18+

Суббота, 27 апреля, 2024
business.auto.ru
ДомойЛонгридПочему СEO американских автокомпаний зарабатывают больше коллег?

Почему СEO американских автокомпаний зарабатывают больше коллег?

В 23:59 14 сентября около 13 000 рабочих трех крупнейших автопроизводителей США объявили забастовку. После восьми недель безуспешных переговоров между профсоюзом United Auto Workers (UAW) и компаниями — General Motors (GM), Ford и Stellantis — рабочие ушли с работы, когда истек срок действия контрактов. С тех пор к забастовке присоединились тысячи рабочих на 38 предприятиях в 20 штатах.

Главным требованием UAW является повышение заработной платы на 40% в течение четырех лет (эта цифра была снижена до 36% через несколько дней после начала забастовки в результате продолжающихся переговоров). Президент профсоюза Шон Фейн сделал главным лозунгом забастовки огромный разрыв между зарплатами руководителей и рабочих.

«Нам надоело отставать», — заявил Фейн в интервью программе «Face the Nation» телеканала CBS. По его словам, дистанция между генеральным директором и рабочим автозавода отражает постоянно растущее экономическое неравенство в США. «Вот что не так с нашей экономикой, вот что не так с Америкой сейчас», — сказал он ведущей Маргарет Бреннан. «Класс миллиардеров получает все больше и больше, а рабочий класс остается в стороне».

Забастовка привлекла внимание к огромным зарплатам американских руководителей. Мэри Барра, генеральный директор GM, в 2022 году заработала 29 млн. долл., что в 362 раза превышает среднюю зарплату работника GM. В том же году генеральный директор компании Stellantis Карлос Таварес заработал 24,8 млн. долларов, что в 365 раз превышает среднюю зарплату рабочих, а генеральный директор компании Ford Джим Фарли — 21 млн. долларов, что в 281 раз превышает среднюю зарплату рабочих.

По данным Института экономической политики, с 1978 года зарплата руководителей компаний в США выросла на 1322%. Такая астрономическая зарплата руководителей компаний — вполне американская проблема. Американские руководители не только намного превосходят своих работников, но и превосходят своих коллег в других странах.

Например, Япония, где расположены такие компании, как Toyota, Nissan, Mitsubishi и Honda, уже давно является одним из крупнейших экспортеров автомобилей. Однако зарплата руководителей японских автопроизводителей гораздо ниже, чем у их американских коллег. Акио Тойода, бывший генеральный директор компании Toyota (крупнейшего работодателя страны), в 2022 г. получил зарплату в размере 999 млн. иен (6,7 млн. долл.). Генеральный директор Honda Тосихиро Мибе в 2022 году получит ¥348 млн. (2,3 млн. долл.), а генеральный директор Nissan Макото Учида — ¥673 млн. (4,5 млн. долл.).

Это проявляется и в Европе. В Великобритании генеральный директор Aston Martin Амедео Фелиса получил 756 тыс. фунтов стерлингов (925 тыс. долл. США) за восемь месяцев работы на этом посту после вступления в должность в мае 2022 года. А в Германии Оливер Ципсе, генеральный директор BMW, заработал в 2022 году 5,3 евро (5,6 млн. долл.). Ола Каллениус, генеральный директор Mercedes-Benz Group, в том же году заработал 7,1 млн. евро (7,5 млн. долл.). Оливер Блюм, председатель правления Porsche, получил 7,4 млн. евро (7,9 млн. долл.). Блюм является одновременно главой Porsche, а с 1 сентября прошлого года — и главой материнской компании Volkswagen Group.

Существует несколько причин, по которым американские руководители во многих отраслях получают гораздо больше, и американская модель поведения проявляется в других странах. Могут ли бастующие рабочие изменить ситуацию?

Иная структура оплаты труда

Руководители американских автоконцернов зарабатывают много, как и руководители многих отраслей в США. В целом по миру базовые оклады руководителей компаний в некоторой степени сопоставимы. Однако размер переменного вознаграждения сильно отличается — и это одна из причин, по которой американские руководители получают гораздо больше, чем многие руководители за пределами США.

В Японии, например, заработная плата более или менее равномерно распределяется между зарплатой, краткосрочными и долгосрочными стимулами. И хотя руководители компаний в Великобритании, Германии и Франции зарабатывают больше своих японских коллег (иногда более чем на 100%), их вознаграждение распределяется аналогичным образом: базовый оклад составляет около четверти зарплаты, согласно анализу консалтинговой компании Willis Towers Watson (WTW), проведенному в 2023 г. и представленному BBC Worklife.

Однако в сравнении с этим заработная плата играет незначительную роль в вознаграждении руководителей компаний США. Например, в 2022 г. зарплата (или фиксированный оклад) генерального директора Stellantis Тавареса составила всего 9% от его вознаграждения за год в размере 24,9 млн. долл.

Основная часть вознаграждения руководителей компаний США — иногда 90% и более — привязана к результатам работы. Для руководителей различных отраслей просто, по мере того как их компания зарабатывает больше денег, растут и их доходы.

Таким образом, по данным WTW, вместо высокой зарплаты зарплатные пакеты руководителей в США обычно включают гораздо более значительные краткосрочные и долгосрочные стимулы — такие, как бонусы и опционы на акции. Действительно, в случае с Таваресом остальная часть его вознаграждения — или переменной заработной платы — была предоставлена в виде дополнительных льгот, акций и пенсии после выхода на пенсию. Суммарный доход по каждой категории меняется каждый год, и общее вознаграждение зависит от того, насколько прибыльной является компания для ее акционеров.

Основная часть оплаты труда американских руководителей — иногда 90% и более — привязана к результатам работы. Для руководителей различных отраслей это означает, что по мере того, как их компания приносит больше прибыли, растет и их заработок. Оплата труда, основанная на результатах деятельности, призвана стимулировать руководителей компаний к тому, чтобы они делали свой бизнес максимально продуктивным и создавали максимальную стоимость для акционеров.

Однако не все считают, что талант у руля компании — это то, что действительно определяет прибыльность; в частности, Институт экономической политики критически относится к этой теории, утверждая, что удача является более сильным фактором, определяющим успех бизнеса, чем умения руководителя. Кроме того, работники редко получают те же выгоды, что и их руководители.

Взгляд из-за рубежа

По мнению профессора Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете Джозефа Фуди, изучающего корпоративное управление и автомобильную промышленность, существуют и культурные факторы, обусловливающие сверхвысокие зарплаты.

Например, по его словам, США в целом очень прорыночны, и им нравится идея восходящей мобильности. К тому же крупные пакеты акций публичных компаний принадлежат нескольким акционерам, а не отдельным юридическим лицам, поэтому руководители компаний в меньшей степени зависят от одного влиятельного подразделения, которое может сместить их.

Кроме того, в США отсутствуют правовые механизмы контроля над оплатой труда руководителей компаний. Хотя есть и исключения, в большинстве стран также не существует законов, ограничивающих оплату труда руководителей. В то же время за рубежом размер вознаграждения остается сравнительно ограниченным.

Фуди приводит в пример Японию, где руководители самих компаний имеют места в советах директоров, контролирующих вознаграждение. Ничто не мешает этим руководителям повышать свою зарплату, но, как правило, они этого не делают. По его словам, это происходит в основном потому, что «в большинстве других стран основное ограничение [на оплату труда руководителей] не является юридическим. Это норма. Это ощущение того, что будет удар со стороны акционеров, банков, государственных регуляторов, которые занимаются бизнесом».

Генеральный директор компании Stellantis Таварес столкнулся с подобной культурной реакцией, когда в 2022 году ему было предложено повысить зарплату. Французские инвесторы подняли такой шум, что предложенная компенсация была отклонена в ходе необязательного голосования. Как выразился один из инвесторов: «Является ли такое чрезвычайно высокое вознаграждение социально оправданным, когда группе, вероятно, предстоит масштабная реструктуризация с сокращением рабочих мест из-за избытка производственных мощностей и удвоения после слияния?». Однако в 2023 году акционеры на годовом общем собрании в конечном итоге проголосовали за утверждение вознаграждения Тавареса.

Однако некоторые страны постепенно переходят к модели вознаграждения руководителей компаний, напоминающей американскую.

Так, например, происходит в Японии, где структура вознаграждения генеральных директоров меняется с 2015 года, когда в кодекс корпоративного управления были внесены изменения, стимулирующие компании к внедрению структуры вознаграждения, основанной на результатах деятельности. Согласно анализу WTW, 2015 год ознаменовался ускорением темпов роста вознаграждения руководителей.

«В Японии наблюдается горячая дискуссия о том, как добиться устойчивого, структурного повышения оплаты труда сотрудников, — говорит Сумио Морита из WTW, — в том числе распространить долгосрочные стимулы на топ-менеджеров ниже исполнительского уровня.

Другими словами, они переходят к модели, при которой базовый оклад составляет меньшую часть вознаграждения, а основная часть заработка привязана к прибыли». По состоянию на 2022 год вознаграждение руководителей более чем удвоилось по сравнению со средним уровнем 2009 года. По данным WTW, за последний год зарплата руководителей в Японии выросла на 35,5%.

Глобальный эффект

В то время как зарплата руководителей компаний продолжает расти по всему миру, забастовщики UAW стремятся сократить разрыв между зарплатами руководителей и рабочих в автомобильной промышленности США. Сильный и активный профсоюз, каким является UAW, может стать ключевым фактором в достижении этой цели.

«В целом финансиализация экономики с 1980-х годов и снижение силы профсоюзов во многом объясняют, почему соотношение зарплат руководителей компаний и рабочих так сильно выросло в мире в период с 1980-х по 2000-е годы», — говорит Эндрю Спик из британского аналитического центра High Pay Centre, занимающегося исследованиями в области корпоративного управления. «В странах, где существует более жесткое регулирование бизнеса и, в частности, корпоративного управления, а также где выше плотность профсоюзов, соотношение зарплат, как правило, ниже».

Спик считает, что результаты этой забастовки могут иметь глобальные последствия. «США по-прежнему являются самой влиятельной страной в мире, особенно среди либерально-демократических стран с развитой экономикой. То, что удается в США, может служить моделью и вдохновением для рабочих движений в других странах мира», — говорит он. «Возможно, с точки зрения макроэкономики, это может означать сдвиг в отношениях между трудом и капиталом в целом».

По материалам BBC.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное