18+

Пятница, 11 октября, 2024
business.auto.ru
ДомойАвтомобильный маркетингАвтопроизводители переоценили рынок электромобилей

Автопроизводители переоценили рынок электромобилей

Автопроизводители переоценили рынок электромобилей, и, возможно, потеряют миллионы, поскольку в конечном итоге будут вынуждены изменить свои планы по отказу от двигателей внутреннего сгорания (ДВС), говорится в докладе, опубликованном Университетом Джеффриса.

Однако это мнение все еще остается в меньшинстве, и передовые прогнозисты придерживаются своей точки зрения, что, особенно в Европе, электрическая революция остается в силе, а дни ДВС сочтены. LMC Automotive сохраняет свой прогноз, согласно которому продажи аккумуляторных электромобилей в Европе ускорятся до 61,2% рынка к 2030 году, по сравнению с 9,6% в прошлом году, в то время как Schmidt Automotive считает, что 60% продаж седанов и внедорожников в Западной Европе будут приходиться на аккумуляторные электромобили (BEV) к концу десятилетия.

В докладе, автором которого является Майкл К. Линч, президент американской компании Strategic Energy & Economic Research, ожидается, что мировые продажи BEV будут ближе к нижним 20% от 20/40/60% по 3 сценарию Международного энергетического агентства (МЭА) к 2030 году.

В отчете говорится, что всеобщее восхваление возможностей электромобилей — не что иное, как преувеличение, и массовые прогнозы продаж на 2030 год имеют мало шансов быть выполненными. Улучшение технологии батарей, снижение цен и необходимые улучшения инфраструктуры вряд ли произойдут. В СМИ преобладают энтузиасты, которые преувеличивают достоинства электромобилей и игнорируют их недостатки, включая высокую цену. Экологические преимущества BEV по сравнению с ДВС зачастую практически не обсуждаются. Одержимость отрасли мобилизацией огромных инвестиций в попытке сделать BEV равными ДВС потерпит неудачу. Высокоскоростные поездки на дальние расстояния не по зубам BEV. На смену этой тупиковой ветви должен прийти реалистичный взгляд на преимущества электромобилей — потрясающие поездки на работу, учебу и за покупками — и целью должны стать более дешевые, менее мощные батареи, а спрос должен стимулироваться коммунальными службами, а не субсидиями налогоплательщиков.

Массивные инвестиции производителей находятся под угрозой.

«Полтриллиона долларов находятся под угрозой. По оценкам, автопроизводители выделили более 500 миллиардов долларов на BEV и аккумуляторы на следующие 5-10 лет. Немецкие автопроизводители планируют вложить $185 млрд к 2030 году, китайские — более $100 млрд, а Ford и GM намерены потратить $60 млрд к 2025 году. Крупнейшие японские автопроизводители выделили только $40 млрд, возможно, потому, что они продвигают гибридные газоэлектрические автомобили и автомобили на водородных топливных элементах как более перспективные альтернативы», — говорится в отчете.

Ford Motor только что объявил, что к 2024 году выпустит в Европе 3 новых аккумуляторно-электрических автомобиля и 4 фургона. Ford и другие крупные автопроизводители, включая Renault, Peugeot и Volvo, заявили, что полностью перейдут на производство электромобилей в Европе к 2030 году. Volkswagen сообщает, что 70% его европейских продаж будут полностью электрическими к 2030 году, Mercedes надеется полностью перейти на электрические автомобили к этому времени, а Jaguar сделает это к 2025 году.

Переход на полностью электрические автомобили в Европе был вызван требованиями законодательства Европейского Союза, которое настолько ужесточило требования к выбросам углекислого газа в автомобилях с ДВС, что единственным вариантом станет использование электрических батарей. В свою очередь, стремительный рост продаж электромобилей был стимулирован огромными государственными субсидиями.

По данным компании Schmidt Automotive, к 2030 году доля продаж аккумуляторных электромобилей (BEV) на рынке Западной Европы достигнет 60%, или 8,4 миллиона автомобилей. В 2020 году продажи BEV более чем удвоятся и составят чуть менее 750 000 единиц, а в 2021 году снова подскочат, составив 1, 143 млн. единиц, или 10,3% рынка.

Это редкий и дорогостоящий рынок либо для очень состоятельных людей, либо для тех, чьи автомобили оплачивает работодатель. Некоторые производители опасаются, что по мере снижения цен на автомобили с ДВС начального уровня, люди со средним достатком будут вынуждены избавиться от своих автомобилей и пересесть на общественный транспорт. И это будет иметь плохие последствия для будущего производителей массовых автомобилей, привыкших собирать их побольше и продавать подешевле.

Генеральный директор Stellantis Карлос Таварес предупредил в прошлом году, что в этих условиях финансы автопроизводителя сильно пострадают.

«В течение следующих 5 лет нам придется добиться 10% производительности в год в отрасли, которая привыкла обеспечивать 2-3% повышения производительности. Будущее покажет нам, кто сможет это обеспечить, а кто потерпит неудачу. Мы ставим отрасль перед пределом возможностей», — сказал Таварес.

Stellantis была образована в результате слияния Groupe PSA и Fiat Chrysler Automobiles в 2021 году и включает в себя такие бренды, как Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall, Fiat, Chrysler и Alfa Romeo, и является второй по величине группой брендов в Европе после Volkswagen.

В прошлом году Таварес сказал следующее.

«Я не могу представить себе демократическое общество, в котором нет свободы передвижения, потому что она только для богатых людей, а все остальные будут пользоваться общественным транспортом». Таварес жаловался, что правила по выбросам CO2 были политическими и не были разработаны промышленностью. По его словам, было бы лучше подойти к проблеме менее радикально и постепенно заменить автомобили с ДВС на электрические.

«Я думаю, что мы могли бы быть более эффективными, используя несколько технологий, а не одну единственную», — сказал Таварес.

В отчете Jefferies приводятся прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА) относительно проникновения на мировой рынок BEV по 3 сценариям: 20, 40 и 60% к 2030 году, и противопоставляются с количеством автопроизводителей, «которые планируют 50 или 100% продаж BEV к 2030 году. Становится очевидным, что эти цели нереалистичны без значительного увеличения государственной поддержки либо крупных технологических прорывов. И то, и другое возможно, но ни то, ни другое не очень вероятно».

LMC Automotive ожидает, что глобальные продажи BEV достигнут 33,2% рынка в 2030 году — 30,7 миллионов, по сравнению с 6,8% в прошлом году. Продажи в Китае достигнут 38,3% (12,2% в прошлом году) в 2030 году, в то время как США будут отставать с 35% (2,8% за прошлый год).

Эл Бедвелл, аналитик LMC Automotive, считает, что BEV победят, не в последнюю очередь потому, что ДВС будут объявлены правительствами вне закона.

«В Европе и Китае со временем автомобили с ДВС просто запретят продавать, так что выбора не останется. Если BEV останутся намного дороже ДВС, то рынок сократится, но я не думаю, что переход на автомобили с нулевым уровнем выбросов, в первую очередь BEV, можно остановить, если только не отказаться от цели нулевых выбросов CO2, а это кажется маловероятным», — сказал Бедвелл.

Автоаналитик Мэтт Шмидт, который публикует ежемесячный отчет European Electric Cars Flash Report, сказал, что идея о том, что амбициозные цели не будут достигнуты, в основном относится к США.

«В Европе, безусловно, есть импульс. Производители выпускают все больше BEV на специализированных платформах, стремясь достичь экономии за счет масштаба и соответствовать новым требованиям по уровню выбросов CO2, которые начнут действовать с 2025 года. Этот импульс еще больше усилится с 2027 года, когда будут введены более жесткие правила ЕС для новых моделей, и, вероятно, будет достигнут паритет прибыли и переломный момент, когда объем продаж электромобилей приблизится к 50%. С 2028 года мы увидим, как производители выходят из гонки ДВС, поскольку не видят экономической целесообразности, и переходят на чисто EV», — сказал Шмидт.

Но в отчете Jefferies говорится, что это не сработает, и автопроизводители будут вынуждены восстановить производство ДВС.

«В конечном счете, представляется вероятным, что многим автопроизводителям придется перепроектировать свои линейки автомобилей и переоборудовать свои заводы, чтобы обеспечить большую, чем ожидалось, долю автомобилей с ДСВ в своих продажах. В долгосрочной перспективе это может обернуться крупными финансовыми потерями и более высокими расходами для потребителей. Энергетический переход может продолжиться и быть очень успешным, но с гораздо большим акцентом на декарбонизацию производства электроэнергии, а столь разрекламированная революция электромобилей может оказаться еще одним наглядным уроком иррационального преувеличения».

В отчете говорится, что для успеха BEV на уровне, предполагаемом правительствами и производителями, им необходимо достичь большего, чем нишевый уровень, которого они достигли как автомобили класса люкс. Что касается разработки батарей, то предположение о том, что цены неизбежно упадут до уровня общедоступности, в последнее время оказалось под сомнением, поскольку цепочки поставок нарушились под влиянием глобальных событий вроде пандемии или нынешних событий на Украине.

В отчете также оспаривается утверждение, что BEV экологичны, со ссылкой на доминирование Китая в производстве электромобилей с его «сильной зависимостью от угля».

Не будет ли более реалистичным для автомобильной промышленности признать сильные и слабые стороны электромобилей и сосредоточиться на небольших автомобилях с менее мощными батареями?

«Я думаю, что физика хранения энергии сейчас означает, что BEV будут посредственными, дорогими автомобилями — «дорогими игрушками для богатых мальчиков». Слабые стороны BEV гораздо важнее для поездок на дальние расстояния, и я согласен, что BEV стал бы хорошим дешевым пригородным автомобилем — если бы его можно было сделать дешевле. Это как микроволновая печь, которая очень удобна, но не подходит для всего. Но если бы микроволновки были на 50% дороже обычных печей, их доля на рынке была бы намного меньше», — сказал Линч.

По материалам Forbes.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное