Основатель компании Tesla Илон Маск еще в 2013 году сказал:
«Самоуправляемые автомобили — это естественное продолжение активной безопасности и, очевидно, то, что мы считаем нужным сделать».
Полностью автономные автомобили (AV) больше не являются технологией будущего. Известные и новые производители начали путь к созданию самых надежных автомобилей без водителя, чтобы конкурировать на растущем рынке.
Но люди все еще не уверены в безопасности AV, несмотря на потенциальные преимущества в виде экономии топлива, снижения выбросов и повышения мобильности. Но исследования показывают, что компании могут воспользоваться репутацией своего бренда, чтобы побудить потребителей к выбору автомобилей без водителя.
Сопротивление потребителей по отношению к беспилотным автомобилям
Потребители в целом приветствуют идею полуавтоматизированного вождения, когда водитель сохраняет контроль на протяжении всей поездки.
Однако идея полностью автоматизированного режима вождения, когда искусственный интеллект берет на себя все функции управления автомобилем, все еще встречает значительное сопротивление. Безопасность — главная причина беспокойства потребителей.
Действительно, недавнее исследование показало, что 43% жителей США не чувствуют себя в безопасности в автомобиле без водителя.
Несмотря на скептическое отношение потребителей к AV, во всем мире, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, автопроизводители продолжают выпускать автомобили без водителя.
За последние пять лет Сингапур одобрил более 40 беспилотных автомобилей. Gравительство Японии предполагает, что к концу 2022 года в отдельных регионах будут запущены беспилотные автомобили.
Китай, который, по прогнозам, станет крупнейшим рынком для автомобилей без водителя через 15 лет, улучшил свою инфраструктуру для подключения большего количества автомобилей к Интернету, чтобы облегчить использование AV.
В целом, по прогнозам, рынок AV в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет расти на 24,5% в год и к 2030 году достигнет общей рыночной стоимости около 286 миллиардов долларов США.
Эти статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что потребители неохотно принимают AV -технологии, компании уверены, что в долгосрочной перспективе они смогут изменить восприятие потребителей.
Но как?
Сила бренда
Компании уже давно используют силу брендов для преодоления сопротивления потребителей внедрению новых технологий.
Например, Toyota полагалась на репутацию своего бренда, когда в начале 2000-х годов представила свои гибридные автомобили Prius. Это привело к тому, что за 20-летний период было продано более 15 миллионов экземпляров.
Однако технология автомобилей без водителя сопряжена с гораздо большими рисками, чем у гибридных электромобилей. Таким образом, роль брендов в оказании влияния на принятие решений потребителями может быть поставлена под сомнение.
Что сделали и что обнаружили
В начале 2021 года издание The Conversation провело три эмпирических исследования, в которых приняли участие в общей сложности 1 157 респондентов из США.
В первом исследовании, в котором приняли участие 294 респондента, обнаружили, что те, кто сильно идентифицирует себя с брендом, воспринимают меньшие риски, связанные с революционными технологиями (например, AV), представленными этим брендом. Исследования проводились по пяти брендам (Tesla, BMW, Mazda, Ford, Toyota), активно разрабатывающим AV-технологии, и было обнаружено, что результаты совпадают по всем этим брендам.
Это отличная новость для автопроизводителей. Приверженцы брендов, скорее всего, будут доверять своим любимым маркам, что снизит их барьеры на пути внедрения AV -технологий.
Однако некоторые бренды пользуются большим авторитетом, чем другие, благодаря своей репутации инновационного лидера.
Во втором исследовании, в котором приняли участие 288 американских респондентов, изучали восприятие людьми бренда Tesla в сравнении с более «традиционными» брендами, которые обычно считаются менее инновационными, когда речь заходит об AV, например, Ford.
Исследование показало, что влияние брендов на снижение воспринимаемых рисков, связанных с AV, выпущенными Tesla, в четыре раза выше, чем у автомобилей, выпущенных Ford.
Другими словами, бренды имеют значение. Tesla имеет более устойчивое восприятие безопасности по сравнению с другими конкурентами, что приводит к более сильному намерению потребителей покупать AV Tesla.
Использование репутации бренда
Учитывая доминирующее положение Tesla на рынке AV, что могут сделать другие компании, чтобы снизить барьеры для потребителей при внедрении AV-технологий?
В последнем исследовании экспериментировали с идеей о том, что компании могут использовать возможности СМИ для изменения восприятия людьми инноваций их бренда. В этом эксперименте приняли участие 575 респондентов.
Существует несколько глобальных рейтингов по инновациям. К ним относятся Немецкий центр управления автомобильной промышленностью, премия Drive Car Innovation of the Year и список самых инновационных компаний Forbes.
В заключительном исследовании был проведен эксперимент, в ходе которого половина респондентов прочитала, что Toyota заняла второе место в вымышленном списке «Forbes Most Innovative Car Brands». Другая половина респондентов прочитала, что Toyota заняла шестое место в списке.
В ходе эксперимента выяснилось, что респонденты, которым был представлен последний сценарий, воспринимали более высокие риски, связанные с AV-автомобилями Toyota, и были менее готовы к внедрению такой технологии. Однако респонденты, подвергшиеся воздействию сценария с высокой инновационностью (где Toyota занимала второе место), воспринимали меньшие риски, связанные с Toyota AV, и продемонстрировали более сильное намерение купить этот автомобиль, если бы он был доступен.
В целом, исследования показывают, что компании действительно могут использовать репутацию своего бренда для преодоления сопротивления потребителей внедрению AV.
По материалам Tech Xplore.