходов — часть структурного решения

Заинтересованные стороны в автомобильной отрасли призывают к деэскалации и конструктивному сотрудничеству с Китаем. В долгосрочной перспективе инновации в области проектирования компонентов могут помочь снизить зависимость от редкоземельных элементов. Например, Mercedes-Benz объявил о своих усилиях по «значительному сокращению» количества редкоземельных металлов, используемых в каждом автомобиле, за счет разработки новых составов материалов. Однако для внедрения таких изменений потребуется время. В то же время, более активная переработка редкоземельных элементов может стать более структурной возможностью для управления рисками поставок.

По материалам Ing.

Сергей Август
Сергей Августhttp://sergeyaugust.ru
Контент-райтер, SMM-менеджер.
- Реклама -yandex.zen

Популярное