Центральная Азия, включающая Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, относится к числу наиболее динамично развивающихся экономик мира. Благодаря политическим и экономическим реформам, быстрому росту населения, урбанизации и увеличению доходов, автомобильный рынок переживает устойчивый рост, подпитывая спрос как на новые автомобили, так и на местное производство. В результате регион становится одним из наиболее перспективных направлений для международных инвестиций.
Автомобильная промышленность Узбекистана имеет 30-летнюю историю. Chevrolet — самый популярный бренд среди выпускаемых автомобилей. В последнее время Узбекистан активно расширяет свой экспорт, поставляя автомобили в соседние страны и за пределы региона. Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан в настоящее время остаются в значительной степени импортозависимыми, но интерес к местному автомобильному производству постепенно растет.
На этом фоне Казахстан, давний экономический лидер в Центральной Азии, также становится ключевым игроком в производстве автомобилей. За последние пять лет, несмотря на снижение объемов производства в основных мировых экономиках, Казахстан утроил выпуск автомобилей. Особое внимание уделяется развитию цифровизации, искусственного интеллекта, промышленной инфраструктуры и привлечению иностранных инвестиций. Важно отметить, что экспортный потенциал Казахстана значительно превосходит соседние страны. Все эти преимущества все больше привлекают внимание ведущих мировых автопроизводителей. 2025 год обещает стать переломным для отрасли, так как планируется запуск двух новых автомобильных заводов, что значительно увеличит производственные мощности и укрепит позиции Казахстана как регионального автомобильного хаба.
За весь прошлый год в Казахстане было произведено 147 400 автомобилей, значительная часть которых пришлась на автомобильный завод Allur в Костанайской области, а также на Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty в Алматы.
Автомобильная промышленность остается ключевым фактором не только для машиностроения, но и для экономики Казахстана в целом. Ежегодный объем производства неизменно превышает 100 000 автомобилей уже три года подряд (113 900 единиц в 2022 году и 148 900 единиц в 2023 году). Ключевыми игроками на рынке являются Allur и Hyundai Trans Kazakhstan.
В настоящее время в Казахстане работают восемь автомобильных заводов, производящих как легковые, так и коммерческие автомобили. Лидером отрасли является костанайский завод Allur с годовой производственной мощностью до 125 000 автомобилей, занимающий 61% рынка по объему выпуска. Завод выпускает автомобили под брендами Kia, Chevrolet, Skoda, JAC, Jetour и Hongqi. Второй по величине завод, Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы, специализируется на выпуске моделей Hyundai, его мощность составляет 50 000 автомобилей в год, а доля рынка — 31%.
Среди других производителей — СемАЗ, Daewoo Bus Kazakhstan, QazTehna, УральскАгроРемМаш и КАМАЗ Инжиниринг. В совокупности эти заводы выпускают около 170 моделей автомобилей более чем 20 брендов, включая 8 брендов и 39 моделей пассажирских автомобилей. Однако производство легковых автомобилей полного цикла сосредоточено в основном на заводах Allur и Hyundai Trans Kazakhstan.
В 2025 году производственные мощности Казахстана значительно расширятся за счет открытия двух новых заводов. Завод Kia в Костанайской области станет первым полностью самофинансируемым предприятием Kia за пределами Южной Кореи. Инвестиции в проект составят 200 миллионов долларов США, а годовая производственная мощность — 70 000 автомобилей. Завод создаст 1 500 рабочих мест и станет значительным шагом на пути к локализации производства. Второй завод в Алматы будет ориентирован на китайские бренды, его годовой объем производства составит 90 000 автомобилей.
Запуск этих заводов еще больше укрепит роль Казахстана как центра автомобильного производства в ключевом геополитическом регионе, обеспечивая постоянный рост, увеличение локализации, технологическое развитие и высококвалифицированные рабочие места.
Казахстан активно развивает локализацию автомобильного производства, снижая зависимость от импортных компонентов. На фоне быстрого роста производства автомобилей, производство автомобильных деталей и аксессуаров достигло рекордных уровней: 412,5 млн тенге в 2023 году и 453 млн тенге в 2024 году, по сравнению с всего лишь 76,5 млн тенге в 2020 году и 139,1 млн тенге в 2021 году.
За последние годы в стране были созданы ключевые предприятия по производству компонентов. В частности, в середине прошлого года был запущен шинный завод в Сарани в рамках совместного предприятия казахстанской автомобильной компании Allur и группы «Татнефть». Новый шинный завод будет ежегодно выпускать 3 миллиона шин для легковых автомобилей и 500 000 для грузовых. Производство аккумуляторов уже превысило 3 миллиона единиц в год, а чугунолитейные мощности увеличились на 50% по сравнению с 2023 годом. Кроме того, расширяется производство автомобильных сидений, мультимедиа и выхлопных систем.
Allur играет ведущую роль в локализации, активно расширяет промышленную кооперацию и экспорт, позиционируя Казахстан как одного из наиболее конкурентоспособных игроков в глобальных цепочках поставок.
По материалам Reuters.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.