18+

Понедельник, 29 апреля, 2024
business.auto.ru
ДомойАвтомобильный маркетингКогда зарядные станции для электромобилей станут широкодоступны?

Когда зарядные станции для электромобилей станут широкодоступны?

Cначала мы ознакомимся со тем, как обстоят дела с зарядными станциями для электромобилей в ЕС и США, а потом узнаем у экспертов, что ждёт Россию.

В то время как автомобильная промышленность борется с низкими продажами электромобилей, растущими процентными ставками и постоянной инфляцией, а также задается вопросом, что должно стать переломным моментом, чтобы заставить неохотно идущих на это покупателей решиться на покупку электромобиля, ЕС и консорциум из семи автопроизводителей планируют увеличить количество быстрых зарядных станций в Европе и США.

План для США

Новое совместное предприятие, в состав которого входят BMW Group, General Motors, Honda, Hyundai, Kia, Mercedes-Benz и Stellantis NV, планирует установить 30 000 разъемов для быстрых зарядок на территории США и Канады. Первые зарядные устройства должны быть введены в эксплуатацию летом 2024 года.

«Мы намерены превзойти ожидания клиентов, создав больше возможностей для бесперебойной работы зарядных устройств с учетом ожидаемого значительного роста рынка, — говорится в совместном заявлении генерального директора Stellantis Карлоса Тавареса и генерального директора GM Мэри Барра. Чем лучше будет опыт людей, тем быстрее будет происходить внедрение EV».

По данным Министерства энергетики США, в США насчитывается около 32 000 общественных и сетевых быстрых зарядных станций. Недавно компания Ford, которая не присоединилась к консорциуму, заключила сделку с Tesla, которая позволяет клиентам Ford получать доступ к сети быстрых зарядок Tesla. Вслед за Ford аналогичную сделку заключил GM.

В США насчитывается 164 000 автозаправочных станций. При условии продолжения строительства зарядных станций компанией Tesla и такими сетями, как ChargePoint и EVgo, а также усилий производителей комплектующих, коммунальных служб, местных органов власти и властей штатов и при поддержке федерального правительства, к 2030 году или раньше в США может быть установлено 100 000 быстрых зарядных станций. При этом число заправок все равно будет превышать число зарядных станций, поскольку на АЗС установлено несколько насосов.

Такие усилия по быстрому увеличению числа быстрых зарядных станций считаются необходимыми для того, чтобы придать уверенности потребителям, не желающим приобретать EV, и уменьшить их беспокойство по поводу дальности поездки. По данным недавнего исследования, проведенного международной консалтинговой компанией EY, более половины (51%) американских потребителей больше беспокоит возможность найти зарядную станцию в нежилых помещениях, чем дороговизна зарядки.

У автопроизводителей есть многолетний опыт в этой области. Например, в Японии автопроизводители обнаружили, что тестовые парки EV стояли у домов потребителей до тех пор, пока не были установлены городские общественные зарядные станции, несмотря на то, что запас хода автомобилей значительно превышал их ежедневный пробег.

Даже если зарядные устройства вне дома установлены, то, за исключением устройств Tesla, они имеют проблемы с надежностью. Исследование, проведенное в 2022 г. Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что около четверти общественных зарядных станций в районе залива Сан-Франциско в любой момент времени не работают.

Прибыль под давлением

Скорейшее решение проблемы доступа к зарядным станциям и проблемы нехватки заряда считается ключевым фактором не только для выполнения государственных требований, но и для получения прибыли от огромных инвестиций, которые отрасль вкладывает в электрификацию. Например, GM и Ford заявили, что они не будут получать прибыль от EV до 2025 года.

Планы консорциума по установке быстрых зарядных устройств связаны с попыткой сделать свои автомобили прибыльными как можно скорее.

Автопроизводители снижают цены на EV, чтобы избавиться от избыточных запасов, поскольку потребители откладывают покупку новых автомобилей, и в частности EV. Инфляция и растущие процентные ставки — это один из факторов. Другим фактором является сопротивление покупателей EV.

Кроме того, есть процент покупателей, которые политически против покупки EV, а также процент покупателей, которые будут откладывать покупку до тех пор, пока государственная регуляция оставляет им выбор. Автопроизводителям также вредит то, что в продаже имеется всего несколько средних и больших EV-внедорожников (два наиболее популярных сегмента). Одним словом, сегодня существует множество сдерживающих факторов для покупки EV.

Евросоюз тоже нажимает на ускоритель

Новый закон, принятый в ЕС, позволит владельцам EV в Европе к 2030 году путешествовать по всему международному блоку стран с полным покрытием, что позволит им удобно оплачивать подзарядку автомобилей без приложений и обязательных подписок.

На этой неделе страны ЕС согласовали новый закон, который предусматривает обязательное строительство дополнительных быстрых зарядных станций для электромобилей, а также заправочных станций для альтернативных видов топлива, таких как водород, вдоль основных автомагистралей на всей территории ЕС.

Подробности:

  • К концу 2025 и 2030 гг. ЕС должен выполнить задачи, включая строительство станций быстрой зарядки мощностью не менее 150 кВт для легковых автомобилей и микроавтобусов через каждые 60 км вдоль основных транспортных коридоров ЕС — так называемой трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Внедрение этих станций начнется с 2025 года.
  • Согласно предписанию, к 31 декабря 2025 г. зарядные станции вдоль «основной» дорожной сети TEN-T — наиболее важных дорог, связывающих крупные города, — должны иметь суммарную мощность не менее 400 кВт. Это правило предусматривает наличие хотя бы одной зарядной станции, способной обеспечить индивидуальную мощность не менее 150 кВт.
  • К 31 декабря 2027 г. общая мощность каждой зарядной станции должна составлять не менее 600 кВт, а мощность отдельной зарядной станции — не менее 150 кВт.
  • Согласно закону, к 2027 году 50% дорожной сети TEN-T должно соответствовать требованиям, а к 2030 году — 100%.
  • Водители должны иметь возможность пользоваться зарядной сетью с помощью специальных платежных средств, таких как кредитные карты и бесконтактные платежи, например Apple Pay, а не с помощью специальных приложений и подписок. Цены на зарядку должны быть четко обозначены, подобно тому, как цены на бензин/дизельное топливо обозначаются на заправочных станциях для автомобилей с ДВС. Такая информация, как цена и время ожидания, должна быть доступна через электронные средства, например через приложение.

Новый закон ЕС является частью пакета нормативных актов и стимулов «Fit for 55», разработанного для содействия достижению поставленной блоком целей по сокращению выбросов парниковых газов на 55% (по сравнению с уровнем 1990 года) к 2035 году и, в идеале, достижению климатической нейтральности к 2050 году.

«Новый закон является важной вехой нашей политики «Fit for 55», предусматривающей увеличение количества общественных зарядных станций на улицах городов и вдоль автомагистралей по всей Европе», — говорит Ракель Санчес Хименес, министр транспорта, мобильности и городского развития Испании.

По материалам WardsAuto.

 

Мнение экспертов

Когда в России станут широкодоступны зарядные станции для электромобилей. Когда по прогнозам это можно ожидать и что для этого требуется? Какие есть основные ограничивающие факторы?

Дмитрий Пелегов,
эксперт

Чтобы понять, когда зарядные станции станут повсеместными и обыденными, надо понять какими они бывают. Для простоты можно их поделить на быстрые и медленные, а также на публичные и частные.

Опросы в тех странах, в которых продажи электромобилей нарастали быстрее всего, показывают, что большинство владельцев электромобилей заряжают их на частных зарядках дома или, реже, на работе. Дома заряжать удобнее всего, так как на это не тратится время. На работе люди часто могут заряжать, когда там зарядка бесплатная, — обычно это бывает в IT компаниях и других организациях с развитой социальной поддержкой. Такие зарядки бывают чаще всего относительно медленные, поскольку и дома, и на работе мы находимся продолжительное время. Таких зарядок большей части потребителей хватает, но, тем не менее, даже у них может несколько раз в год или в месяц возникнуть потребность или желание отправится в продолжительную поездку, для которой нужна уже публичная зарядка, желательно быстрая. Хотя такими зарядками обычные владельцы вроде как должны пользоваться редко, именно по ним судят о степени развития зарядной инфраструктуры.

Как показывает мировой опыт, развитие сети быстрых зарядных станций должно идти от государства — формулируется план и предлагаются стимулирующие меры, и это нормально.

В конце концов, для того, что бы бензиновые автомобили стали в той же Америке основным видом транспорта, государство потратило фантастически много федеральных средств на строительство автотрасс, фактически убив при этом конкурента — железные дороги. Есть, конечно, пример Теслы, которая построила свою собственную очень развитую сеть быстрых зарядных станций, или пример китайской NIO, которая построила широкую сеть станций быстрой замены аккумулятора, но у нас пока не видно кандидатов на эту роль, так что надо ориентироваться на государство.

