18+

Четверг, 18 апреля, 2024
business.auto.ru
ДомойАналитикаМнение: Конец романа с автомобилем?

Мнение: Конец романа с автомобилем?

В 1989 году группа китайских государственных градостроителей приехала в Европу с исследовательской миссией. Их активно хвалили за ограниченное использование автомобилей — в стране с населением в 1 миллиард человек было всего несколько миллионов автомобилей; велосипед был королем; городские улицы были безопасными, а воздух в основном чистым. «Как вам удалось иметь так мало автомобилей?» — спросили их представители принимающей стороны, постоянно сталкивающиеся с хаосом британских улиц, пробками и загрязнением окружающей среды.

«Но вы не понимаете», — ответил один из членов делегации. «Через 20 лет в Китае не будет велосипедов».

Он был почти прав. Стремительное развитие Китая было обусловлено массовым владением автомобилями. Сейчас в стране насчитывается 300 миллионов автомобилей, и то, что когда-то было царством велосипедов, теперь стало страной 20-полосных автострад, более 100 000 бензоколонок и складов металлолома. Пекин, Шанхай и большинство других городов задыхаются в пробках, их воздух — один из худших в мире, а больницы переполнены детьми с астмой и респираторными заболеваниями. Китай, как и любая другая страна, вынужден переосмыслить идею автомобиля.

Всемирный роман с автомобилем, обещавший потребителям удобство, статус и свободу, закончился. Реальность такова, что во всем мире автомобиль стал социальным и экологическим проклятием, разъединяющим людей, разрушающим общественное пространство, раскалывающим местную экономику, порождающим разрастание и упадок городов. С учетом того, что этим летом температура воздуха в Великобритании достигла 40°C, эту реальность стало невозможно игнорировать. Вместо перспективы быстрой и дешевой мобильности потребители получают стремительно растущие расходы, ухудшение климата и загрязнение воздуха, разрушение природы, растущие долги, опасность для жизни и здоровья, а также самый серьезный энергетический кризис за последние 30 лет.

Всемирная организация здравоохранения обеспокоена. Автомобильные аварии занимают восьмое место среди причин смерти людей всех возрастов и являются основной причиной смерти среди молодых людей в возрасте 5-29 лет во всем мире. Ежегодно в автомобильных авариях погибает не менее 1,3 миллиона человек, еще от 20 до 50 миллионов человек получают травмы, часто с феноменальными личными и финансовыми потерями.

По данным юридической фирмы Hugh James, в Великобритании в 2020/21 году на дорогах погибли или получили серьезные травмы 24 530 человек, что обходится стране примерно в £36 млрд. в год, или около 20% текущего бюджета Национальной службы здравоохранения. В США ситуация еще хуже: правительственные данные показывают, что дорожно-транспортные происшествия и их последствия обходятся почти в $1 трлн. в год, а в период с 2000 по 2017 год в авариях со смертельным исходом погибло более 624 000 человек. Это сравнимо с 535 000 американских военнослужащих, погибших в обеих мировых войнах. В Китае 250 000 человек в год погибают в авариях.

Но, возможно, мы достигаем «пика автомобилей» — точки, когда мир настолько насыщен транспортными средствами — а города и люди настолько сыты ими по горло или испытывают финансовые трудности, — что их запрещают или от них добровольно отказываются. Поскольку бензин в Великобритании стоит 2 фунта стерлингов (около 140 рублей по актуальному курсу) за литр, а заправка бака обходится в среднем 100 фунтов — вдобавок к тысячам фунтов, выплачиваемым в виде кредитов и налогов за владение автомобилем, — неудивительно, что многие люди и особенно молодежь отказываются от них и переходят на другие виды транспорта.

Магия автомобиля, которая очаровывала общество на протяжении столетия, исчезла. Когда начался кризис стоимости жизни, Ирландия, Италия и другие страны (но не Великобритания) снизили стоимость проезда в общественном транспорте (до 90% в Германии). Испания пошла дальше, объявив, что проезд в поездах на многих маршрутах будет бесплатным с сентября до конца года. Мировые продажи автомобилей, и без того заторможенные до пандемии, теперь снижаются в Китае, России и Германии. Продажи новых автомобилей в Великобритании падают уже пять месяцев подряд, а уровень владения автомобилями в Великобритании снижается уже два года подряд — это первое последовательное падение уровня владения за более чем столетие.

Отныне для частного автомобиля это выглядит как смерть от 1000 поломок. Как карета и лошадь были вытеснены автомобилями 120 лет назад, так и автомобиль неуклонно вытесняется из городов мира властями или общественным негодованием. Как показали тысячи уличных праздников, улицы без автомобилей пользуются популярностью, и это самый надежный и лучший способ сэкономить деньги, улучшить здоровье и сделать города более тихими и благоустроенными. В недавнем докладе аналитического центра Centre for London показано, как районы с низкой интенсивностью движения, широко внедренные во время пандемии для поощрения пеших и велосипедных прогулок, сокращают использование автомобилей и делают дороги более безопасными. Уэльс снизил стандартное ограничение скорости на дорогах в жилых кварталах с 30 до 20 миль/ч (с 48 до 32 км/ч).

У стран может не остаться иного выбора, кроме как сократить использование автомобилей. Все согласны с тем, что пробег автомобилей должен быть сокращен как минимум на 20% к 2030 году только для того, чтобы соответствовать климатическим целям. Милан, Париж, Гамбург, Копенгаген и большинство европейских городов сейчас либо массово запрещают въезд автомобилей в свои центры, либо делают проезд на них непомерно дорогим. Владение автомобилями в Лондоне сокращается, а недавно 50 000 жителей Берлина попросили город ввести самый большой в мире запрет на использование автомобилей, охватывающий 34 квадратные мили.

В наш век городов, когда в течение 30 лет почти 70% людей будут жить в застроенных районах, а к 2100 году население планеты вырастет еще на 3 миллиарда человек, личный автомобиль не имеет ни экономического, ни социального смысла. Приложения для совместных поездок, совместное использование автомобилей, электронных велосипедов и скутеров — все это ускоряет уход автомобиля. Руководители городов, а также группы, занимающиеся вопросами здравоохранения, транспорта и охраны окружающей среды, призывают к тому, чтобы люди могли легко и недорого оставить автомобиль дома или избавиться от него, а также к тому, чтобы города были переосмыслены таким образом, чтобы люди могли добираться до таких важных объектов, как продовольственные и медицинские центры, пешком или на велосипеде.

Городам пора воспользоваться уроками, полученными во время пандемии, а также разворачивающимися кризисами в области энергетики, экологии и стоимости жизни, и начать проектировать себя не вокруг автомобиля, а вокруг велосипеда и пешехода. Но пришло время и тем, кто обожествляет автомобиль и продолжает агрессивно отстаивать его место в нашей социальной и экономической иерархии — и его неограниченное право на дорожное пространство — понять, что страница перевернута. Чем скорее они это поймут, тем легче будет будущее и их роль в нем.

Автомобиль в том виде, в котором мы его знаем, быстро исчезает; это пережиток прошлой эпохи. Сидеть в пробке в тонне металла, которая выбрасывает загрязняющие вещества и стоит целое состояние, будущие поколения будут считать не только глупым, но и преступным.

По материалам The Guardian.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное