18+

Вторник, 29 ноября, 2022
DealerUp! 2.2
Автомобильный маркетинг в новой реальности
ДомойМнение экспертаАвтомобили и приватность

Автомобили и приватность

Автомобиль, на котором вы ездите, говорит о вас больше, чем вы думаете.

За последние несколько десятилетий технологии позволили водителям значительно повысить уровень безопасности и удобства, но при этом превратили автомобили в машины для сбора данных. Какая информация собирается и где она оказывается, не всегда понятно владельцам транспортных средств.

Это потенциальная катастрофа в области конфиденциальности, которая только и ждет своего часа.

Мы ознакомимся с мнениями зарубежных коллег, плюс отечественных экспертов.

Как объяснил Mashable Джон Каллас, директор по технологическим проектам Фонда электронных рубежей, новые автомобили — и особенно Tesla — во многом похожи на смартфоны, только с колесами. Они часто поддерживают Wi-Fi-соединение, оснащены более чем сотней процессоров и имеют встроенный Bluetooth. Другими словами, они далеко ушли от автомобилей даже 20-летней давности.

Если ваша машина знает, куда вы едете и как долго там находитесь, то она, как и ваш мобильный телефон, гипотетически знает, посещаете ли вы церковь, ходите ли в общество анонимных алкоголиков или недавно побывали в отделении планирования семьи. И, в зависимости от того, какие функции вы включили, она может не держать эту информацию при себе.

Но это только верхушка айсберга.

Анна Уткина,
директор по коммуникациям ГК ABTODOM

Современные автомобили имеют доступ к различным сведениям о своем владельце, в том числе о стиле его вождения и посещаемых локациях. Стоит отметить, что подобная «осведомленность» непосредственно влияет на безопасность самого автовладельца и его личных данных.

Ключевыми получателями подобной информации выступают автопроизводители. За счет анализа данных, поступающих через Интернет от бортового компьютера и многочисленных датчиков, расположенных в салоне и на корпусе автомобиля, специалисты своевременно реагируют на негативные изменения в функционировании основных систем той или иной модели. Например, в случае выпуска автомобиля с неисправностями собранные данные могут стать основанием для отзыва автомобиля. Информация о частоте совершаемых поездок позволяет автопроизводителям скорректировать регламент технического обслуживания – размер интервалов между ТО и персональных гарантийных программ. Таким образом, сбор данных об автомобиле и его владельце обусловлен исключительно вопросами безопасности.

Однако существует вероятность того, что личная информация может быть использована в незаконных целях. В настоящее время существуют специальные программы, при помощи которых злоумышленник может дистанционно взломать систему безопасности автомобиля и получить доступ к интересующим данным. Не исключены и случаи непреднамеренной утечки персональных данных с серверов автопроизводителей.

Для минимизации ущерба от инцидентов, а также для повышения прозрачности процесса передачи информации, сбор данных об автомобиле и его владельце необходимо официально регламентировать. Стоит отметить, что в настоящее время во многих странах, в том числе и в России, отсутствуют специальные механизмы, защищающие персональные данные автовладельцев при передаче через интернет. Однако с 2019 года в РФ ведется разработка проекта «Автодата». Он предполагает создание централизованной системы, в которой будут аккумулироваться сведения об эксплуатируемых автомобилях. Согласно проекту, информация будет деперсонифицироваться и храниться в обезличенном виде. Особое внимание будет уделено следующим показателям — усталость владельца и ее признаки, функционирование ADAS (усовершенствованная система помощи водителю) и т.д. В свою очередь, передача информации из системы «Автодата» автопроизводителям потребует от них предоставления владельцам автомобилей денежной компенсации или бонусных баллов при прохождении ТО или страховании.

Таким образом, вопрос о добросовестном использовании личных данных в эпоху высоких технологий по-прежнему остается открытым. Однако государственные структуры вместе с автопроизводителями прилагают максимум усилий для того, чтобы сбор и анализ данных носил максимально прозрачный характер и был направлен исключительно на повышение уровня безопасности автовладельцев. Следовательно, в перспективе улучшение методов функционирования автомобильных информационных систем приведет к появлению новых инновационных решений в автомобильной индустрии.

 

Какие данные собирает ваш автомобиль

Чтобы понять, насколько сильно автомобили уподобились компьютерам, стоит рассмотреть, казалось бы, простое действие, которое совершают водители каждый раз, когда садятся за руль: включение сигнала поворота.

«То, что раньше делалось с помощью проводов, теперь делается через эту [внутреннюю автомобильную] сеть», — объясняет Каллас. «Так, вы включаете поворотники, и раньше был переключатель, а затем электричество шло на лампочку, но теперь сообщение передается по сети автомобиля».

Как сильно вы тормозите или ускоряетесь, когда включаете фары, включаете ли вы стеклоочистители, когда открываете дверь со стороны водителя — все это теперь цифровые данные в профиле вас как водителя.

«Все эти вещи, по крайней мере, теоретически могут быть зарегистрированы», — предупреждает Каллас. «Есть порт, к которому можно что-то подключить — и есть множество аппаратных и программных средств, которые можно подключить к автомобилю и получить всевозможную телеметрическую информацию о его работе — и точно так же, как есть люди, которые взламывают свои компьютеры, есть люди, которые взламывают свои автомобили».

На самом деле, существует целая индустрия, построенная на мониторинге, регистрации, анализе и монетизации такого рода данных. Называемая телематикой, среднему потребителю она известна как технология, которую страховые компании используют для предоставления скидок за хорошее вождение.

Progressive называет свою программу отслеживания водителей Snapshot. Программа Allstate называется Drivewise. А страховая компания Farmers Insurance назвала свою версию — которая поставляется в виде приложения с доступом к данным о местоположении водителей — Signal.

В 2016 году в Wall Street Journal рассказали о неприятии общественностью этой развивающейся в то время отрасли.

«Я знаю, что некоторые люди говорят: «Что тебе скрывать», но я не хочу, чтобы большой бизнес или Большой брат вмешивались в мою личную жизнь», — сказал газете один водитель из Сан-Диего. «Меня это просто пугает».

«Телематика (или телематическая система) — это метод, используемый для сбора информации о вашем пробеге и привычках вождения», — говорится на сайте Allstate в 2020 году. «Данные телематики обычно собираются с помощью мобильного приложения или небольшого телематического устройства, предоставляемого вашей страховой компанией».

Cambridge Mobile Telematics, телематическая компания из Массачусетса, производит как физический датчик, предназначенный для установки в автомобилях, так и мобильное приложение.

«Наши высокочастотные датчики могут идентифицировать отвлекающий телефон, классифицировать водителей или пассажиров, распознавать превышение скорости и резкое торможение, и все это без сложной установки», — объясняет компания на своем сайте.

Amazon применяет приложение под названием Mentor для отслеживания поведения водителей, согласно статье CNBC, опубликованной в начале этого года. В 2019 году издание Business Insider сообщило, что приложение используется для отслеживания таких вещей, как «пристегиваются ли [водители доставки] ремнями безопасности, когда их автомобиль движется со скоростью более 6 миль в час, и фиксирует, сколько раз фургон дает задний ход более чем на 5 ярдов».

Представитель Amazon подтвердил, что компания по-прежнему использует программу Mentor, но при этом «внедрила новые телематические технологии и камеры, которые повысили безопасность».

Не только корпоративные автомобили оснащены подобной системой слежения. OnStar, система помощи на дороге, принадлежащая General Motors, доступна на большинстве автомобилей Chevrolet, Buick, GMC и Cadillac. Покупатели подержанных автомобилей могут обнаружить, что у них уже установлена система OnStar.

