18+

Вторник, 8 октября, 2024
business.auto.ru
ДомойАналитикаАвтомобили водят себя всё лучше, но недостаточно хорошо

Автомобили водят себя всё лучше, но недостаточно хорошо

Если в этом праздничном сезоне вам предстоит много поездок, возможно, вы мечтали, чтобы ваша машина сама доехала до бабушкиного дома.

Автомобильная промышленность работает над автономным вождением уже много лет. Такие компании, как Waymo и Cruise, тестируют полностью автономное вождение — в некоторых городах вы уже можете сесть в такси без водителя.

Но если вы хотите иметь собственный по-настоящему самоуправляемый автомобиль, вам не повезло.

Да, автомобили все лучше контролируют рулевое управление и ускорение во все большем количестве ситуаций.

Но, несмотря на все вычурные названия, используемые автопроизводителями, технология все еще не приблизилась к тому моменту, когда машина сможет управлять собой, пока вы дремлете — и это различие водители должны иметь в виду.

«На сегодняшний день в мире существует ровно ноль доступных для покупки самоуправляемых автомобилей от любого производителя,  — говорит Сэм Абуэлсамид, главный аналитик компании Guidehouse Insights.

Руки от руля убрать можно, но взгляд с дороги — нет

Возьмем, к примеру, Super Cruise от General Motors. Это одна из множества путано названных «передовых систем помощи водителю», которые позволяют автомобилям самостоятельно контролировать рулевое управление и/или ускорение.

И это одна из немногих систем, которая позволяет водителю действительно безопасно убрать руки с руля на дороге. Пока эта функция доступна только на некоторых автомагистралях; она основана на сочетании GPS, высокоточных карт, камер и радаров.

Когда она работает, автомобиль может автоматически контролировать скорость и рулевое управление без необходимости водителю прикасаться к педали или рулю. Это может показаться очень близким к мечте о машине, которая может управлять автомобилем за вас.

Но технология не работает в 100% случаев — и не претендует на это.

Когда автомобиль с Super Cruise сталкивается с ситуацией, которая кажется ему запутанной, например, в зоне строительства или на участке шоссе, где на карте отсутствуют данные, он передает управление обратно водителю.

Автомобиль сигнализирует о том, что ему нужна помощь, миганием красных лампочек на руле, а на некоторых автомобилях — вибрацией водительского сиденья.

И если на дороге произойдет что-то непредвиденное, водитель должен быть готов мгновенно взять управление на себя.

Поскольку автомобиль нуждается в помощи иногда, водитель должен быть внимателен все время.

«Человек всегда несет ответственность за управление автомобилем, даже когда у него свободные руки», — говорит Рон Арнесон, исполнительный главный инженер GM по автоматизированному вождению и программам активной безопасности.

GM не предполагает, что люди будут всегда вести себя ответственно и обращать внимание на дорогу.

В руль встроена камера, которая следит за глазами водителя — даже за солнцезащитными очками — чтобы убедиться, что они не отвлекаются от дороги. Если взгляд водителя отклоняется, автомобиль издает все более тревожные звуки, мигает и сигнализирует, и в конце концов, прекращает автономное движение.

По словам Арнесона, это важная функция безопасности, поскольку GM знает, что Super Cruise не сможет справиться со всеми дорожными ситуациями.

«Если вы всегда будете внимательны», — сказал он, — «вы сможете взять управление на себя в течение доли секунды, если понадобится».

Даже «полное автономное вождение» требует человеческого надзора

Tesla, как никакой другой автопроизводитель, усиленно рекламирует идею автомобиля, который действительно может управлять собой.

Ее технология помощи водителю «Автопилот» является одним из основных пунктов продажи автомобилей.

И небольшое количество водителей сейчас тестируют давно обещанное программное обеспечение «Full Self-Driving», которое позволяет Tesla самостоятельно управлять автомобилем на обычных городских дорогах — проходить повороты, ждать на светофоре и адекватно реагировать на иногда непредсказуемое поведение других автомобилей и пешеходов.

Гипотетически.

Пока что технология Tesla все еще требует, чтобы человек держал руки на руле и следил за дорогой, несмотря на то, что технологию называют «полностью автономной».

«Мне нравится держать ногу, как бы зависнув между газом и тормозом», — сказала Виктория Скраггс, владелица Tesla, которая участвует в бета-тестировании. «Иногда действительно не знаешь, что она будет делать».

Во время недавнего тест-драйва со Скраггс ее Model 3 проехала некоторые перекрестки вполне разумно. На других она могла замешкаться, двигалась со странными рывками, или выключалась на середине пути и возвращала управление Скраггс.

По словам Скраггс, предыдущая версия программного обеспечения так агрессивно поворачивала на встречную полосу, что это повредило ей запястье.

В целом, по ее словам, ее Tesla очень хорошо справляется с шоссе. Она также может нормально ехать прямо по городским улицам, добавляет женщина.

«Но на поворотах эффективность сомнительная», — говорит она.

По ее словам, на городских улицах программное обеспечение делает вождение более напряженным, а не менее. И как бета-тестер Tesla, она использует его не для того, чтобы облегчить себе жизнь, а для сбора данных, которые помогут компании улучшить ПО.

Маркетинг и внедрение этой технологии компанией Tesla вызывают споры.

Более ограниченная технология Tesla Autopilot, которая выполняет только простые задачи по вождению и является менее неустойчивой, была вовлечена в аварии со смертельным исходом, а также в многочисленные инциденты, в которых она не распознавала автомобили экстренных служб.

Защитники безопасности выразили обеспокоенность тем, что водители Tesla могут слишком сильно полагаться на «Автопилот», полагая, что технология будет работать лучше, чем на самом деле.

Они также критикуют названия «Автопилот» и «Полное самостоятельное вождение» как опасные, вводящие в заблуждение, и высказывают опасения по поводу тестирования компанией Tesla экспериментального программного обеспечения на дорогах общего пользования.

Компания Tesla, которую критиковали за преувеличение возможностей своего программного обеспечения, все же включила довольно прямое предупреждение для водителей, тестирующих функции «полного самостоятельного вождения». Она предупреждает, что может сделать «что-то не то в самый неподходящий момент».

Чем лучше становятся автомобили, тем сложнее за ними следить

Хотя ни один персональный автомобиль не является на 100% самоуправляемым, количество вождения, с которым эти системы могут справиться самостоятельно, впечатляет по сравнению с тем, что было доступно на рынке всего несколько лет назад.

И не только дорогие ультрасовременные Cadillac и Tesla достигли значительного прогресса в этой области.

Келли Фанкхаузер, которая руководит тестированием автоматизированных автомобилей в Consumer Reports, говорит, что покупатели автомобилей могут быть удивлены, узнав, как много новых транспортных средств могут делать некоторые движения за людей.

По ее словам, более 50% новых моделей автомобилей могут контролировать скорость и/или рулевое управление в условиях движения по шоссе — даже если они еще не в состоянии проложить маршрут от начала до конца, сменить полосу движения или позволить вам (гипотетически) красить ногти на шоссе.

Высокотехнологичные функции помощи водителю действительно значительно облегчают вождение — особенно на длинных магистралях. Они, безусловно, делают его более приятным. А в некоторых случаях, например, когда автомобили автоматически нажимают на тормоза, чтобы избежать аварии, они могут иметь очевидные преимущества с точки зрения безопасности.

Тем не менее, для безопасной работы всех этих автомобилей необходим строгий контроль со стороны человека.

И чем умнее становятся наши автомобили, тем более сложной становится эта задача. Функхаузер говорит, что эти функции помощи водителю делают вождение «еще более скучным», и это ее беспокоит.

«Человеческая природа такова, что хочется просто расслабиться и найти себе занятие поинтереснее, чем смотреть, как едет машина», — говорит Функхаузер. «Это все равно что смотреть, как сохнет краска, верно?».

«Вот что нас больше всего беспокоит в этих системах», — сказала она. «По мере того, как они становятся все более компетентными, водителям будет легче захотеть отвлечься и найти себе другое занятие».

В общем, вам все еще нужно следить за дорогой во время долгой поездки к бабушке — независимо от того, насколько скучной она становится.

По материалам OBP.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное