Если и есть тема, которая может вызвать эмоции у автолюбителей, то это когда классический автомобиль переоборудуют для работы на электродвигателе. Некоторые люди испытывают иррациональную нелюбовь к электромобилям, но они совсем выходят из себя, когда у знаменитого старого автомобиля удаляют двигатель, работающий на ископаемом топливе. Это кажется им абсолютной пародией на ностальгическое отношение к старым автомобилям. Однако, с некоторыми оговорками, электрификация классических автомобилей — это очень хорошая вещь. Вот почему.
Два преобразования, выполненные в Великобритании, которые с особой вероятностью вызовут гнев, — это Ferrari 308 GTSi, переоборудованный Electric Classic Cars, и Rolls Royce Phantom от Lunaz. Это культовые автомобили, которые вызывают чувство истории, и для многих их двигатели являются большой частью этой истории — экзотический V8 в Ferrari и огромный V8 в Rolls. Аналогичным образом, конверсии Porsche, созданные британской компанией Everrati, лишены звука и души легендарных шестицилиндровых оппозитных двигателей с воздушным охлаждением, которые заменены электрической трансмиссией, что некоторые считают необходимым.
Было бы пародией взять очень редкую классику и электрифицировать ее. Тот, кто считает, что на дорогах не должно быть старых автомобилей, работающих на ископаемом топливе, на самом деле совсем не любит автомобили. Точно так же, как здания заносятся в список, чтобы их сохранили для потомков, и мы допускаем их недостатки по сравнению с современными образцами, есть место и для хорошо сохранившейся классики. Она — часть истории и не должна просто постоянно оставаться в музеях. Фестивали в честь подобных автомобилей, такие как London Classic Car Show (который я посещаю уже много лет) или Goodwood Revival, популярны не зря. Они являются свидетельством инженерной изобретательности людей прошлого и вдохновением для будущего.
Однако проблема многих классических автомобилей заключается не только в том, что большинство из них было произведено еще до того, как были разработаны стандарты выбросов, не говоря уже о том, что они стали такими строгими, как сейчас. Они также могут быть крайне ненадежными. Интервал обслуживания Ferrari 308 составлял всего 6 250 миль, даже когда он был новым. Если вы владеете таким автомобилем сейчас, то, скорее всего, большую часть времени он будет стоять в гараже, неиспользуемый, а когда вы его все-таки извлечете оттуда, то, вероятно, не захотите отправляться на нем в долгую и важную поездку из опасений поломок.
Электромобили, напротив, гораздо более надежны, чем автомобили, работающие на ископаемом топливе. Да, у новых моделей, таких как Volkswagen ID.3 и ID.4, были некоторые проблемы с программным обеспечением. Но «зрелые» электромобили, такие как Hyundai, Kia и Nissan, почти не требуют внимания. Это идеальные повседневные автомобили для коротких поездок по городу и на работу, потому что они просто работают.
Однако, несмотря на удовольствие от современности новейших EV, особенно от радикального подхода Tesla с минимальным интерьером Model 3, тот факт, что они обычно проектируются с использованием вычислительной гидродинамики и аэродинамических труб, обычно означает, что EV довольно скучны на вид. Очень немногие из них имеют характерный внешний вид классических Ferrari, Rolls Royce или Porsche. К сожалению, проектирование для обеспечения наилучшего воздушного потока, как правило, приводит к похожим формам, в то время как причуды классического дизайна часто делают их менее эффективными в этом отношении.
Электрификация классического автомобиля дает лучшее из двух миров. Вы получаете большую часть характера оригинального дизайна (за вычетом шума двигателя и переключений передач), но при этом надежность и возможность повседневного использования EV. Например, британская компания Electrogenic недавно переделала Triumph Stag на электрическую тягу. Stag имеет прекрасный дизайн, и каждый ребенок, которого я знал в 1980-х годах, хотел себе такой автомобиль. Но даже когда он был новым, у него были проблемы с надежностью. У меня была пара друзей, чьи отцы смогли осуществить мечту и купить Stag, но они никогда не ездили на них, потому что нельзя было быть уверенным, что они когда-нибудь вообще заведутся.
Классические автомобили также не очень быстры по сегодняшним меркам. Если вернуться на несколько десятилетий назад, то спортивным считался бы любой автомобиль, разгоняющийся до 60 миль в час менее чем за 10 секунд. Сейчас практически каждый семейный автомобиль может этого достичь. Замена старого двигателя внутреннего сгорания на новый электрический почти всегда приводит к увеличению мощности и крутящего момента. Довольно много автомобилей Volkswagen Beetle были превращены в демонов скорости благодаря электрификации. На самом деле, это почти идеальная платформа для переделки, потому что оригинальные «Жуки» довольно дешевы в покупке и едва ли их сложно найти — их было выпущено 21,5 миллиона.
Также приятно видеть новые электромобили, сделанные под классику, как, например, вдохновленная Porsche 365a модель от Watt Electric. Этот автомобиль не может не привлечь внимания, но он гораздо быстрее и безопаснее оригинального 365, и его можно использовать каждый день. Однако конверсия Porsche 964 от Everrati обещает острые ощущения от вождения, намного превосходящие те, что мог предложить даже оригинальный автомобиль, с надежной повседневной трансмиссией EV. Компания EV West в США предлагает множество комплектов для переоборудования классических Porsche и Volkwagen в электромобили. Все это не дешево, но в итоге получится нечто уникальное и характерное.
При переходе к более экологичному транспорту мы рискуем выбросить на свалку большую часть автомобильной истории. Было бы очень обидно увидеть дороги, полностью заполненные безвкусными новыми автомобилями, созданными скорее для эффективности, чем для эстетического восприятия. Электрификация классических автомобилей, вместо того чтобы разрушать прошлое, может сделать его более заметным, обеспечив большее количество таких автомобилей, которые активно используются на дорогах, а не гниют в гаражах. Так что не стоит сердиться по этому поводу. Это то, что может вернуть автомобили прошлого в повседневное использование, сохранив память о них, а не похоронив ее.
По материалам Forbes.