Ну а тут развитие должно быть. По планам к концу 2024 года будет построено 12 300 станций (из них 2 900 быстрых). А в последующие пять лет их число увеличится до 100 тысяч (72 000 быстрых). На данный момент эти планы выглядят разумными, но некоторое время будут места, где быстрых зарядок будет не хватать. В любом случае, надо понимать, что личный опыт использования электромобиля и бензиновой машины заметно отличается. Если у вас есть парковочное место с зарядкой, то большую часть времени вы будете тратить на зарядку меньше личного времени, чем с бензиновой машиной. Никуда можно специально не заезжать и подстраивать свой режим. Но вот дальняя поездка потребует больше времени на проработку маршрута. По крайней мере в ближайшие лет 5-10.

Юлия Манн,
руководитель Группы компаний MedMap

Ситуация с городскими электрозарядками с каждым годом становится лучше и лучше. На данный момент существует 4,4 тыс. зарядных станций для электромобилей. До конца 2023 года в 32 регионах России планируется установить еще 659. Большинство крупных городов в России уже имеют несколько сотен электрозарядных станций, которые можно найти с помощью специальных мобильных приложений. В некоторых городах электрозарядки уже есть даже на общественных парковках, что делает их использование еще более удобным.

Основным препятствием к повсеместной установке зарядных станций является большая территория России. Не во все регионы и не на всех дорогах можно установить такие зарядки для электрокаров. В некоторых отдаленных регионах даже может не быть электричества.

Поэтому, если вы собираетесь в дальнюю дорогу на электромобиле, стоит очень тщательно продумать свой путь и маршрут, чтобы можно было подзарядить электромобиль. Однако, сеть зарядных станций увеличивается с каждым годом и такая тенденция продолжится и дальше.

Заряжать электромобиль удобно тем, у кого есть собственный дом или место в паркинге, где можно установить зарядную станцию. Но есть и другие варианты:
1. Отдельно стоящие зарядные станции: например, «Мосэнерго» и «Россети».
2. Зарядные станции, которые оборудовали на обычных заправках.
3. Станции на парковках бизнес-центров, гостиниц и других общественных пространств. Парковка может быть бесплатной, а может быть платной и даже закрытой.

 

Александр Бадриев,
исполнительный директор входящей в ТПХ «Русклимат» компании «Национальные зарядные системы»

В настоящий момент на рынке доступны для заказа всего 2-3 типа зарядных станций. При этом не все есть в наличии.

Обычно для получения заказа требуется ждать от 14 до 30 дней. Понимая такую проблему пользователей электромобилей, Национальные зарядные системы намерены уже с сентября 2023 года ежемесячно поставляет в розничную сеть Русклимата более 100 зарядных станций для электромобилей, обеспечивающих потребность любого электромобилиста. Речь про коннекторы европейского и китайского типов мощностью от 7,4 до 22 кВт. Для коммерческого использования также есть решение из двух зарядных кабелей мощность по 22 кВт в едином корпусе по приемлемой цене. Кроме того, сервисные центры есть уже почти во всех регионах России.

 

Алексей Еремчук,
основатель Moscow Tesla Club

На сегодняшний день в России зарегистрировано около 30 тыс. электрокаров, на них приходится порядка 5 тысяч зарядных станций. Если мы говорим о максимально комфортном использовании электромобиля, то в одной только Москве желательно установить не менее 3 тысяч станций. Говорить о том, что станций хватает пока рано. Рост числа электромобилей все ещё опережает темпы установки станций, в связи с чем многие водители должны планировать свои маршруты заранее. Если мы говорим про идеальные условия эксплуатации, то в городе станции должны быть установлены через каждые 10 км, а на крупных федеральных трассах — через 100–150 км.

Прогнозировать точную дату, когда зарядки станут широкодоступны достаточно сложно, но можно с уверенностью сказать, что это произойдёт в ближайшие 5-7 лет.

Работа над развитием инфраструктуры ведётся, под эти цели выделяются большие средства. На сроки будет влиять нормативно-техническая база. Разработка единых нормативных требований, регулирующих строительство, эксплуатацию и стандартизацию зарядных станций, позволит снизить бюрократические преграды и намного облегчить процесс внедрения. Правила создания безопасной инфраструктуры электромобильного транспорта по всей стране должны быть просты и понятны.

Ну и конечно же согласование интересов. Разные участники рынка, будь то государство, производители электромобилей, владельцы автосалонов и станций должны работать как единый механизм, аккумулируя свои силы для эффективного развития инфраструктуры.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное