С 26 апреля импортер «Тойота Мотор» расторг договоры с официальным красноярским дилером — группой компаний «Крепость» бизнесмена Александра Кангуна. Ассоциация РОАД написала письмо в ООО «Тойота Мотор» с требованием пояснить ситуацию с расторжением в одностороннем порядке дилерских договоров с ГК «Крепость». Импортёр заявил о том, что заинтересован в рынках Красноярского края и Республика Хакасия, и начинает поиск других партнёров в регионе.
На специальной пресс-конференции Кангун заявил, что расторжение контракта с «Тойота Мотор» стало для компании «полной неожиданностью». «Крепость», по его словам, много лет лидировала среди других российских дилеров марки, у красноярского холдинга не было долгов по зарплате и налогам, а также просроченных обязательств перед банками-кредиторами. Сумму кредитов Кангун не назвал, но отметил, что компания получила реструктуризацию от кредиторов.
Вместе с тем Александр Кангун признал, что группа компаний испытывала финансовые трудности. Холдинг в общей сложности инвестировал более двух миллиардов рублей в центры японских брендов. Необходимость обслуживать и возвращать вложенные в строительство центров инвестиции, говорит Кангун, в итоге и привела к «непростой финансовой ситуации».
Всего у «Крепости» было три дилерских центра «Тойоты» и один «Лексуса» в Красноярске и Абакане. Дистрибьютор прекратил поставку автомобилей и запчастей, а также прием заказов в эти города. Бывший дилер также не может вывезти с центрального склада клиентские автомобили, включая предоплаченные.
На 26 апреля дилер полностью оплатил шесть машин, и они ему отгружены. Еще более 50 автомобилей предоплачены частично (по договору требуют 100% оплаты дилером). Если «Крепость» внесет полную оплату за машины до 18 мая, то они также будут поставлены. Запчасти были оплачены в последний день действия договора и продолжают отгружаться. Для урегулирования вопросов с клиентами «Крепость» организовала специальный центр.
Александр Кангун готовится подсчитать убытки и обратиться в суд с иском к «Тойота Мотор». По его мнению, импортер должен «понести материальную ответственность». Пока компания намерена продолжать работу как сервисный центр для японских автомобилей в Красноярске и Абакане.
На защиту «Крепости» встала ассоциация «Российские автомобильные дилеры», которая призвала «Тойота Мотор» продлить дилерский договор. Ассоциация шокированная ситуацией, написала официальное письмо в ООО «Тойота Мотор», рассказал президент РОАД Олег Мосеев:
«На наш взгляд, складывается абсолютно неприемлемая ситуация, когда производитель, вопреки Кодексу автопроизводителя, расторгает договор с добросовестным дилером в одностороннем порядке в кратчайшие сроки. В этой ситуации не учитываются ни интересы клиентов, ни долгосрочные взаимоотношения и отсутствия просрочек со стороны дилера, а также готовность дилера к переговорам. Мы уверенны, что в данном случае необходимо в ближайшее время сесть за стол переговоров для продления дилерских контрактов. Ассоциация РОАД готова поддержать нашего члена, ГК Крепость, в случае негативного решения по текущему вопросу при обращении в ФАС».
В «Тойота Мотор», в свою очередь, сказали, что дилерские центры «Крепости» испытывали трудности еще с 2016 г. и с тех пор работали по специальному плану развития, разработанному для дилеров с низкими показателями эффективности.
Президент «Тойота Мотор» Сюдзи Суга заявил, что «Крепость» «грубо» и «многократно» нарушала дилерское соглашение, не выполняя обязательств перед импортером и клиентами. «С января 2018 года [получено] несколько десятков жалоб со стороны клиентов на задержки выдачи автомобилей и ПТС дилерами из группы «Крепость», — сказал президент «Тойота Мотор». — С октября 2017 года известны случаи, когда дилер не выдавал автомобили при наличии 100% предоплаты со стороны клиентов». Кроме того, со слов Сюдзи Суги, «Крепость» превысила кредитную нагрузку вдвое по сравнению с уровнем, который «Тойота Мотор» позволяет иметь своим дилерам.
Как пояснил Сюдзи Суга, красноярского дилера предупреждали о «критической ситуации» еще шесть месяцев назад. Последние два месяца, по его словам, проходили регулярные встречи по исправлению ситуации. «Финальное, но далеко не первое», уведомление о планах по прекращению сотрудничества было отправлено «Крепости» около двух недель назад.
Красноярский дилер, считает импортер, не смог выправить ситуацию, и в итоге контракт с ним пришлось расторгнуть. В «Тойота Мотор» добавили, что заинтересованы в крае и Хакасии, поэтому уже объявили тендер на новых дилеров. Они считают, что поиск новых партнёров может занять до шести месяцев.
Подготовлено по материалам: http://tass.ru, www.kommersant.ru, http://www.asroad.org