Подписчики могут не понимать, что помимо помощи на дорогах, они подписываются на то, что каждое их движение за рулем будет регистрироваться и тщательно изучаться. Согласно политике конфиденциальности OnStar, компания «может» собирать множество данных об автомобиле, включая, но не ограничиваясь следующими:

Местоположение согласно GPS, скорость, срабатывание подушек безопасности, предупреждения о предотвращении аварий, данные о столкновениях, состояние системы безопасности, события торможения и поворота/преодоления поворота, данные регистратора событий, настройки ремней безопасности, направление движения автомобиля, аудио- или видеоинформация, например, информация, собранная с помощью камер и датчиков, информация голосовых команд, события системы контроля устойчивости или антиблокировочной системы, предупреждения о безопасности/краже, использование данных информационно-развлекательной системы (включая радио и информационно-развлекательную систему для задних сидений) и WiFi.

В 2021 году General Motors объявила о своем намерении расширить сервис OnStar за пределы собственной линейки автомобилей.

И еще — информационно-развлекательная система. Большинство современных автомобилей позволяют водителям подключать свои смартфоны непосредственно к самому автомобилю. Это удобно, если, скажем, вы хотите слушать музыку или звонить по громкой связи. Однако это менее удобно, если вы беспокоитесь о том, какие секреты передаются между устройствами.

Подключение телефона к автомобилю в некоторых случаях может автоматически копировать список контактов и все текстовые сообщения с телефона в автомобиль. Как сообщило издание Intercept в марте 2021 года, американская компания Berla производит и продает устройства, которые позволяют полиции получать всевозможные данные из информационно-развлекательных систем автомобилей.

Основатель Berla, Бен ЛеМер, в июньском интервью NBC News подытожил, почему эти данные настолько мощные и проблематичные.

«Люди берут машины напрокат и едут на них, даже не задумываясь о том, куда они едут и что записывает автомобиль», — отметил он.

Эта проблема не осталась незамеченной. Одна компания, Privacy4Cars, утверждает, что предлагает, по крайней мере, частичное решение: приложение, которое, по ее словам, предоставляет пошаговые инструкции для конкретных моделей, чтобы помочь водителям стереть некоторые личные данные из автомобилей.

Каллас из EFF объяснил, что некоторые автомобили в настоящее время имеют эквивалент «черных ящиков» в самолетах, которые постоянно сохраняют данные на случай аварии. Теоретически это позволит страховому агенту или полицейскому просмотреть данные и решить, кто виноват.

Конечно, в абстрактном смысле это звучит хорошо. Кто бы не хотел иметь возможность доказать с помощью данных, что водитель, свернувший на вашу полосу, виноват в аварии?

Но на этом польза не заканчивается.

Сергей Якушевич,
Senior Mobile Developer в Kaltura

Я думаю, что риск потери информации увеличиваются. К примеру бесключевой доступ привёл к появлению угонов при помощи ретрансляции. И всё бы было нормально пока не началась бы серия угонов…

Использование в авто, к примеру, Google Auto, Apple Card Play даёт возможность синхронизироваться с устройством (в частности смартфоном).

Маршрут движения авто может быть сохранён в облаке — а это потенциальная утечка информации

Несмотря на то, что при передаче данных применяются протоколы защиты, если в них найдена дыра — то потери колосальные.

Т. е. там где информация разделяется, передаётся вовне, есть возможность её утери, пусть и в зашифрованном виде.

Система экстренной связи, некоторые типы сигнализации также передают координаты на сервер — а это и потенциальная утечка…

 

Данные — это больше, чем просто цифры

Когда речь идет о многих видах современных технологий, существует тонкая грань между удобством и массовой слежкой. И, к счастью, Каллас считает, что мы ее еще не перешли. Но слежка не обязательно должна вестись в массовом масштабе, чтобы вызывать беспокойство.

«Это скользкая дорожка», — объяснил он. «Все начинается с сочетания крутости и разумности и доходит до того, что внезапно компания знает, где вы находитесь, и продает это любому, кто этого хочет, включая во многих случаях правительство».

Это скользкая дорожка.

Но, конечно, у правительства уже есть средства для доступа к массивам данных, генерируемых вашим автомобилем — не нужно ничего покупать.

Действительно, телематические данные уже не раз помогли отправить людей в тюрьму. В 2016 году эта технология была использована властями Великобритании, чтобы доказать, что водитель превысил скорость и солгал о том, что предшествовало смертельной аварии 2014 года. А в 2015 году телематические данные указали на подростка, который якобы угнал автомобиль.

Бывали и обратные случаи. В 2013 году телематические данные помогли доказать невиновность мужчины в деле об убийстве.

А помните OnStar? Как сообщил Forbes в апреле, в США Таможенная и пограничная служба и Иммиграционная таможенная служба использовали OnStar для сбора данных о местонахождении подозреваемых.

Иными словами, то, что знает ваш автомобиль, способно коренным образом изменить вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей.

Правоохранительные органы серьезно относятся к данным, которые генерирует ваш автомобиль. Вы тоже должны относиться.

 

Павел Коростелев,
руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код Безопасности»

Необходимо прежде всего понимать, что за информация собирается системами автомобиля. Если мы говорим про стандартные серийные машины, то сейчас это датчики, которые контролируют исправность оборудования, узлов и агрегатов. Эти данные не представляют опасность и могут быть считаны только при подключении автосканеров непосредственно к автомобилю.

Также в серийных автомобилях устанавливаются навигационные системы, которые подключены к мобильным устройствам на Android или iOS. Потенциально злоумышленники могут получить данные о передвижении машины, взломав смартфоны или планшет и выгрузив информацию из навигационной системы. Эту информацию мошенники могут использовать для социальной инженерии, чтобы выманить у водителя дополнительные персональные данные или денежные средства. Например, рассказать, что на стоянке он зацепил какую-то из машин и предложить мирно решить вопрос деньгами.

Если мы говорим о будущем беспилотных автомобилей, то у них гораздо больше систем. Это и разнообразные лидары, камеры, радары и так далее. Все данных с них и процесс управления ими происходит в информационном центре автомобиля. Центр использует прошивки для сценариев поведения машины. Например, правильное реагирование автопилота на определённые знаки или разметку. Компания Tesla рассылает прошивку по беспроводной сети сразу на все машины определённой серии, что потенциально опасно. Киберпреступники могут внести в прошивку злонамеренный код, который позволит перехватить управление устройствами или вывести их из строя, «заразив» сразу же множество машин. Кейсы с перехватом управления автомобиля Tesla уже появлялись весной 2021 года, что лишь демонстрирует реальность подобного сценария.

Чтобы не допустить подобного рода проблемы, нужно создать стандарт безопасности для потенциально уязвимых узлов автомобиля, передающих данные. Проблемой является небольшой размер подобных узлов, который не позволяет внедрить в них полноценные решения по информационной безопасности. И производителям предстоит поломать голову над тем, как сделать их более безопасными.

 

Что происходит дальше

Итак, ваш новый автомобиль отслеживает и потенциально регистрирует все, что вы делаете. К сожалению, вы можете предпринять лишь некоторые шаги — кроме покупки и вождения старых автомобилей, многие из которых не оснащены современными средствами безопасности,— чтобы уменьшить потенциальный ущерб конфиденциальности.

«Во многом это будет выбор», — пояснил Каллас.

На базовом уровне водители, заботящиеся о конфиденциальности, могут отказаться от участия в телематических программах страховых компаний. Они могут не подписываться на такие услуги, как OnStar, и искать подержанные автомобили, в которые не встроена эта технология. И, конечно же, они могут отказаться от многих броских информационно-развлекательных функций, предлагаемых автомобильными компаниями.

Другими словами, не существует множества настроек или функций, которые водитель может выключить или включить, чтобы внезапно восстановить конфиденциальность за рулем. Данные собираются, хотите вы этого или нет, поэтому лучше всего свести их сбор к минимуму.

Ведь если данные собраны, они могут быть использованы. Каллас считает, что в ближайшем будущем эта тенденция только ускорится.

«Я думаю, что подключенных автомобилей будет становиться все больше и больше, потому что есть причины, по которым людям нужны подключенные автомобили», — заметил он. «Будет больше злоупотреблений данными».

Так что пристегните ремни, потому что когда речь идет о будущем автомобилей и вашей частной жизни, это будет ухабистая поездка.

По материалам MSN.

 

Специалист национального уровня по автомобильной безопасности, Алексей Попов, дал комментарий по теме в формате интервью.

— Здравствуйте, Алексей. По вашему мнению, для чего автомобили собирают наши персональные данные?

— Добрый день! Основной целью сбора данных, по словам автопроизводителей, является повышение уровня комфорта и безопасности. Современные модели автомобилей оснащаются различными датчиками, например датчик походки узнает владельца на подходе к автомобилю и заранее распахивает дверь, подстраивает настройки сиденья, руля и зеркал под конкретного водителя. Дактилоскопический сканер отпечатка пальца разблокирует систему безопасности при нажатии кнопки старт\стоп и разрешает запуск двигателя. Датчик распознавания лица, в случае обнаружения усталости или признаков засыпания водителя во время движения, предлагает остановку, а в экстренных вариантах осуществляет безопасное торможение транспортного средства.

Выходят на рынок и медицинские ассистенты для коммерческого транспорта, которые следят за здоровьем водителя и при признаках инсульта или инфаркта перехватывают управление автомобилем. Голосовые датчики помогают управлять многочисленными функциями современного автомобиля не отвлекаясь от дороги.

— Хорошо, Алексей, но как кто-то посторонний может получить доступ к этим персональным данным?

— Современные автомобили — это мощная мультипроцессорная система со своим каналом интернет-связи. Проще говоря, в каждом таком автомобиле существует электронные блок с эмулированной симкартой сотового оператора, а иногда и не одного, через обычный мобильный интернет автомобиль и держит связь с сервером производителя. По этому же каналу можно подключиться к автомобилю и посмотреть, например, когда и какие возникали технические проблемы в различных системах, при каких условиях срабатывали подушки безопасности, кто, когда и в какой точке пространства диагностировал автомобиль (официальным сканером или нет) и многое другое.

— А как на эту ситуацию смотрит наше государство?

— Надо понимать, что когда где то начинает формироваться большой обьем актуальной персональной информации, тут же возникает интерес государства, а соответственно и спецслужб, оседлать эти потоки. И закономерным развитием этой ситуации стало разработка проекта «Автодата», по которому в ближайшем будущем автопроизводителей обяжут передавать данные о передвижениях машин в России, состоянии водителя и отправлять эти данные в единую базу навигационно-телеметрической платформы «Автодата». Мотивируется это необходимостью развития беспилотных технологий вождения. Пока планируется собирать следующие данные- раз в минуту информация о скорости, местоположении и направлении движения автомобиля, а также об усталости шофера. Раз в полчаса — данные об ускорении, нагрузке на ось, срабатывании сигнализации, экстренном торможении, VIN-номер, категория транспортного средства, экологический класс и грузоподъемность. Все полученные данные должны будут передаваться «Автодате» не реже чем каждые 15 минут. Но в процессе разработки законопроекта возможны доработки и уточнения, поэтому пока не понятно какие данные и в каком объеме захочет собирать система «Автодата».

— Что же делать обычному человеку который не хочет по ряду различных причин делиться своей персональной информацией?

— К сожалению в условиях современного цифрового мира не получится остаться невидимкой. Пользуясь смартфоном, метро, проходя мимо уличных видеокамер вы и так формируете уже довольно обьемное досье на себя, и данные вашего автомобиля только дополнят его. Кроме этого, пока немногие автомобили, продаваемые на рынке России оснащены перечисленными датчиками и устройствами распознавания, так что выбор у потребителя еще есть.

— Спасибо, Алексей, за интервью, будем надеяться что оно будет полезно нашим читателям!

— Спасибо Вам!

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное