18+

Вторник, 13 мая, 2025
spot_img
ДомойИнтересное в автобизнесеТорговая война началась: как это скажется на электромобилях, батареях и критически важных...

Торговая война началась: как это скажется на электромобилях, батареях и критически важных минералах

Президент США Дональд Трамп объявил о начале «Дня освобождения» — введении универсальной пошлины в размере 10% почти на все импортные товары, а также зеркальных тарифов для 60 стран. Это крупнейшее изменение мировой торговой политики за последние десятилетия.

Какие тарифы вводятся?
С 5 апреля начали действовать универсальная пошлина 10%, а с 9 апреля — индивидуальные зеркальные тарифы:

  • Китай — 34%
  • ЕС — 20%
  • Япония — 24%
  • Южная Корея — 25%
  • Индия — 26%
  • Великобритания — 10%

Автомобили и автозапчасти облагаются отдельным тарифом в 25%, вступившим в силу уже 3 апреля. Это может серьезно повлиять на рынок электромобилей, поскольку в 2024 году почти 40% таких машин в США были импортированы.

Исключения и особенности
Продукция из Канады и Мексики, подпадающая под соглашение USMCA, освобождена от пошлин. Исключения также касаются стали, алюминия и ряда минеральных ресурсов.

Основной удар — по рынку хранения энергии (BESS)
Хотя электромобили не попадают под универсальные и зеркальные тарифы, рынок стационарных аккумуляторов (BESS) пострадает. В 2024 году свыше 90% литий-ионных ячеек для систем хранения энергии в США поставлялось из Китая. С учетом новых и уже действующих тарифов китайские LFP-ячейки для BESS будут облагаться совокупной пошлиной до 64,9%, а с 2026 года — до 82,4%.

Хотя это даст конкурентное преимущество американским производителям, рынок всё ещё зависит от китайских поставок. Ожидается рост цен до уровней 2022 года.

Критические минералы — временно вне удара
Минералы вроде меди, лития, кобальта и графита освобождены от новых пошлин — из-за зависимости США от импорта в стратегических отраслях. Однако рассматривается возможность введения отдельного тарифа на медь и запуск нового расследования по критически важным минералам в рамках Section 232 Закона о расширении торговли. (Section 232 — это инструмент торговой политики США, позволяющий вводить тарифы или ограничения на импорт в целях защиты национальной безопасности. Он ранее применялся для стали, алюминия и других стратегических товаров.)

Что дальше?
Краткосрочно — рост инфляции и снижение потребительской активности. Долгосрочно — риски стагфляции и рост издержек, особенно для переработчиков батарей. Прогнозы остаются неопределёнными, но очевидно: США вступили в новую эру сложной торговой политики.

Комментирует Александр Груздев, директор аналитической компании Gruzdev Analyze:

Сейчас давать однозначные оценки происходящему — практически бессмысленно. Понятно только одно: это еще не финал. Все может пойти как в сторону дальнейшего ужесточения, так и к какому-то компромиссу. Поэтому рассматриваю текущие события скорее как новую серию в продолжающемся геоэкономическом сериале.

Стиль Дональда Трампа — не классическая дипломатия, а скорее агрессивные переговоры. Он действует по принципу «голландского аукциона наоборот»: сначала озвучивает заведомо завышенные условия — например, вводит заградительные тарифы на уровне 140%, — а затем, после ожидаемой негативной реакции, начинает торг. И в этом процессе, как правило, удаётся достичь каких-то договорённостей, пусть и на жёстких условиях.

Так уже случилось и сейчас. Формально объявлены 10-процентные универсальные тарифы, введены тарифы на автомобили и компоненты. Но ясно, что это промежуточная точка. Реальные решения по уровню тарифов, по вероятным исключениям и по ответным мерам других стран будут формироваться в ближайшие месяцы. Возможно, договорятся о снижении ставок, возможно, наоборот, США пойдут дальше. Не исключаю, что итоговый уровень тарифов окажется где-то посередине — между объявленными 10% и теоретическими 140%.

Отдельно стоит понимать, что в такой системе координат сама новость теряет актуальность уже через несколько дней. То, что опубликовано в статье сегодня, завтра может оказаться неактуальным. Слишком динамично развивается ситуация, особенно с участием Трампа. Поэтому в деталях комментировать каждую отрасль, каждый минерал или каждый пункт тарифной сетки — неблагодарное занятие. Лучше следить за трендом в целом.

Что касается электромобилей, здесь, по моему мнению, весь мир уже проиграл Китаю. Китайцы сделали стратегически грамотный шаг: они вовремя осознали, что разработка собственных двигателей внутреннего сгорания — путь долгий, дорогостоящий и с высокой конкуренцией. Соревноваться с немцами, японцами, американцами в этой сфере — значит вечно догонять.

Китай решил: не будем тратить ресурсы на то, в чем мы отстаем. Вместо этого они сделали ставку на электромобили. Во многом их вдохновил пример Tesla, но важную роль сыграл и фактор энергетической зависимости. Китай импортирует нефть, газ, уголь, но при этом активно развивает собственную генерацию — от ветра до атомной энергии. Поэтому логично: вместо импорта огромного объема нефти и производства из нее топлива, лучше создать внутреннее производство электричества и электромобилей.

Эта стратегия оказалась выигрышной. Китай создал платформу для массового производства батарейных автомобилей, построил инфраструктуру, запустил собственные разработки. Электромобиль проще и дешевле в сборке: одна батарейная платформа, на которую можно «надевать» любые кузова, ставить дисплеи, интерфейсы, навигацию, мультимедийные системы. Это уже не просто транспорт, это — гаджет.

Китай в этой области не только догнал, но и начал опережать. По уровню оснащения, интерактивных функций и пользовательского опыта китайские марки уже выигрывают у европейских автопроизводителей. Они не стали «биться» в красном океане традиционного автопрома, а пошли искать и нашли свой «голубой океан» — и теперь лидируют в новой индустрии.

Теперь весь остальной мир оказался в роли догоняющих. Даже самые сильные бренды всерьез задумались: а как же нам теперь отказаться от ДВС и перейти на электромобили, чтобы не потерять рынок. Вот такой маркетинговый поворот — и Китай его реализовал очень эффективно.

Татьяна Акимова
Татьяна Акимова
Татьяна Акимова — генеральный директор "Автомаркетолога", в прошлом - журналист, бывший главный редактор журналов «Кузов» и «Автокомпоненты», продюсер в продакшене Akolesitsa.
- Реклама -yandex.zen

Популярное