18+

Понедельник, 10 августа, 2020
DealerUp 2.0
Домой Digital Marketing Новая экономика: принцип «разделяй и пользуй» меняет автобизнес уже сегодня

Новая экономика: принцип «разделяй и пользуй» меняет автобизнес уже сегодня

Какие потребности закрывают шеринговые сервисы?
Мнения пользователей и экспертов

Тренд sharing economy влияет на традиционный консьюмеризм и шаг за шагом меняет весь цивилизованный мир – люди больше не хотят владеть вещами на века, а их вполне устраивает иметь все необходимое на определенный срок, — только тогда, когда это действительно нужно. 

Сегодня уже никого не удивишь подпиской на музыку, электронные девайсы или еду. Помимо этого существует подписка на одежду и даже обувь! Автомобильный бизнес не отстает: на Западе модель приобретения автомобилей по подписке бьет все рекорды.

Что такое подписка на авто и как она работает

Подписка на автомобиль — это альтернатива лизингу, аренде и покупке. Клиент оформляет подписку и получает новенькую машину и пользуется ей с определенными ограничениями, внося ежемесячную абонентскую плату.

В плату входят:

  • страхование;
  • техническое обслуживание;
  • помощь на дорогах;
  • возможность замены авто на другое в пределах своего стоимостного класса.

Водитель платит за бензин сам, но для заправки автомобиля можно также вызвать специального человека.

Самыми известными сервисами являются те, которые создали автопроизводители для собственных брендов и моделей класса люкс. По сравнению с арендой, машина по подписке обходится дороже примерно на 10%, а в некоторых случаях и вдвое превышает стоимость аренды.

Сейчас подписка во всех практикующих данный сервис странах предназначена для тех, кому: авто нужно на срок менее года. Также подписка нужна тем, кому по разным причинам не нравятся шеринговые сервисы и такси (хочется индивидуальности, а также уйти от необходимости ждать подачи такси). Да, вы правильно мыслите — подписка подходит премиальному сегменту пользователей.

А что у нас?

В России только два бренда запустили программу подписки. И это уже немало! Пока рано говорить о том, что тренд заменит традиционное владение, но с каждый годом все больше россиян видят в этом выгоду.

Помимо частных пользователей, механизм подписки может быть  интересен бизнесу — дилерам, автосервисам, страховым компаниям и банкам. 

Программа Volvo Car Drive была запущена в конце мая этого года. На сегодняшний день автомобили из первой партии уже реализованы, и те, кто не успел, встали в очередь. Но ждать им пришлось недолго — уже в октябре 2019 года Hyundai выкатили свое предложение по долгосрочной аренде авто с полным сервисным обслуживанием.

Каршеринг или длительная аренда?

Конкурентом подписки на автомобиль остается каршеринг — быстро развивающаяся модель краткосрочной аренды автомобилей с поминутной или почасовой оплатой. Появившись в Европе в 70-х годах XX века на фоне нефтяного кризиса, каршеринг бурно развивался в 90-е годы благодаря GPS-навигации и RFID-карточкам. Появление смартфонов стало ещё одним катализатором роста индустрии. 

В России мы наблюдаем популярность каршеринга последние несколько лет. В Москве парк прокатных автомобилей сегодня составляет свыше 30 тыс. машин. Доступность каршеринга подтверждается тем, что все чаще слышно о злоупотреблениях сервисом, вплоть до преступной деятельности.

К сожалению, встречаются люди, которые руководствуются принципом: не своё — не жалко. Фактически у пользователей нет никакой ответственности, риски почти никак не регулируются и переходят на честных водителей. Перед тем, как сесть в автомобиль, следует максимально тщательно его осматривать, и на это тоже уходит время. Но это тонкости.

Мы спросили нескольких экспертов из сферы автобизнеса и пользователей шеринговыми сервисами, какие потребности закрывает новый тип владения автомобилем. Наряду с очевидными плюсами и минусами тут есть с чем поспорить.

Антон Щербаков, директор по продукту Fix Ремонт

Я довольно активный пользователь каршеринга, для меня у сервиса много плюсов: нет проблем с парковкой, легко найти машину и быстро доехать до нужного места. Преимущественно пользуюсь Яндексом — устраивает качество работы приложения и парк автомобилей. Чуть меньше нравится Белка и YouDrive. 

Нравится, что система приложения запоминает личные данные, часто посещаемые точки. В частности, к ЯндексДрайву привязаны карты, где профиль персонализирован. Садишься в машину — а она называет тебя по имени =)

Из плюсов хочу выделить телематический комплекс, установленный в автомобилях каршеринга на аппаратном уровне. С его помощью можно управлять автомобилем на расстоянии, — например, прогреть машину, пока ты до нее идешь, или наоборот — включить кондиционер.

Наиболее частые сценарии использования: поездка в центр города — на встречу, в банк и т.д.  Потребность взять автомобиль возникает спонтанно, и в большинстве случаев решает мои задачи. 

В каких случаях каршеринг не удобен: когда необходимо выехать за город — у сервиса есть ограничения. Я люблю дальние поездки на автомобиле, на каршеринге это невозможно. Есть подключенные зоны, они расширяются, но пока для подобных поездок этого недостаточно. Я уже не говорю о поездках в 1000 км, но даже если еду на конференцию в условное Сколково, — каршерингу предпочту другой вид транспорта. Также в случаях, когда я хочу куда-то поехать с семьей — поблизости может не оказаться машины. Личный автомобиль ждал бы меня гарантированно, и в нем было бы все необходимое.

В этом направлении сейчас активно работают ребята из Яндекса. опять же. Они предлагают взять машину на сутки-двое, в услугу включен расширенный километраж. Эти условия близки к подписочным, но ты платишь за авто только тогда, когда тебе это нужно, а не по месяцам.

Из минусов могу назвать возможность разрядки телефона. При использовании каршеринга смартфон и установленное приложение — это твой ключ. 

Борис Соколов, продакт-менеджер Kodix Automotive Digital:

Я пользуюсь каршерингом, при этом у меня не один личный автомобиль, но шеринговый сервис в некоторых ситуациях эффективнее.

Из явных плюсов: возможность комбинировать виды транспорта — мультимодальность — и добираться до нужного пункта быстрее. Например, каршеринг+электросамокат. Едешь-едешь, уперся в глухую пробку, бросил машину и достал из багажника самокат или доехал на общественном транспорте по выделенной полосе. 

Явный плюс — нет необходимости думать о парковке в центре, где оставить личный автомобиль очень дорого. Также каршеринг снимает вопрос сервиса или какого-либо обслуживания. Арендуемый автомобиль становится просто средством передвижения, а не вещью или гордостью.

Такси не пользуюсь давно. Мне некомфортно, когда я не уверен в опыте водителя. Также такси надо ждать, и еще не факт, что оно приедет. 

Личный автомобиль незаменим, когда нужно выезжать за город на длинные расстояния, не предполагающие краткосрочную аренду по километражу. В моей семье есть ребенок, по опыту проблематично найти арендуемую машину с детским креслом. А если два ребенка — то на каршеринге точно не уедешь.

Также каршеринг неудобен, если требуется загрузить авто большим количеством вещей — например, поездка в Икею. В этом случае можно взять прицеп за 700 рублей в день, но не все шеринговые машины позволяют использовать прицеп.

Что касается состояния автомобилей каршеринга, меня устраивает парк Яндекса. Осмотр авто перед поездкой у меня занимает 30 секунд. Смотрю на внешние повреждения и на то, чтобы в салоне было чисто.

В каршеринге можно спать в багажнике, и этим часто пользуются бомжи. Их не расстраивает, что в этот момент кто-то может взять авто и увезти их в неизвестном направлении =)

На тему автомобиля по подписке: буду пользоваться сервисом, если это станет дешевле. Психологически приемлемая цена в месяц — 10 тысяч рублей не включая бензин.

Максим Воробейчик, директор по развитию Kodix Automotive Digital

Как только доля каршеринга вырастет до существенной, это станет серьезной угрозой для экономики”.

С одной стороны, это классный сервис для клиентов, с другой — автопроизводство является частью экономики нашей страны.

С точки зрения сервиса — услуга бомба! Рента с доставкой, простой и доступный сервис. Но с точки зрения роста экономики — торможение. У шеринга противоположная модель — одним товаром пользуются много людей, не владея им. Тогда товаров нужно меньше, производство сокращается, доходы предприятий сокращаются, уменьшается количество рабочих мест, налогов платится меньше и так далее. 

Ни производители, ни государство не заинтересованы в подобном сценарии, и как только доля каршеринга вырастет до существенной, это станет серьезной угрозой для экономики. Сегодня шеринг закрывает огромную и при этом долго пустующую нишу ренты автомобилей. 

Положительный эффект можно наблюдать и в плане поддержки падающей экономики. Если вытащить из продаж все автомобили, которые заполняют эту нишу, то ситуация будет крайне болезненной для предприятий. То есть с точки зрения кратковременного эффекта влияние положительное. Долгосрочный эффект напротив — очевидно при активном росте производитель, да и государство будет искать способы ограничить этот подъем.

Более живучей видится модель долгосрочной аренды, но у данной услуги четкая целевая аудитория: люди, которые готовы не владеть и фактически жить всегда в кредит. В условиях нестабильной экономики и низкого уровня социальной поддержки государства крайне рискованно. В случае негативного развития ситуации человек, живущий не в своем и пользующийся не своим, рискует остаться ни с чем. 

Сейчас наблюдается волна популярности схемы “не владения”, но это очевидно ничем не подтвержденный оптимизм, не соответствующий действительности. 

Как шеринг, так и аренда — схемы не новые и живые, но глобально не заменяющие классического владения автомобиля или кредита, поэтому с полной уверенностью говорить о том, что за шерингом и арендой будущее, я бы не стал.    

Контрибутор: Валерия Гольдберг, специалист по связям с общественностью
Kodix Automotive Digital

Валерия Гольдберг
Валерия Гольдберг
специалист по связям с общественностью Kodix Automotive Digital
- Advertisment - yandex.zen

Популярное

Jeep взбирается на вершину топа наиболее просматриваемой автомобильной рекламы

Продолжаем давать апдейты по самой популярной западной автомобильной телевизионной рекламе.

Карты, дни рождения и неудачная реклама — главные события автосферы за неделю

Приветствуем вас в традиционном дайджесте главных автомобильных событий за неделю. Последние семь дней были не настолько насыщенными, как обычно, но всё же удалось набрать достаточно интересного.

Рынок легковых автомобилей в Санкт-Петербурге за первое полугодие

Исследования продаж на авторынке Санкт-Петербурга за первое полугодие 2020 года показывает, что в отчетный период объем реализации новых автомобилей сократился здесь на 19% к прошлогоднему результату, то есть с 43 031 до 34 897 ед. авто.

Количество автомобильных поставщиков, испытывающих проблемы, растёт

Грядут банкротства и продажи поставщиков автомобилей, говорит аналитик Дитмар Остерманн, американский консультант PricewaterhouseCoopers по вопросам автомобильной промышленности.
X
X