18+

Четверг, 22 октября, 2020
Онлайн-продажи в автобизнесе
Домой Аналитика Половина автовладельцев планируют покупку автомобиля

Половина автовладельцев планируют покупку автомобиля

Подведены итоги крупнейшего в России потребительского исследования предпочтений автолюбителей, проводимого ежегодно проектом «Автомобиль года в России». В сезона 2019–2020 годов в нём приняло участие около 1,5 миллиона автолюбителей со всех регионов России.

По словам руководителя проекта «Автомобиль года», Владимира Безукладникова, данное исследование — самое масштабное в стране среди автолюбителей, 92% из которых являются автовладельцами или водителями.

«Каждый год более миллиона автолюбителей делают своими ответами погоду на автомобильном рынке России. Огромное количество проголосовавших дает высокий статус доверия данному исследовательскому проекту. Более того, он все в большей степени является ориентиром будущих продаж для производителей машин и сопутствующих товаров автомобильного рынка» — отметил Владимир Безукладников.

Наряду с голосованием в Премии, где автолюбители выбирают понравившиеся автомобили в каталоге, разделенные на классы (они же номинации), респондентам было предложено заполнить расширенную анкету с вопросами на соцдемтематику, которая представляет не меньший интерес. В результате мы получаем репрезентативную картину по предпочтениям, поведению и планам россиян.

Автомобиль в наличии

Большинство опрошенных (62%) определяют свой автомобиль как личный, а чуть более трети (38%) как семейный.

81% владеют иномарками, а 22% автомобилями отечественного производства. При ответе на вопрос можно было выбрать оба варианта ответа, если в семье (или у автомобилиста) более одного автомобиля.

Наиболее распространенный тип кузова автомобиля (36%) — это седан. Внедорожник у 21%, хэтчбек у 19%, универсал у 17%, а двухдверное купе у 1% опрошенных. Ещё 6% выбрали вариант «Другое».

Механический тип трансмиссии (МКПП) пока еще преобладает (53%), оставшиеся 47% делят автомобили с классическим автоматом (37%), вариатором (5%) и роботизированной КПП (4%).

Половина автомобилей участников опроса были приобретены новыми, а половина — подержанными.

Покупка автомобиля

Половина автовладельцев планируют покупку автомобиля. Из них более трети собираются сделать это в ближайший год, а почти половина хотят приобрести новый автомобиль у официального дилера. У большинства (76%) это будет автомобиль на замену предыдущему, 16% купят ещё один автомобиль, а у 7% приобретаемый автомобиль будет первым.

Автокредиты

Более половины (54%) среди планирующих купить автомобиль собираются воспользоваться кредитом.  Интересно, что среди автомобилистов, которые использовали кредитные средства для покупки автомобиля, практически поровну распределились те, кто оформлял автокредит и те, кто брал для этого кредит потребительский.

Пользование платными дорогами

Число пользователей платных дорог растёт. Почти треть опрошенных (32%) пользовались платными дорогами за последний год. В прошлом году таковых было четверть. Наиболее популярной платной трассой стала М-4 «Дон». На втором месте новая дорога между Москвой и Санкт-Петербургом — М-11 «Нева». На третьем месте по использованию — «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге.

Пользование каршерингом

Готовность отказаться от собственного автомобиля в пользу каршеринга для поездок в гипермаркет или на дачу всё ещё невелика. Не более 10% автомобилистов согласны сделать это. Даже в крупных городах таковых незначительно больше.

Китайский автопром

70% автомобилистов согласны с мнением, что качество китайских автомобилей улучшается. Китайские автомобили уже входят в ТОП-25 рассматриваемых для покупки автомобильных марок и в ТОП-50 рассматриваемых моделей.

Эра электромобилей

Половина опрошенных считают, что эра электромобилей наступит после 2030 года. Однако, более трети автомобилистов согласны приобрести электромобиль, если стоимость его покупки и эксплуатации будет сопоставима со стоимостью владения автомобилем с ДВС. Такие результаты показывают, что автомобилисты готовы серьезно рассматривать такие автомобили для эксплуатации, но условий для этого недостаточно — цена таких авто всё еще высока, а инфраструктуры недостаточно.

 

Комментарий руководителя проекта «Автомобиль года в России» Владимира Безукладникова:

1. Какой результат в исследовании больше всего удивил?

Пожалуй, Китай. На данный момент, это один из самых динамично развивающихся автомобильных трендов на российском рынке, который уже отразился и на реальных продажах. Наиболее активное наступление происходит в сегменте вседорожных автомобилей — кроссоверы и внедорожники. Китайские модели уже входят в ТОП-15, а по некоторым сегментам и в ТОП-10. Сегодня китайские автопроизводители представлены более чем десятью брендами, которые предлагают порядка 50-ти моделей на автомобильном рынке России.

Это отразилось и в Премии, мы не смогли проигнорировать китайский вызов и ввели специальную номинацию в голосовании — самый популярный китайский автомобиль. Это модель, за которую было отдано наибольшее количество голосов автолюбителей среди всех китайских автомобилей.

2. Какие были интересные отличия по регионам при голосовании?

Региональные отличия присутствуют всегда. Масштаб нашего проекта — федеральный уровень. А страна у нас большая и разнообразная. Но, основной тон в автомобильной среде задают, конечно, центральные регионы — прежде всего, Москва и Питер, Казань и Нижний Новгород. В несколько меньшей степени крупные города Юга России. Сибирь и Дальний Восток так же представлены участниками голосования, но их значительно меньше, как, собственно, и всего населения, проживающего на этих территориях.

Различия в голосовании безусловно присутствуют. Зачастую люди голосуют за автомобили, которыми они владеют. Мы понимаем, что в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках сконцентрировано большее количество дорогих автомобилей, а в небольших городах преобладают бюджетные массовые автомобили. Это прослеживается и в итогах голосования.

3. Какие выводы могут сделать дилеры на основании исследования?

Конечно, это актуальные тренды авторынка и прогноз продаж автомобилей в России — причем как новых, так и подержанных. Почему такое дополнение? Сегодня, в связи со сложившейся экономической ситуацией, обусловленной, прежде всего, пандемией, мы видим значительный рост спроса на подержанные автомобили. Основных причин две. Первая — сокращение средств на покупку авто. Вторая — дефицит новых автомобилей. Т.е. люди, которые ранее вообще не допускали возможность покупки подержанного авто, сегодня обращают (вынуждены обратить) свое внимание на вторичный рынок. Но им привычнее совершать покупку в официальном / авторизованном дилерском центре, даже если речь идет об авто с пробегом, а не по объявлению. С другой стороны, продавать свои авто большинство (до 83% в этом году и до 86% в 2018-19) предпочитают всё еще через автосайты по объявлению. И вот такая ситуация – это отличная возможность для дилеров продолжать активно развивать услугу трейд-ин. Заинтересовывать своих клиентов. Тем более, что тенденция в этом отношении поддерживается и со стороны автомобилистов — в текущем году уже более трети готовы воспользоваться услугами дилерского центра для продажи своего авто, в то время как годом ранее таких было четверть.


Также мы поинтересовались у сторонних экспертов, какие они выводы могут сделать на основе данного исследования. Мнения сильно разделились.


Комментарии экспертов

Сергей Бургазлиев,
эксперт по индустрии «автомобили и транспорт»

Честно говоря какие-то выводы сделать трудно, можно только обобщить.

Самое очевидное, и не только на основании данного опроса, что меняется отношение к китайским автомобилям. Как я и говорил неоднократно, европейские и корейские бренды «проспали» рывок китайского автопрома. В среднесрочной перспективе я могу прогнозировать, что рост продаж китайских брендов (особенно лидирующей тройки HAVAL, Geely, Chery) в России будет только расти.

Автомобили стали качественными, с хорошей эргономикой и интерьерами, обрели надежность с точки зрения эксплуатации.

Вера, на мой взгляд мифическая, европейских автопроизводителей в силу их бренда, как мы видим, тает на глазах. Покупатель гораздо охотнее голосует рублем за качество, дизайн, материалы, надежность, а желание быть причастным к той или иной марке слабеет.
5-6 лет назад никто не верил в перспективы китайских смартфонов, а сейчас они стремительно завоёвывают рынок. С автомобилями та же история.

Полагаю, что в премиум-сегменте данная тенденция тоже будет немного меняться. Мы видим пример Genesis, но, все-таки, не так быстро как в массовом. Китайские компании уже формируют очень интересные премиальные продуктовые линейки. Нас ждет интересное будущее!

Александр Груздев,
директор Gruzdev-analyze

В нынешний век, когда заголовок ценится больше, чем объективная информация, а «кликабельность» и глубина просмотра имеют большую важность, чем правильность сбора аналитической информации, очень легко встретить вот такие исследования. Хотя и сказано о 1,5 миллионах опрошенных, — и по меркам статистики это просто колоссальная выборка, ни одно аналитическое агентство не стало бы проводить столько интервью просто за ненадобностью. Ну не нужно столько интервью для правильных результатов. При 10-ти и даже 100-кратном уменьшении размера выборки можно было бы достичь более достоверных результатов. Но дело даже не в сборе информации. Хотя понятно, что если в выборке 80% иномарок, то есть перекос, поскольку 80 на 20 — это соотношение близкое к продажам, но пока не к парку автомобилей в России, пока в России нет столько иномарок. Но для меня всегда более важна аналитика, что стоит за цифрами. Потому как выйти на улицу и спросить 10 000 или миллион человек о том что они думают, — это в современных условиях делается достаточно легко. Основная задача — не только грамотное построение выборки, соблюдение квотирования и прочие обязательные вещи, но и анализ.

Давайте посмотрим на несколько полученных цифр.

  1. Вопросы о будущем. Это группа вопросов типа «а не собираетесь ли вы?». В данном случае это вопрос про намерение покупать автомобиль. Такие вопросы сродни оракулу и гаданию на кофейной гуще, также как эти «научные» инструменты вопросы о будущем в анкетах иногда попадают в цель, но в основном все же бьют мимо. В данном случае «Половина автовладельцев планируют покупку автомобиля. Из них более трети собираются сделать это в ближайший год и почти половина хотят приобрести новый автомобиль у официального дилера». Разбираем: в России по данным Автостат 44 миллионов 528,5 тысяч легковых автомобилей (отбросим пока все остальные, хотя уверен что в опросе поучаствовали также и владельцы легких коммерческих автомобилей). Половина планирует покупку и треть собирается сделать это в ближайший год. Парк умножаем на 50% и на 33%, получаем 7,347 миллионов автомобилей. Далее почти половина собирается приобрести новый автомобиль. Поскольку точной цифры не указано, то умножаем на 45% (чем не «почти половина»). Получаю прогноз продаж новых автомобилей на 2021 год в размере 3 306 150. Найдется ли хоть один эксперт, который подпишется под таким прогнозом? Или автопроизводитель который будет строить планы производства, исходя из такого прогноза продаж? В России в самые лучшие годы для автобизнеса не продавалось столько новых автомобилей. Поэтому всегда очень легко написать некие проценты и сделать на этом новость и не одну, и куда сложнее посмотреть, а что означают эти проценты, — и привести это все к реальности.
  2. Вопросы статистики. Раньше информация была недоступна и одной из главных задач было именно найти способ её собрать. Сейчас информации не только много, ее очень и даже чересчур много, поэтому некоторые вопросы в анкетах теперь становятся бессмысленными. К примеру, зачем узнавать в опросе тип кузова — или иномарка это или отечественный автомобиль, когда намного точнее будет проанализировать эти вопросы по базе данных ГИБДД. А количество страховок КАСКО и ОСАГО по данным РСА. Здесь же и количество пользователей платных дорог. Думаю у Росавтодор также имеются очень подробные данные о количестве пользователей каждым участком платных дорог. Все, где можно исключить ошибку путем анализа фактических данных в современном мире исследований, уже надо исключать из опросов, поскольку достоверность таких данных уже намного ниже ожидаемого.
  3. Технические вопросы. Это одна из самых распространённых ошибок новичков/дилетантов в исследованиях. «Нам нужно что-то узнать? Давайте проведем опрос и все». Но далеко не все вопросы можно задавать просто респондентам. Так в данном исследовании задавался о вопрос о типе коробки передач. Я уверен, что в опросе участвовали не только технические специалисты, и далеко не все из ответивших на этот вопрос действительно понимают, что такое «классический автомат» и чем он отличается от вариатора и робота. Более того практически уверен, что владельцы автомобилей с коробками DSG затруднились с ответом на данный вопрос, поскольку не очень понятно, куда их относить в данном случае, поскольку роботом в нашей стране принято называть коробку передач с одним сцеплением, а DSG имеет 2 сцепления, и владельцы таких автомобилей скорее бы ответили, что у них коробка передач DSG, чем робот.
  4. Неоднозначные вопросы. В аналитике очень важно определять показатели однозначно, чтобы нельзя было двум респондентам с одинаковыми в реальности показателями ответить на вопрос по-разному. К примеру, вопрос о том определяет ли респондент автомобиль как личный или как семейный. Лично мне не совсем понятно значение этого вопроса. Означает ли что человек, определивший свой автомобиль как личный, не имеет семьи? Мог ли семейный человек, у которого в семье лишь один автомобиль, ответить что это его личный автомобиль? Мне кажется, что вполне мог. Мог ли другой человек, который пользуется автомобилем единолично и полностью отвечает за его эксплуатацию, сказать что это семейный автомобиль, потому что этот автомобиль оформлен на его родителя? И, конечно, такой вопрос может быть также отнесен и к категории бесполезных. Какие выводы можно сделать из него? Какую пользу может принести ответ на него автопроизводителям или дилерам?

В целом, хочется пожелать организаторам этой и любых прочих премий и даже исследований: не гонитесь за числом анкет — это не сделает ваши опросы точнее! Не жалейте денег на грамотное составление анкеты, квотирования выборки и глубокий и интеллектуальный анализ! Это даст значительно более точные, важные и интересные результаты при значительно меньших выборках и, соответственно, затратах.


А что вы думаете по этому поводу? Дайте нам знать в соцсетях!

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Advertisment - yandex.zen

Популярное

Дилеры и выборы — какая тут связь?

Пусть президентские выборы идут в США, а не у нас, мы можем многому научиться на примере того, как осуществляется цифровой маркетинг в этот период....

R&D переходят в онлайн-режим

С преддверии выхода нового ассортимента продукции, который станет доступен к концу года, Пьеро Мизани, глава R&D в компании Pirelli, прикладывал все усилия, чтобы технические специалисты и IT-команды в одной из ведущих мировых шинных компаний могли сделать большую часть работы онлайн, что позволило бы инженерам, запертым дома, виртуально протестировать материалы.

Традиционные дилеры против бизнес-модели онлайн-продаж — 22 октября, 17:00

Если вы хотите выяснить, кто сейчас занимает лидирующие позиции среди публичных компаний США, дилеры, онлайн-ритейлеры или классифайды, если вы хотите узнать об особенностях бизнес-модели онлайн-продаж и о достижениях и планах ключевых игроков рынка, – это онлайн-мероприятие для вас.

Мода, банкротство и мемные цены — главные события автосферы

Традиционно собрали для вас подборку главных (или просто наиболее интересных) новостей автосферы за последнюю неделю.
X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.