Хотя мы и подводили итоги года на недавней конференции, у каждого они свои. Потому мы попросили автоэкспертов разного профиля рассказать, что они думают о 2023 году со своей позиции.
Владимир Безукладников,
руководитель Ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России»
Заметной, но интересной тенденцией уходящего года было повышение доверия к китайским автопроизводителям.
Об этом говорили все опросы, которые проводились проектом «Автомобиль в годы России». В частности, в голосовании в Премии 2023 года во многих номинациях победили китайские автомобили.
Это голосование говорит о том, что все-таки достаточно быстро потребительские вкусы перестраиваются. Китайские автопроизводители за счет достаточно сбалансированного качества и применения новых технологий все-таки сумели пробиться к пристрастиям потребителей. По правде говоря, мы думали, что настроение у потребителей более консервативное, но уже фактически за год-два оно изменилось и, допустим, те же внедорожники Tank уже подвинули старое пристрастие к автомобилям Toyota Land Cruiser или комфортный седан Chery Arizzo уже обогнал безусловного лидера в классе бизнес-седанов Toyota Camry.
Андрей Гришаков,
директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр
Ключевая характеристика российского авторынка в 2023 году — изменчивость. Год начался с восстановления спроса, которое поддерживала ключевая ставка Банка России на уровне 7,5%. При этом ощущалась нехватка автомобилей для клиентов. Во второй половине года дефицит удалось преодолеть. Как за счет налаживания каналов параллельного импорта, так и в результате увеличения импорта китайских производителей и выхода на рынок новых брендов.
Однако, увеличение ключевой ставки сначала до 12,5%, затем до 15% и в середине декабря до 16% создает давление на спрос. По мере укрепления национальной валюты у покупателей появилось ожидание снижения цен. Стимулом для пересмотра ценовой политики в сторону понижения стоимости автомобилей для автопроизводителей станет возврат к показателю 80 рублей за доллар.
Уходящий год дал и автодилерам, и клиентам больше определенности — будущее связано с китайскими производителями. Доля параллельного импорта невелика и имеет тенденцию к сокращению, вследствие ограничительных мер регулирующих органов. Автодилеры строят планы исходя из такой сложившейся реальности.
Существует достаточно объективных оценок эффективности бизнеса, позволяющих нам положительно оценивать итоги года. К одному из таких показателей относится повышение кредитного рейтинга ГК АВТОДОМ до уровня ruA- со стабильным прогнозом.
Александр Худяков,
директор по маркетингу, 4 Пикселя
Многие сторонние эксперты отмечают, что выросли продажи новых легковых автомобилей по сравнению с 2022 годом, мы же относимся к этому скептически, так как рост в первую очередь вызван низкой базой продаж автомобилей в 2022 году ввиду внешнеэкономических обстоятельств.
Безусловно, авторынок «ожил» благодаря заполнению китайскими автомобильными брендами: по статистике «Автостата», в 2023 году в Россию официально поступило 19 новых брендов из Поднебесной. При этом за короткий промежуток открылось так много дилерских центров китайских автомобилей, что конкуренция стала огромной, а емкость рынка в какой-то момент перестала расти. В совокупности это привело к войне рекламных бюджетов, особенно заметной в контекстной рекламе, где стоимость лида достаточно быстро выросла в 2-3 раза за счет конкуренции.
Параллельно идет массовый завоз автомобилей, официально не открывавших дилерские представительства в России, к примеру, лидером продаж является электромобиль Zeekr 001, хотя официальных представительств в России у него нет. Однако, мы бы отметили «затухание» схем неофициального импорта автомобилей, связанное с запретом на вывоз части авто из Японии, усложнениями правил параллельного импорта и резким ростом утилизационного сбора в августе 2023.
Дилеры ушедших из России марок автомобилей в 2023 году продолжили тренд предыдущего года и сокращали бюджеты на продвижение продаж автомобилей ушедших марок во всех рекламных каналах, закономерным исключением стало только направление по сервису автомобилей — сюда наблюдался перелив части сокращенных бюджетов.
Константин Птушкин,
генеральный директор ГК GROSS
Уходящий год для нас был полон достижений, обновлений, новых задач, нестандартных решений и разработок в области грузовой техники. Ситуация менялась стремительно из одной крайности в другую.
В первой половине 2023 года на рынке ощущался явный дефицит самосвалов и тягачей.
На рынке тяжелой грузовой техники большинство компаний-конкурентов в начале 2023 года только оформляли сертификационные документы, которые могли бы позволить поставлять товар в РФ. После ухода европейских производителей с российского рынка стало понятно, что быстро ниша не заполнится. На то были объективные сложности: нехватка устройств ГЛОНАСС, обязательных для установки на российские автомобили. Изначально они создавались на базе Intel и их составляющие попали под санкционные ограничения. На заводах в Китае не хватало комплектующих к тормозной системе, были сложности со сборкой пневмоподвески.
Вследствие сложившейся ситуации на рынке грузовой техники из Китая, сроки поставки могли быть увеличены до полугода примерно до середины 2023 г. Группа компаний GROSS стала первым эксклюзивным дистрибьютором завода-изготовителя SINOTRUK еще в 2014 году, партнерские отношения были налажены, что послужило значительным преимуществом в логистике, вся разрешительная документация на поставку транспортных средств в Россию была оформлена ранее.
Начало очередного этапа поиска новых решений пришелся на середину года. В этот момент курс доллара вырос почти вдвое по отношению к январю, а это в свою очередь повлекло за собой увеличение стоимости автомобилей. Кроме того, была увеличена ставка рефинансирования. Техника, которая приобретались в лизинг или через систему кредитования, значительно подорожала.
Помимо этого, с 1 августа 2023г. государством была проиндексирована ставка утильсбора на грузовые автомобили в 1,7 раза. В результате мы увидели снижение спроса на технику с августа 2023 года. Из положительных достижений 2023 года стоит отметить увеличение отгрузок в 2,5 раза по отношению к предыдущему году. Так, в 2022 году уровень продаж составил 4,5 тысячи автомобилей, а в 2023 отгрузки перевалили отметку в 10 000 единиц техники для магистральных перевозок, строительства инфраструктурных объектов России, дорожно-строительных и карьерных работ, выполнив собственный план продаж на 90%. Такой рост стал возможен благодаря развитию собственной дилерской сети, которая сегодня составляет 70 центров по всей территории РФ. Собственные центры продаж открыты в более чем 40 городах России, включая собственные дистрибьюторские площадки в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Самаре. Всего за два года мы реализовали 16 000 единиц техники, и заняли первое место в международном рейтинге среди дистрибьюторов завода Sinotruk.
В 2024 году мы планируем сохранить уровень продаж на таком же количественном уровне. Чтобы компенсировать спад продаж грузовых автомобилей, планируем расширить ассортимент поставляемой техники по шасси и надстройкам на шасси.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.