• 16+

Каковы приоритеты клиентов, приобретающих авто для бизнеса?

покупатели коммерческой техники

Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» провели исследование, позволившее выявить ключевые моменты, на которых акцентируют своё внимание покупатели коммерческой техники.

По данным анализа, приобретая коммерческий транспорт впервые или обновляя автопарк, клиенты ГК «АвтоСпецЦентр» в первую очередь обращают внимание на стоимость владения авто. Для лёгкого коммерческого транспорта (фургоны, микроавтобусы, пикапы, небольшие грузовики) этот показатель составляет 2-3 млн. руб. из расчета на 3 года и 120 тыс. км пробега. Ежемесячные расходы варьируются от 55 до 100 тыс. руб. При этом лишь 15% от общих затрат – это обслуживание у официального дилера (до 300 тыс. руб. за три года). Кроме того, только за первый год владения, авто теряет в стоимости, в сегменте лёгкого коммерческого транспорта этот показатель варьируется от 15% до 38%.

Немаловажным критерием выбора транспорта среди покупателей являются технические характеристики, в частности тип двигателя. Так, несмотря на высокую стоимость обслуживания, дизельные двигатели служат почти в два раза дольше, поэтому пользуются спросом: примерно треть приобретенного коммерческого транспорта оборудованы именно таким типом двигателя. При выборе автомобиля для бизнеса клиенты АСЦ обращают внимание не только на технические характеристики, но и на многие субъективные факторы, например, на цвет авто. Так, 27% всех проданных транспортных средств чёрного цвета, в числе лидеров также серебристый (16%), белый (15%), серый (13%) Менее 10% опрошенных приобрели авто синего (8%), красного (6%) или коричневого цвета (5,5%). Еще 2,3–3% выбрали авто нестандартной окраски – узоры или принты.

В результате исследования, проведенного экспертами ГК «АвтоСпецЦентр» выяснилось, что, приобретая коммерческий транспорт, клиенты стали отдавать предпочтение лизингу. Так, с 2015 года процент сделок по лизингу вырос с 2% до 10% от общих продаж автомобилей. Рост продаж коммерческого транспорта во многом обусловлен развитием лизинговых программ. В 2018 году с их помощью было приобретено автомобилей на общую сумму более 200 миллиардов рублей, в среднем покупка одного авто обходится в 21 миллион рублей. Среднегодовой темп роста данного сегмента за последние десять лет достиг 34%. Преимущества лизинга в том, что последующее обновление автопарка не требует существенных затрат. Кроме того, приобретая авто в кредит владельцу предстоит самостоятельно проходить регистрацию в ГИБДД, в случае с лизингом оформление берет на себя лизингодатель. Также услуга выгодна для тех, кто планирует менять авто чаще 4–5 лет – не придется заниматься перепродажей. На сегодняшний день объём сделок по лизингу грузовых автомобилей в России составляет более 140 млрд руб. в год.

Сегодня покупатели заинтересованы не только в приобретении нового транспорта, но и в переоборудовании уже имеющегося. В среднем, около 60% коммерческого транспорта требуют дополнительного переоборудования с учётом специфики бизнеса. Чаще всего коммерческий транспорт переоборудуют для увеличения срока службы, технической модернизации, адаптации под климатические условия и повышения комфорта. Среди популярных способов переоборудования – гидрофикация техники (установка гидравлики). Например, доработка седельного тягача под буксировку самосвальных полуприцепов, установка лебедок, подъёмных механизмов, односкатных шин, а также «северные опции», такие, как усиление штатных рам, установка надрамника, модернизация колесных мостов и др.

Также у автовладельцев широко распространены и другие виды тюнинга коммерческого транспорта: более 40% опрошенных клиентов АСЦ устанавливают на автомобили кондиционеры и отопительные системы, 15% – шумоизоляцию, 45% – дополнительные сидения и багажные полки. Часто это делается для переоборудования грузового транспорта в пассажирский. Несмотря на то, что перевозка людей требует специального разрешения, подобный тюнинг обеспечивает автовладельцам значительную экономию. Так, переоборудование грузового транспорта в пассажирский в два раза дешевле, чем покупка маршрутных такси, специально предназначенных для пассажирских перевозок.

Клиенты используют коммерческий транспорт для двух основных целей – перевозок грузов или пассажиров. При выборе модели для пассажирских перевозок покупатели обращают внимание на комфортный и функциональный салон, а также на надёжность транспортного средства. Сегодня клиентам также важно наличие современного штатного и дополнительного оборудования. К штатному относят подушки безопасности (фронтальные), электро–стеклоподъёмники, тормозную систему АБС, кресло водителя с регулировкой по высоте. Что касается дополнительного оборудования – это наличие кондиционера, автономного воздушного отопителя салона, крупного багажного отсека, электрически управляемой выдвижной двери салона, тонировка стекол багажных полок.

По прогнозу ГК «АвтоСпецЦентр», в этом году рынок коммерческих авто вырастет незначительно – от 3 до 5%. Среди негативных факторов, сдерживающих рост данного сегмента – удорожание топлива, сокращение программ господдержки. Все меньшим спросом на рынке коммерческих автомобилей пользуются тяжёлый транспорт. Сейчас потребители переориентируются на мини-грузовики, вес которых не превышает 1,8 тонн – они более экономичны, просты в эксплуатации и маневренны.

В начале 2019 года наибольший рост продаж наблюдался в сегменте отечественного грузового транспорта. Так, в сегменте коммерческих автомобилей категории LCV преобладают отечественные авто – ГАЗ (38%) и УАЗ (31%). За ними следуют Ford (5%), Mercedes Benz (4%). В грузовом коммерческом транспорте российские модели превышают 70%: ГАЗ (26%), КАМАЗ (25%), ЗИЛ (16), МАЗ (7%). Среди автобусов зарубежные модели составляют 27%.

«К числу драйверов роста автомобильных грузоперевозок можно отнести популяризацию интернет–торговли, развитие сферы промышленности и строительства, обновление автопарков. Главные тенденции сегодня – электрификация коммерческого транспорта, «уберизация» коммерческих перевозок, внедрение и активное использование грузового каршеринга, развитие беспилотных технологий. Позитивное будущее российского рынка коммерческого транспорта связано с развитием малого и среднего бизнеса при условии снижения ставок по кредитам и возобновления программ господдержки для обновления автопарков и инвестиционных проектов в нефтегазовой и смежных отраслях», – отметил Роман Гидаятов, генеральный директор АвтоСпецЦентр на Котляковке.