18+

Пятница, 29 марта, 2024
business.auto.ru
ДомойАвтомобильный маркетингКак автосервисам решать проблемы нового кризиса

Как автосервисам решать проблемы нового кризиса

В этом материале Азамат Турсунов, сооснователь онлайн-платформы авторемонтных услуг Kartz (в прошлом занимался технической разработкой IT-продуктов «Вилгуд»), расскажет, как автосервисам решать проблему с запчастями и почему роль автоматизации и клиентского сервиса в кризис выросла еще сильнее.

На рынке авторемонта постепенно набирает обороты новый кризис. Многие СТО к нему не готовы, ведь его специфика сильно отличается от того, что прошел по нише два года назад. Если в период пандемии главной сложностью было организовать работу в условиях коронавирусных ограничений, то сейчас от отрасли фактически отвернулись зарубежные производители автомобилей и оригинальных запчастей.

Новый кризис — новые сложности

Сложнее всего сейчас дилерским центрам: Volvo, Audi, Mercedes, Honda, Toyota, BMW, Volkswagen и другие крупные производители приостановили поставки новых автомобилей в Россию. Для рынка это означает, прежде всего, увеличение спроса на ремонт. Клиенты не смогут покупать новые автомобили и сосредоточатся на поддержании в хорошем состоянии действующей техники. 

С одной стороны, для большинства автосервисов это неплохая новость. С другой – есть проблемы с комплектующими. Во-первых, официальные производители поставили на паузу поставку не только автомобилей, но и комплектующих к ним. Поэтому многим СТО стало сложнее находить и заказывать запчасти по выгодным ценам.

Во-вторых, из-за резкого роста курса валют цены на запчасти всего за месяц выросли в среднем в 2 раза. Причем подорожание комплектующих – это проблема, которая имеет не только краткосрочные, но и более глубокие последствия для автосервисов, которые работают на патентной системе налогообложения (ПСН). Пользоваться ПСН можно только в случае, если оборот не превышает 60 миллионов рублей в год. С подорожанием запчастей бОльшая часть рынка не сможет вписаться в ограничения по обороту. Уже в 2023 году многим автосервисам придется переходить на менее выгодные ОСН и УСН и резко увеличивать налоговую нагрузку на свой бизнес.

Что можно делать автосервисам

Менять подход к работе с поставщиками

Заказывать запчасти сейчас сложнее всего тем, кто много лет придерживался стратегии работы с 1-2 поставщиками. Пока предприниматели ожидают новостей от знакомых поставщиков, конкуренты уже раскупают остатки по старым ценам на других складах. Таким образом, старая стратегия больше не работает. Сегодня автосервисам нужно охватывать как можно более широкий пул дистрибьюторов, производителей и складов и быстро налаживать новые контакты.

Это можно делать вручную, либо с помощью автоматизирующих IT-платформ с функциями быстрого поиска и заказа запчастей. Такие опции, например, есть в софте семейства 1С, Автодилере, Wilgood Soft, Kartz и др. Функционал новых IT-систем позволяет отслеживать множество предложений от поставщиков в режиме реального времени, оперативно заказывать запчасти и подбирать лучшие цены.

Мониторинг и оперативный заказ запчастей важен в том числе и для удержания клиентов: в отрасли очень высокая конкуренция, и для многих автовладельцев сегодня нет принципиальной разницы между разными СТО. Если один автосервис может быстро заказать запчасти и выполнить работу за 1-2 дня, а второй затягивает сроки из-за дефицита комплектующих, то из двух СТО клиент, скорее всего, выберет тех, кто сделает заказ быстрее.

Работать над клиентским сервисом

В кризис автосервисам сложнее привлекать новых клиентов, поэтому настоящей опорой для бизнеса становится лояльная аудитория. Если у вас нет возможности привлекать клиентов ценами ниже, чем у конкурентов, попробуйте сделать ставку на клиентский сервис. Внедряйте новые, полезные решения, которые могут закрыть реальные боли пользователя.

Например, извечная проблема для большинства автовладельцев — запись на ремонт. Записаться в барбершоп можно с помощью пары кликов, но с ремонтом авто все сложнее. Клиенту нужно самому определиться, где ближайший сервис, позвонить в колл-центр, поговорить с несколькими экспертами и уточнить стоимость ремонта. Все это отнимает много времени у клиента, а автосервис обрабатывает ограниченный объем заявок.

Попробуйте частично автоматизировать процесс записи на ремонт. Например, можно внедрить на сайт или в приложение онлайн-калькулятор для расчета стоимости. Клиент сможет сам рассчитать точную стоимость ремонта и оставить заявку на сайте. Второй способ – стать партнером агрегатора записи в сервис или онлайн-платформы авторемонтных услуг. Например, на онлайн-платформе Kartz клиент через приложение самостоятельно подбирает ближайшую СТО и фиксирует стоимость ремонта еще до звонка в колл-центр. Дополнительное преимущество работы с такими сервисами — сокращение затрат на маркетинг, так как часть лидов в автосервис приходит от партнера.

В сервисном сегменте особенно важна прозрачность. Важно показывать, что вы не накручиваете цены и не накидываете лишние работы. Если ваши конкуренты запрещают клиенту заходить в ремонтную зону, поступайте наоборот. Можно установить в ремонтной зоне камеры, с помощью которых клиент сможет следить за ходом ремонта. Картинку с камер можно вывести на сайт, мобильное приложение или на экран телевизора в клиентской зоне.

Обращаться за помощью к государству

В кризисные периоды государство старается помогать малому бизнесу, в том числе и нише авторемонта. Это показал опыт пандемии, когда после официального обращения «Союза Автосервисов» к Правительству в Москве и МО сняли ограничения на работу автосервисов во время режима самоизоляции. Кроме того, государство нацелено на увеличение доступности автоматизации для малого бизнеса: появляется все больше программ субсидирования расходов на приобретение ПО российских разработчиков. Например, интересная программа есть у РФРИТ и Минцифры: государство компенсирует 50% затрат на покупку лицензий на специальное ПО.

С проблемой роста расходов на запчасти и ограниченным лимитом для работы на ПСН также можно обратиться за помощью к государству. Вы можете подготовить и отправить официальное письмо самостоятельно или объединиться с другими участниками рынка. Чтобы увеличить вероятность успеха, можно попробовать найти предпринимателей, которые работают на ПСН в других нишах, и убедить их поддержать вас. Помните, что если вы обращаетесь за помощью к государству, важно не просто изложить проблему, но и предложить свое решение для нее.

Таким образом, в кризис предпринимателям в нише авторемонта важно сосредоточиться на решении проблемы с запчастями и поддержании высокого уровня клиентского сервиса. Для этих целей подходят как ручные, так и автоматизирующие решения.

Азамат Турсунов
Азамат Турсуновhttp://kartz.io
Азамат Турсунов - сооснователь онлайн- платформы авторемонтных услуг Kartz (в прошлом занимался технической разработкой IT-продуктов «Вилгуд»)
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное