18+

Пятница, 29 марта, 2024
business.auto.ru
ДомойАвтомобильный маркетингДефицит микрочипов на авторынке: возможные решения

Дефицит микрочипов на авторынке: возможные решения

Прогноз по мировым продажам автомобилей предполагает продолжение восстановления после ограничений, вызванных пандемией коронавируса, но более медленными темпами, чем предполагалось ранее по причине нехватки полупроводников.

Нехватка компьютерных чипов также стимулирует новые идеи и технологии, которые помогут ускорить восстановление после дефицита. Некоторые предлагают усовершенствовать глобальную сеть поставок, отказавшись от старых бумажных методов и сосредоточившись на цифровизации. Другие видят смысл в переработке старых микросхем, которые, по всей видимости, выбрасываются задолго до окончания срока их полезного использования.

Такие компании, как Navitas, предлагают способы покончить с многолетней зависимостью от кремния с помощью новых материалов, таких как нитрид галлия, позволяющих быстрее производить чипы, которые меньше, легче и дешевле. Однако это вряд ли повлияет на автомобильную промышленность до 2025 или 2026 года.

В то же время, по данным LMC Automotive, в итоге мы имеем замедляющееся восстановление мировых продаж автомобилей.

«Дефицит полупроводников явно сказывается на уровне продаж на ключевых рынках. Поскольку немедленного исправления ситуации не предвидится, существует риск ухудшения ситуации в ближайшие месяцы, что может еще больше нарушить постпандемическое восстановление спроса», — говорится в ежемесячном отчете LMC Automotive о мировых продажах.

LMC сообщила, что мировой уровень продаж в июне снизился до 82,4 млн. легковых автомобилей и внедорожников в расчете на год по сравнению с 82,9 млн. в предыдущем месяце. По данным LMC, американский рынок начал ощущать нехватку чипов в июне: уровень продаж снизился до 15,4 млн. в год в июне с 17,2 млн. в мае. Уровень продаж в Западной Европе вырос до 13,7 млн. в июне, но при годовом показателе в первом полугодии 12,9 млн. это намного меньше, чем 14,29 млн. единиц в 2019 году до пандемии. По данным LMC, темпы продаж в Китае в июне составили 25,2 млн, а дефицит чипов в Японии привел к снижению продаж до 12-месячного минимума в 4,1 млн.

На прошлой неделе немецкая ассоциация автомобильной промышленности VDA снизила свой прогноз по росту производства легковых автомобилей и внедорожников в стране до 3%, по сравнению с предыдущим прогнозом роста на 13%. Это приведет к уменьшению годового производства до 3,6 млн. в 2021 году, что на 400 000 ниже предыдущего прогноза.

LMC сообщила, что июньские продажи в Западной Европе на 24% ниже аналогичного периода 2019 года, до того как разразилась пандемия.

«Риски связаны со спадом, поскольку дефицит поставок полупроводников угрожает нарушить восстановление спроса во второй половине этого года после локдауна. При этом существует вероятность того, что некоторые потребители могут отложить покупку, если желаемая модель испытывает проблемы с поставками», — говорится в отчете LMC о продажах в Западной Европе.

Компания IHS Markit в своем недавнем отчете сообщила, что поставки чипов останутся сложной задачей и будут соответствовать спросу только в первом квартале 2022 года.

Инвестиционный банк UBS заявил, что запасы и цены на полупроводники стабилизируются, но с экстремальных уровней, а дефицит предложения сохранится в 2022 году, поскольку запасы еще не начали расти.

Кристиан Ланнг, генеральный директор компании Tradeshift Network, расположенной в Сан-Франциско, утверждает, что дефицит чипов связан не только с пандемией, он был вероятен уже давно.

«Дефицит компьютерных чипов за последние 18 месяцев — это не событие, случающееся раз в столетие. Это закономерный результат для сектора цепочки поставок, который слишком долго требовал слишком многого от устаревших технологий». Covid не был причиной: он был лишь приливом, который выплеснулся и показал, какие предприятия «плавали голыми», — говорит Ланнг.

«У Covid был один положительный эффект: он показал хрупкость, присущую перенапряженным цепочкам поставок, и отсутствие прозрачности, которое возникает из-за чрезмерной зависимости от бумажной документации и ручного управления. И это не значит, что у предприятий не было никаких предупреждений: Brexit, климатические события и торговые войны Трампа показали уязвимость, присущую чрезмерно жестким цепочкам поставок», — сказал Ланнг в своем электронном письме.

По словам Сундара Камака, руководителя отдела производственных решений компании Ivalua Inc. в Редвуд-Сити (Калифорния), компании, отчаянно нуждающейся в поставках чипов, возможно, стоит обратить внимание на возможности, предоставляемые переработкой.

По словам Камака, поскольку крупные производители приостанавливают производство, они могут искать альтернативные источники, такие как повторное использование и переработка чипов из старых устройств и оборудования.

«Каждый год миллионы устройств и оборудования, содержащих чипы, сдаются в утиль или выбрасываются — по данным ООН, в 2019 году в мире было собрано 53,6 млн метрических тонн электронных отходов, из которых только 17% было переработано. Это не только поможет облегчить нагрузку на цепочки поставок, но и окажет положительное влияние на экономику, а также будет способствовать тому, чтобы уменьшить зависимость от ограниченных ресурсов», — сказал Камак.

Ланнг из Tradeshift Network сказал, что пандемия привела к кризису в полупроводниковой промышленности, и необходимо быстро добиться значительных улучшений.

«Следующий кризис не где-то за горами в будущем, он происходит уже сейчас. Пандемия привела к огромным изменениям в поведении потребителей и бизнеса. Чтобы выжить и сохранить свою актуальность, предприятиям необходимо добиться гораздо большей гибкости как в цепочках поставок, так и в отношениях с партнерами. Им нужна значительно улучшенная прозрачность всей цепочки поставок и более эффективные коммуникации между всеми сторонами. Прежде всего, им необходимо улучшить взаимоотношения, чтобы покупатели и поставщики не враждовали постоянно по поводу оплаты или запасов, а могли поддерживать друг друга в неспокойные времена», — говорит Ланнг.

По материалам Forbes.

Мнение экспертов

Мы также спросили у экспертов, что они думают по этому поводу, какие подходы помогут перебороть дефицит микрочипов.

Руслан Шувалов,
менеджер продукта Kodix Automotive

— Мы с вами застали исторический момент, когда развитие рынка идет быстрее, чем производства закрывают потребность. Аналитики прогнозировали этот дефицит еще в 2018, но остро ощущаем мы его в 2021. Игровые консоли, видеокарты, процессоры и, конечно, авто. Автоиндустрия настолько шагнула вперед, что полупроводники сейчас используются практически в любом транспортном средстве — где-то они управляют дворниками, где-то огромным комбайном, а где-то среднеразмерным седаном, который отвозит вас от дома до работы. Больше всего дефицит коснулся именно автомобильной отрасли — сначала отменили бОльшую часть заказов, а потом и вовсе конвейеры пришлось останавливать.

Довольно иронично, что у автопроизводителей сейчас десятки тысяч авто на парковках, которые ожидают различные датчики и чипы, чтобы уехать к покупателям, но не Toyota. Они сумели сделать 4-х месячный запас полупроводников для своих автомобилей и имеют незначительные задержки в поставках. Все это благодаря их концепции Just In Time.

Касаемо прогнозов, не всё так плохо. Аналитика показывает, что дефицит продлится до конца 2021 и далее плавно будет двигаться к линии спроса.

В США выделены госинвестиции на производства, Евросоюз хочет к 2023 выпускать 20% мирового объема. Сама TMSC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) вкладывает огромные деньги в развитие текущих мощностей, чтобы закрыть дефицит на рынке. Компания заявила, что в первом полугодии нарастила 30% объема производства, к концу года будет уже 60%. Так что в скором времени можно ожидать обратную картину, профицит и незначительное снижение стоимости электроники.

Но пока мы в мировом дефиците и на него сложно повлиять даже целым концерном. Поэтому, кажется, настал момент, чтобы навести порядок в процессах автопроизводителей и дилеров. Как вариант, обратить внимание на вторичный рынок — он растёт, но купить авто все также проблематично: начиная с оценки трейдин, заканчивая прозрачностью истории. Кроме того, довольно мало внимания уделяется услугам сервиса, но у людей не становится меньше автомобилей, их надо кому-то обслуживать. И, конечно, все сферы нашей жизни сейчас оцифровываются. И онлайн-покупка авто уже не кажется чем-то фантастическим. Теслу можно купить, лежа в кровати, и ее привезут к вашему дому, в Китае вы можете онлайн наблюдать за процессом сборки вашего будущего автомобиля. Российского рынка цифровизация тоже коснулась, есть изменения, но они пока незначительные, и автопроизводителям вместе с дилерами есть к чему стремиться. Так вот сейчас, пока рынок на спаде, самое время, чтобы изучить имеющиеся инструменты и перевести часть бизнес-процессов на цифровые рельсы, сыграв на опережение.

Александр Климнов,
эксперт компании «Автостат Инфо»

Наиболее интересно как именно масклкары могут помочь в деле экономии чипов, тогда уж все классы машин надо начать выпускать в малочиповом или безчиповом исполнениях. АВТОВАЗ нечто подобное предпринял пару недель назад — предложил исполнение без магнитолы. Как подчеркнули в «Автомаркетологе», дефицит чипов пошёл не только из-за локдаунов, но и из-за конкуренции за полупроводники со стороны «отрасли» майнинга криптовалюты, которая перетянула на себя одеяло.

Возможно ли «вторичное» использование чипов для автопрома? Ну, технологии переработки тоже все время совершенствуются, но на их массовое внедрение какое-то время все же нужно, думается. И серьезные капиталовложения. Тем не менее главным ответом для большинства производителей остается временная остановка производства, причем устранения дефицита чипов ранее весны следующего 2022 года производители и дилеры не ожидают. Отсюда и ажиотажный спрос на машины, включая и самые дорогие люксовые модели и суперкары. Возможно, активное развертывание альтернативных технологий и начнет оказывать свое влияние со следующего года, но в нынешнем дефицит, очевидно, будет сохраняться, так как локдауны продолжаются в странах – дешёвых поставщиках типа Индии. Отсюда мировой автопром в целом (за исключением некоторых концернов типа Daimler) и российский в частности может по итогам 2021 года недосчитаться нескольких миллионов (и соответственно процентов) произведенных машин и миллиардов упущенных денег.

Ярослав Клименко,
cпециалист в области маркетинга, управления продуктом и анализа данных

У автопроизводителей пространство для манёвров невелико, и почти весь его арсенал мы наблюдаем сейчас: сокращение производства с сохранением приоритета за наиболее прибыльными моделями, отказ от некоторых опций (в США, например, General Motors предлагает автомобили без автоматической остановки и запуска двигателя, Tesla отказалась от регулируемой поясничной поддержки сидений), а также повышение цен. Ford отправляет недоделанные автомобили на стоянку, чтобы укомплектовать их микрочипами, когда они станут доступными… В долгосрочной перспективе у автопроизводителей появится ещё несколько инструментов: улучшенное планирование спроса, частичный отказ от системы «точно в срок» в пользу создания резервов микрочипов, а также организацию их собственного производства. Собственно, Toyota уже сейчас является акционером Renesas Electronics, одного из крупнейших производителей микрочипов, но ей это не помогло: именно на Renesas случился пожар, который подлил масла в огонь нынешнего кризиса на рынке микрочипов.

Аналитики маркетплейса #банкавто

История с нехваткой чипов обрела статус хронической. Сначала ее связывали с пандемией и природными катаклизмами, потом с торговой войной между США и Китаем, теперь все чаще говорят про выросший глобальный спрос, что больше всего походит на правду. Чипы нужны не только автомобильной промышленности, но всей современной инфраструктуре к которой мы привыкли, от искусственного интеллекта и мобильной связи до бытовой техники для умного дома. Гендиректор крупнейшего в мире производителя проводников TSMC в недавнем интервью указал на стопроцентную загрузку заводов компании, которая, однако, не спасет от дефицита в 2022 году. Вариантов компенсировать коллапс спроса немного. Самое очевидное — разместить производство у себя в стране, так как сейчас оно сконцентрировано в Юго-Восточной Азии. Все тот же TSMC согласился построить фабрику в Аризоне по настойчивой просьбе Министерства торговли США. Другой способ — делать свое.

Недавно 17 стран Евросоюза подписали декларацию о совместной разработке чипов, выпускаемых по 2-нм техпроцессу. Финансирование этой программы уже запущено. Тем же сейчас занимаются в Японии, объединив усилия местных «электронных» компаний. Третий вариант касается оптимизации потребления чипов и наращивание мощности существующих производств, впрочем автомобильной индустрии это касается опосредованно. В среднесрочной перспективе мировому конгломерату автопроизводителей придется мириться с недостачей чипов и ждать решения проблемы на общегосударственном уровне.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное