В прошлом году Норвегия достигла важной вехи. Только около 8% новых автомобилей, проданных в стране, работали исключительно на обычном бензине или дизельном топливе. Две трети проданных новых автомобилей были электрическими, а большинство остальных — электро-бензиновыми гибридами.
В течение многих лет Норвегия была мировым лидером по отказу от традиционных автомобилей, благодаря государственным льготам, которые сделали электромобили гораздо более доступными и предоставили дополнительные возможности, например, позволили владельцам электромобилей отказаться от некоторых платежей за парковку и платные дороги.
Тем не менее, энтузиасты электромобилей ошеломлены скоростью, с которой двигатель внутреннего сгорания стал «вымирающим видом» в Норвегии.
«Большинство людей удивило то, как быстро все изменилось», — говорит Кристина Бу, генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей. (Ее организация — это как ААА (American Automobile Association, Американская Автомобильная Ассоциация) для водителей электромобилей).
В 2015 году электромобили составляли только около 20% от всех продаж новых автомобилей в стране, а теперь они стали «новой нормой», — говорит Бу.
Американцы могут считать норвежцев экологическими фанатиками, которые стремятся отказаться от бензиновых автомобилей. Но Бу и другие эксперты по транспорту сообщают, что норвежцы вначале относились к электромобилям с таким же скептицизмом, как и американцы.
Это изменилось благодаря государственной политике и растущему числу привлекательных электромобилей. Со временем это сочетание помогло большему числу норвежцев поверить в то, что электромобили — это для них. Бу считает, что если Норвегия смогла это сделать, то и Соединенные Штаты и другие страны тоже смогут.
Транспорт является крупнейшим источником выбросов парниковых газов в США, и климатологи говорят, что переход от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания необходим для того, чтобы избежать худших последствий потепления планеты. Продажи электромобилей в США быстро растут, но, составляют всего около 3% от общего числа продаваемых новых пассажирских автомобилей, что намного ниже, чем в большинстве других богатых стран.
Так что же Норвегия сделала правильно? Бу сказала, что политика страны в первую очередь была направлена на то, что было наименее сложным: подтолкнуть людей, рассматривающих возможность покупки нового автомобиля, к переходу на электромобили.
Норвежцы, покупающие новые электромобили, не должны были платить налоги на покупку новых автомобилей, которые в стране очень высоки. Для многих людей это сделало электромобили простым и логичным выбором, при этом не затронуло тех, кто уже владел обычными автомобилями, или тех, кто покупал подержанные.
Бу также сказала, что Норвегия не была парализована разумными возражениями против электромобилей: «А как насчет мест для их зарядки? Являются ли субсидии на электромобили государственной льготой для богатых?» Другими словами, Норвегия не позволила идеальному стать врагом хорошего.
Не в каждой стране налоговая система так хорошо подходит для стимулирования покупки электромобилей. (Налоги на бензин в Норвегии также очень высоки.) Но Бу предположила, что для того, чтобы это сработало в США, можно было бы ввести более высокие налоги на наиболее загрязняющие окружающую среду новые модели автомобилей и использовать эти деньги для субсидирования покупки электромобилей.
Федеральное правительство США и многие штаты уже предлагают налоговые льготы на некоторые электромобили. В Америке не склонны облагать налогами автомобили, потребляющие бензин, отчасти потому, что американцы не любят использовать более высокие налоги как меру борьбы.
Субсидии на электромобили сами по себе недостаточны для увеличения числа владельцев электромобилей, хотя они и помогли создать мотивацию к покупке EV в Норвегии. По мере того, как на дорогах появлялось все больше новых электромобилей, становилось все более оправданным строительство новых мест для их зарядки. Автомобильные компании стали уделять больше внимания маркетингу электромобилей и выпускать больше моделей с различными ценами и характеристиками. Это только начинает происходить в Соединенных Штатах.
Это не простой политический выбор в Норвегии или где-либо еще, говорит Андерс Хартманн из Asplan Viak, норвежской консалтинговой компании по планированию и инженерным вопросам.
Хартманн сказал, что разрешить водителям электромобилей не платить за парковку или за проезд можно было, когда на дорогах их было немного, но недавно некоторые местные органы власти заявили, что теряют деньги, которые они использовали для финансирования общественного транспорта. Законодательное собрание Норвегии обсуждало вопрос о сокращении налоговых льгот для электромобилей, но это сложно, поскольку они пользуются популярностью.
Бу считает, что самым большим изменением в Норвегии стало то, что большинство людей поверили, что электромобили — это для них.
«Что меня действительно удивило, так это изменение менталитета», — сказала она. По ее словам, ее отец когда-то был одним из тех людей, которые говорили, что никогда не купят электромобиль. Теперь у ее родителей он тоже есть.
По материалам SeattleTimes.