Графики прогнозируемых продаж электромобилей на аккумуляторах (BEV) в Европе в период до 2030 года направлены под углом 45 градусов и показывают рост продаж до 10 миллионов новых автомобилей. Но есть сомнения относительно этой революции электромобилей, несмотря на то, что политики Европейского Союза утверждают, что она произойдет.
Журнал The Economist в статье «Could The EV Boom Run Out Of Juice Before It Really Gets Going», (Может ли бум электромобилей иссякнуть до того, как он действительно начнется) указывает на возможную нехватку ключевых компонентов для батарей, таких как литий, никель и кобальт. Журнал также сообщил, что ожидаемые правила ЕС могут повысить цены на батареи от их крупнейшего поставщика — Китая. Ожидается, что ЕС введет правила для поставщиков углеродоемкого импорта, а высокая доля электроэнергии, вырабатываемой на угле, в Китае может увеличить стоимость батарей на 500 долларов.
Эксперты по автопрому международной консалтинговой компании KPMG предупреждают, что, несмотря на преобладающее мнение о том, что BEV будут доминировать, победителем, скорее всего, станет комбинация технологий, а не одна.
Существует множество вопросов о будущем BEV, на которые нет ответов. Будет ли на самом деле достаточно батарей со всеми их экзотическими, редкими и дорогими составляющими, чтобы обеспечить этот рынок? В конце концов, в Европе и в меньшей степени в США ожидаемый переход на электрическую энергию от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) поистине грандиозен по своим масштабам. Будет ли достаточно электроэнергии? Будет ли существовать адекватная инфраструктура зарядки?
А учитывая высокую цену новых BEV, что станет с большинством нынешних покупателей самых дешевых автомобилей с ДВС? Циники говорят, что они будут ездить на работу на автобусе, а другие утверждают, что в этом и заключается весь смысл политики ЕС — заставить большинство европейских автомобилистов отказаться от своих машин и пересесть на общественный транспорт на благо планеты.
Компания Stellantis, занимающая сейчас 2-е место в Европе после Volkswagen, заявила, что высокие цены на новые электромобили и отсутствие дешевых автомобилей с ДВС вытеснят с рынка людей со средней зарплатой, что, вероятно, вызовет политическое недовольство.
Движение ЕС по изгнанию автомобилей с ДВС началось в 2015 году, с постепенным ужесточением норм выбросов CO2 до 2030 года, и к этому времени заработать на их продаже будет практически невозможно. После ужесточения правил ЕС в 2025 году даже подключаемым гибридным электромобилям (PHEV) будет трудно выжить на рынке. (PHEV имеют меньшие батареи, чем BEV, и могут обеспечить от 30 до 60 миль движения только на электротяге).
Тем не менее, прогнозы неустанно указывают на продажу до 10 миллионов новых электромобилей во всей Европе к 2030 году.
По прогнозам Schmidt Automotive Research, продажи аккумуляторных электромобилей в Западной Европе подскочат в этом году до 1 575 000 единиц, что составит 14,0% рынка по сравнению с 11% в прошлом году. В 2023 году продажи увеличатся до 14,5%, а в 2024 году — до 15% и составят 1 950 000 штук. В 2025 году продажи вновь наберут обороты, достигая 20,0% рынка и 2 700 000 единиц, а затем резко возрастут до 9 230 000 штук в 2030 году и доли рынка в 65,0%.
Западная Европа включает в себя все крупные автомобильные рынки, такие как Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания.
По прогнозам Bernstein Research, все европейские продажи BEV займут 14% рынка в этом году, 27% в 2025 году и далее до 50,5% в 2030 году.
Инвестиционный исследователь Jefferies считает, что европейские продажи BEV достигнут 1 618 000 единиц в этом году, 3 919 000 в 2025 году и чуть менее 10 миллионов в 2030 году.
Согласно прогнозу S&P Global Mobility для 30 европейских рынков, доля BEV составит 14,1% в этом году, 29,8% в 2025 году и 70,6% в 2030 году, что в общей сложности составит 9 миллионов автомобилей.
Нынешнее ускорение продаж BEV обусловлено тем, что обеспеченные ранние последователи посвятили себя идее электрической энергии и всему тому, что, по их мнению, она может сделать для планеты. Они, скорее всего, купят электрический автомобиль Tesla, Volkswagen, Hyundai или Kia, несмотря на высокие цены. Это не продлится долго, когда обычные покупатели со средним заработком захотят купить новый автомобиль.
Карлос Таварес, генеральный директор компании Stellantis, заявил, что правила ЕС приведут к скорой смерти автомобилей с ДВС, и это расточительно, поскольку бензиновые/электрические гибриды должны сыграть решающую роль в сокращении выбросов CO2. Таварес раскритиковал ЕС за разработку антиCO2 правил, которые были продиктованы политикой, а не промышленностью.
В прошлом году Таварес сказал следующее.
«Я не могу представить себе демократическое общество, в котором нет свободы передвижения, потому что она только для богатых людей, а все остальные вынуждены пользоваться общественным транспортом».
Экологические группы поспешили раскритиковать Тавареса и заявили, что правила ЕС недостаточно жесткие, чтобы избежать угрозы климатической катастрофы.
Stellantis была образована в результате слияния Groupe PSA и Fiat Chrysler Automobiles в январе 2021 года. Stellantis владеет европейскими брендами Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall, Fiat, Maserati, Alfa Romeo и Lancia, а также американскими Jeep, Dodge и Chrysler. В июне Stellantis заявила, что выйдет из ACEA, Европейской ассоциации автопроизводителей, в конце этого года. По сообщениям, это было связано с ролью ACEA в решении парламента ЕС запретить продажу новых автомобилей с ДВС с 2035 года.
Stellantis продолжает делать противоречивые заявления. Главный директор по производству Арно Дебоф заявил в июне, что если BEV не станут дешевле, то автомобильный рынок рухнет, сообщает Automotive News Europe. Эксперты опасаются, что без дешевых электромобилей начального уровня огромный кусок европейского авторынка либо исчезнет, подорвав экономику крупных массовых автопроизводителей, либо будет поглощен китайскими производителями, которые добьются того же.
Китайские автопроизводители уже сейчас активно присутствуют в Европе. По данным французской консалтинговой компании Inovev, в первой половине 2022 года объем продаж китайских автомобилей во всей Европе достиг 75 000 единиц, что позволяет предположить, что за весь год может составить 150 000 единиц. Еще в 2021 году было продано менее 80 000 штук. Однако до сих пор эти продажи не были направлены на более дешевые уровни рынка.
В статье The Economist цитируют слова консалтинговой компании Benchmark Minerals, которая считает, что теоретически к 2031 году будет достаточно новых аккумуляторных мощностей для электромобилей, но это зависит от новичков в капиталоемкой отрасли. S&P Global Mobility заявила, что строительство заводов по производству аккумуляторов обычно занимает 3 года, но часто требуется еще несколько лет для выхода на полную мощность, и поэтому к 2030 году их может не хватить. Производители часто имеют разные спецификации для аккумуляторных элементов, и они не всегда взаимозаменяемы.
По данным журнала The Economist, с некоторыми важными ингредиентами батарей возможны проблемы. Некоторые новые поставщики никеля, например, Индонезия, заполняют пробелы в поставках, но его качество не такое высокое, как из Канады, Новой Каледонии и России, и его приходится переплавлять дважды, что приводит к выбросу большего количества CO2 и подрывает смысл использования BEV. Может потребоваться больше поставок кобальта из Демократической Республики Конго, но ее масштабы использования и злоупотребления детским трудом могут оказаться неприемлемым для Европы. Наибольшая неопределенность касается лития, однако, по мнению журнала, увеличение объемов производства обойдется дорого.
Руководитель глобального автомобильного сектора KPMG Гэри Силберг считает, что на данный момент преимущество, возможно, у BEV, но пока еще рано говорить об этом.
«По общепринятому мнению, будущее за BEV, но я считаю, что ближайшие годы будут гораздо более сложными и непредсказуемыми, чем можно предположить», — сказал Силберг в недавнем интервью.
«Учитывая проблемы с инфраструктурой, я считаю, что будущее отрасли будет фрагментированным, и не будет единой, монолитной модели успеха — отрасль будет больше похожа на мозаику. В ближайшие 10-20 лет будут сосуществовать различные комбинации топлива и силовых агрегатов, включая бензин и кислород, а инновации частного сектора будут определяться потребительским спросом», — сказал Силберг.
По материалам Forbes.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.