Tesla, как к ней ни относись, занимает на авторынке уникальную позицию, выделяясь на фоне более традиционных производителей своим нарочито неконсервативным подходом. Именно этой компании удалось популяризовать электромобили и повышенную значимость программного обеспечения в автомобиле. Ещё одна особенность бренда — это отсутствие дилеров в традиционном понимании. И тут возникает небольшая проблема — проблема масштабирования.
Традиционные дилеры, как бы ни прочили им скорую погибель, значительно упрощают задачу распространения транспортных средств. Бренд может наращивать своё присутствие за счёт франшизы, а не собственных ресурсов. И этот фактор является одним из ключевых, почему Tesla до сих пор не получила широкого распространения в России. Потому что кто-то должен её привозить и продавать. А когда твоя модель — это некое подобие магазинов с доставкой на дом, прийти в другую страну гораздо сложнее. И что бы ни говорил этой весной Илон Маск о потенциальном открытии российского завода Tesla, наш рынок не является для бренда приоритетным.
Второй фактор — это зарядные станции. Это, конечно, общая проблема распространения электромобилей в России, но в США Tesla делала большой акцент именно на наличие фирменной сети «заправок», где можно не только бесплатно зарядить свой автомобиль, но и сделать это особо быстро за небольшую плату.
Наконец, третий фактор, почему Tesla до сих пор не захватила отечественные дороги — это премиальность. Tesla, несмотря на долгие обещания выдать недорогую массовую модель, так и осталась статусным автомобилем. Говорить про разницу валют, ВВП и заработка у нас и «у них» даже не стоит — то, что премиально на Западе, у нас переходит в чуть ли не элитарное.
И, тем не менее, спрос есть, причём, немалый. И формально Tesla всё же теми или иными способами ввозится в Россию. Но всё же при покупке класса люкс мы хотим, чтобы всё было полностью официально, хочется гарантий и поддержки. Да и высокая наценка из-за сложности логистических и таможенных процедур, явно не играет на руку. Потому вполне объяснима шумиха, возникшая в экспертном сообществе вокруг недавнего анонса маркетплейса СберАвто. Выдержки из официального пресс-релиза:
«СберАвто […] объявил о старте продаж электромобилей Tesla. Пользователям доступны как новые авто, так и с пробегом, прошедшие необходимые таможенные процедуры. На автомобили уже установлена система Эра-Глонасс и загружена последняя версия программного обеспечения с поддержкой русского языка.
Пользователи сервиса могут приобрести Tesla Model 3, Tesla Model Y, а также Tesla Model X, которая появится в сервисе на последней неделе октября.
Пользователям СберАвто доступен эксклюзивный сток автомобилей в наличии и по финальным ценам: ждать поставки или завершения таможенных процедур не нужно».
Казалось бы, ура, последние стены рухнули и Tesla наконец-то нашла партнёра для дистрибуции в России? Но всё оказалось не так просто. Мы отправили запрос в европейское представительство Tesla (Швеция) — и нам ответили следующее:
«В настоящее время у Tesla нет официальных партнёров в России, информация об официальных партнёрствах будет размещаться на нашем сайте».
Так что же это за официальные продажи Шредингера? Мы решили разобраться в ситуации и запросили комментарий у пресс-службы СберАвто. Нам ответили:
«СберАвто — платформа для продажи автомобилей онлайн. Мы сотрудничаем как с дилерами, так и с импортерами напрямую, которые размещают свои автомобили на нашей платформе.
В случае с автомобилями Tesla мы работаем с партнером, который занимается поставкой новых автомобилей от дилеров и автомобилей с пробегом от владельцев из Европы и Америки. Официальных дилеров в России, действительно, нет.
Уникальность предложения нашего партнера на платформе СберАвто заключается в том, что все автомобили уже находятся на территории РФ, пройдены необходимые таможенные процедуры, а цены на них — финальные, исключающие какое-либо дополнительное оборудование. Покупка осуществляется полностью онлайн и доступна доставка выбранного авто, в том числе день в день для жителей Москвы».
В наличии на момент написания статьи на портале имелись 15 автомобилей Tesla моделей Model Y 1 и Model 3 1. Похоже, что тем самым партнёром организации, поставляющим транспорт, является индивидуальный предприниматель Андрей Владимирович Колесник из города Ессентуки, с 2008 года специализирующийся на аренде и лизинге легковых автомобилей.
Мы спросили у экспертов, что они думают о ситуации, а также о «белом» отсутствии Teslа на отечественном рынке в принципе.
Александр Груздев,
генеральный директор Gruzdev Analyze
Tesla не приходит официально в России по простой причине. Как известно всем, Tesla не представлена еще и на рынках многих стран, так как компания фокусируется сейчас на основных рынках. А это — три главные для нее страны: США, Китай и ЕС. И на всех этих трех авторынках Tesla присутствует и присутствует вместе со своими производственными мощностями. И сам факт наличия завода по сборке автомобилей уже говорит о том, какую значимость придает Tesla тому или иному рынку. Да, маркетинговая стратегия идет туда, где больше спрос — и Tesla руководствуется именно этой простой логикой.
Россия, как автомобильный рынок, небольшой в сопоставлении с рынками других стран. А российский рынок электромобилей, очевидно, совсем незначительный. Отсюда и понятно, что России пока не входит в число приоритетных направлений развития для Tesla.
Упомянутая история со СберАвто и продажей автомобилей Tesla выглядит сейчас как очевидно хайповый способ привлечь внимание общественности. Очевидно, что событие поимело резонанс и цель достигнута — внимание привлечено.
Сергей Бургазлиев,
независимый эксперт
На прошлой неделе, по всем СМИ прошла новость, что Сбер начал продавать Теслу. Но, по факту, Сбер ничего не продаёт. Продавец Б.У. Тесл — ИПшник из Ессентуков (дай Бог ему здоровья!).
Сбер, точнее СберАвто выступает даже не оператором сделки купли-продажи, а является просто информационной площадкой, таким образом за игрой слов о том, что «Сбер начал продавать Тесла» стоит только тот факт, что на информационной площадке индивидуальный предприниматель разместил объявления о продаже Тесла. С таким же успехом, можно объявить, что auto.ru или любой другой портал, начал продавать Lamborghini, Bugatti, Aston Martin Valkyrie и пр.
СберАвто является информационным ресурсом, причём, его первичный вывод на рынок обернулся крайне неудовлетворительными результатами. Сейчас есть вторая попытка его «перезапустить», но, по факту, с таким подходом к управлению и отсутствием идей, успеха им не видать ещё долгое время.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.