18+

Вторник, 28 сентября, 2021
Подписывайте документы с контрагентами из любого города за 5 минут
ДомойАналитикаБудущее мобильности

Будущее мобильности

Осведомлённость о каршеринге и услугах по подписке на автомобили растёт. Почти 4 из 10 потребителей согласны с тем, что транспорт — необходим, а вот владение автомобилем — нет. Коллективно называемые «мобильностью», эти нарушения традиционной модели транспорта могут оказать значительное влияние на продажи автомобилей потребителям в ближайшие годы. Автодилеры и автопроизводители должны подготовиться к этому изменению.

Многие лидеры технологий автобизнеса делают ставки на инвестиции в компании, предоставляющие решения для мобильности.

Например, крупнейший мировой поставщик услуг для авторитейла, компания Cox Automotive, купила компанию решений для мобильности — Clutch.

В сфере услуг мобильности появляется всё больше стартапов. Например, ниже можно увидеть рост дохода австралийского стартапа Carly, даже в условиях пандемии.

При этом, Россия, в некоторых аспектах мобильности, находится на переднем рубеже внедрения передового подхода. Например, Москва является одним из мировых лидеров услуг каршеринга.

Также, всё больше российских компаний осознают возможности, связанные с мобильностью и развивают новые бизнес-модели.

Недавно, компания Kodix Automotive организовала митап с экспертами автобизнеса, чтобы обсудить текущие тенденции, будущее мобильности в целом и автомобилей по подписке в частности.

Диалог получился действительно интересным и мы решили отдельно собрать мнения экспертов.

Кирилл Новиков,
генеральный директор Kodix Automotive

— Есть две модели сервисов мобильности — краткосрочная, включающая такси и каршеринг, и долгосрочная с арендой и подпиской.

Такси, кажется, уже достигает насыщения — оно есть во всех городах и то, что мы наблюдаем сейчас уже близко к своему пределу по используемости. При этом в последнее время заметно падает качество, и это определённо нивелирует растущий спрос. Например, зачастую на эконом-классе уже не хочется ехать, а классы выше не так доступны по цене.

Что касается каршеринга, то и здесь мы наблюдаем насыщение. Возможно, в последующие годы органический рост и продолжится, но скорее всего небольшой. В 2020 году вообще наблюдался спад спроса — это можно связывать с пандемией, но факт остается фактом. В нынешних условиях не кажется, что у модели есть потенциал вырасти в 10 раз. А учитывая, что количество каршеринговых автомобилей  в России составляет порядка 50 тыс. — это останется очень незначительной долей от всего рынка авто. В других странах рост также особо не заметен — Россия, в частности Москва, остается первой по обеспеченности каршеринговыми автомобилями.

Долгосрочная аренда в принципе никогда не пользовалась популярностью в нашей стране и вряд ли начнёт пользоваться когда-либо из-за сложности оформления и получения автомобиля. Уверен, что аренду просто «убьют» каршеринг и подписка — каршеринг заменит краткосрочную аренду, подписка — долгосрочную.

В итоге, подписка сейчас выглядит как наиболее перспективный вариант  мобильности. Но есть ли у него потенциал перевернуть рынок? Часто приводятся исследования на тему поколений y, z, для более 50% которых предпочтительно использование, нежели владение. Возможно, это действительно так. Но я провёл свой опрос молодёжи 15-25 лет и удивился: они ничего не знают про подписку на авто, и относятся к идее скептически. Молодые люди приводят те же аргументы, что и другие поколения: лучше владеть, чем платить несколько лет сервису и остаться в итоге ни с чем. Получается, вопрос остаточной стоимости и владения, а также некоторое недоверие является и для молодых поколений актуальным. Кажется, тот факт, что приобретённый даже в кредит автомобиль станет собственностью, с которой можно впоследствии что-то сделать —  сидит глубоко в ментальности населения.Важно понимать, что подписка предполагает определенный уровень достатка. Понятно, что если сложить всю экономику — сервисное обслуживание, эксплуатацию и т.д. и сравнить с кредитом, предположу, что на цифрах подписка получится выгоднее. Однако люди сейчас всё чаще идут на вторичный рынок, где проще найти авто с большим пробегом, дешевле  приобрести его за наличные или в кредит, чем ежемесячно платить за новый подписной автомобиль, как бы привлекательно с точки зрения экономики это ни казалось. Нужно также помнить, что средний возраст авто с пробегом в России составляет 17 лет. То есть, вряд ли за это время приобретённые сегодня новые автомобили будут вытеснены подписными.

Конечно, перспективы у подписки есть, но в первую очередь для тех, кто сегодня покупает новые авто премиальных брендов в топовых комплектациях и имеет потребность и возможность менять их каждые 3 года. Для этой категории модель подписки подходит идеально. Еще один тренд, действующий в угоду подписке — электромобили, которые требуют меньше обслуживания.

Что касается прогнозов, то определённо могут появиться комбинированные модели. Например, подписка на мобильность сразу нескольких видов (как вариант, кикшеринг, каршеринг и такси, которые выплачиваются ежемесячно с ограничением километража и класса авто). Также вполне возможен вариант выхода подписки за пределы мобильности — когда в нее включаются услуги здравоохранения, аренда жилья и т.д. с гибкой настройкой своего тарифа. В современном мире это очень логично, и предпосылки к появлению таковых уже есть в рамках «зелёных» и «красных» экосистем.

Однако все текущие модели однозначно сможет трансформировать появление автопилота 5-го уровня. Вероятно, когда автомобиль начнёт ездить сам, то владение и даже долгосрочное использование перестанет предусматриваться как таковое. Приобретение авто в собственность будет иметь смысл только за пределами городов. Это касается и нынешней ситуации с сервисами  мобильности — они востребованы только там, где высока цена времени и там, где этой мобильности предполагается много, а это мегаполисы. Поэтому до большей части нашей страны подобные сервисы вряд ли когда-либо дойдут как с точки зрения технологий, так и с точки зрения модели потребления. После цикла эксплуатации автомобилей сервисами мобильности они будут попадать на вторичный рынок, и распределяться по регионам. А потому будущее в перспективе 10 лет в общей массе, судя по всему, останется за владением вторичными автомобилями.

 

Роман Серегин,
продакт-маркетинг директор Wize/ Platform

— Мы живём в самое предсказуемое время за всю историю человечества. Даже пандемия не смогла это разрушить.

Современный человек абсолютно уверен в своём светлом будущем. Фактически каждый из нас мысленно живёт в прекрасном мире будущего. У каждого оно своё, но в любом случае светлое. Лучше всего это видно по кредитам: банки и люди уверены, что кредиты, взятые на 20 лет вперед будут выплачены, иначе бы их не давали. Это прямое следствие нашей уверенности в будущем. Никто не хочет рисковать деньгами на пустом месте. Мы можем не переживать, что завтра что-то исчезнет с прилавков, из магазинов, из нашей жизни. Наоборот — будет больше, лучше, красивей, дешевле и продавец будет бегать за тобой, лишь бы купил.

В таких условиях сама идея владения чем-то на постоянной основе уходит в прошлое. Владение очень удобный вариант только в условиях ограниченности доступа к нужному ресурсу. Как только это ограничение уходит, тут же становится очевидно — плата за использование гораздо выгоднее. Владение подразумевает, что ты будешь пользоваться вещью долго. И чем выше цена, тем дольше должен быть этот срок. Например, аренда машины в поездке заграницу гораздо выгоднее, чем покупка автомобиля на месте. Оба варианта решают вопрос передвижения, но разница в цене ощутима.

Как и в остальных отраслях, в «мобильности» произойдёт существенный сдвиг из реального мира в виртуальный мир мобильного телефона. Это значит, что «поставщики мобильности» превратятся из продавцов в сервисы, в мобильные приложения. И под «поставщиками мобильности» стоит понимать любые компании, которые могут помочь человеку передвигаться по городу — от автодилера до проката самокатов. Такой переход уже совершили банк и ретейлеры. Сейчас трудно себе представить, что для перевода денег другому человеку нужно идти в банк, стоять в очереди и т.д. Даже кредиты оформляются в три клика.

Так машина фактически превратится в «приложение для телефона» и пользователя не будет интересовать, как это сделано внутри: подписка, каршеринг или ещё что-то. Это всего лишь разные тарифы внутри приложения.

Это не отменяет классические продажи, разумеется, они останутся. Так произошло с радио, телевидением и интернетом. Любой предыдущий вариант всегда остаётся, но становится более нишевым.

В любом случае прогнозы, идущие дальше, чем на 10 лет вперед — очень скользкая дорога, так как мир меняется очень быстро.

 

Максим Шишко,
генеральный директор АВТОDОМ Подписка

— На первых этапах сервисы мобильности должны нести образовательную функцию, так как разрушение многолетних стереотипов требует изменения в мышлении потребителей.

Мы считаем, что потребители неуклонно и достаточно быстрыми темпами будут трансформировать традиционное владение личным автомобилем в пользование.

Успех каршеринга в Москве в последние годы подтверждает такой прогноз. Например, за последние 5 лет количество автомобилей в московском каршеринге выросло в 20 раз до 30 тыс. штук, а количество пользователей выросло в 7 раз и достигло 1 млн. человек. Москва сегодня — крупнейший город мира по количеству автомобилей каршернинга.

Ожидаем, что на первом этапе традиционные покупки а/м за собственные средства и в кредит трансформируются в сделки по долгосрочной подписке (от 1 года). Далее подписки и каршеринг начнут двигаться навстречу друг другу и сольются в некую более гибкую услугу мобильности, где клиентам в зависимости от размера периодических платежей будут доступны новые и подержанные а/м различных марок и моделей на любой сроки. При этом в сервисе могут быть автомобили, принадлежащие как компаниям операторам подписки, так и физическим лицам.

По нашим прогнозам через 10-15 лет приобретение личного автомобиля за собственные денежные средства может стать экзотикой.

 

Сергей Дианин,
компания THE MASHINA, ANYWASH, GAZCOIN

— Развитие услуг мобильности зависит, в том числе, от географии потребности в мобильности, ведь потребности клиента в большом городе отличаются от потребностей клиента в маленьком и, конечно, отличаются от потребностей клиента в сельской местности. Однако такие универсальные предложения как подписка на автомобиль применимы в любой местности, и в этом их привлекательность и потенциал.

В городах, наряду с персональными видами транспорта, однозначно будут развиваться общественный транспорт, различные шеринговые модели и различные форматы транспортных средств — от больших автобусов до велосипедов и самокатов. При этом такие внутригородские виды транспорта будут стремительно «зеленеть», то есть переходить на электрическую энергию. Такая тенденция уже существует в крупных городах и будет продвигаться в города поменьше.

Кроме этого, будут развиваться решения по полной мобильности, предоставляющие человеку возможность добраться до нужного места с использованием различных видов транспорта (электричка, автобус, такси, автомобиль, велосипед, метро, и т.д.) в зависимости от целей, потребностей, предпочтений и приоритетов этого человека, и управляемые из единой точки, т. е. из приложения.

 

Марат Абдуллин,
эксперт в области цифровой трансформации автобизнеса

— На текущий момент я бы выделил 4 основные категории мобильности, существующие на рынке: общественный транспорт, такси, аренда и доставка. Все эти категории позволяют физически доставить людей или предметы до них. И все они конкурируют между собой, поскольку могут одинаково (либо эффективно) решать пользовательские задачи.

Внутри каждой категории также разворачивается конкуренция. Так, например, аренда включает каршеринг, посуточный и долгосрочный варианты. Долгосрочную аренду сейчас называют «подпиской», однако в первоначальном виде данный продукт предполагал доступ не к одному, а сразу к нескольким автомобилям.

Развитие сервисов мобильности будет определяться потребительскими инсайтами, которые необходимо будет чутко отслеживать. Конечно, каршеринговые сервисы имеют значительное преимущество перед другими категориями, ведь технологически и операционно этот вид бизнеса сложнее, но в то же время позволяет делать продукт более гибким. И мы это уже сейчас видим — они предлагают и долгосрочную аренду, и «подписку» на каршеринг.

На мой взгляд, в сфере аренды каршеринг и «подписка» займут устойчивые позиции. Уже сейчас мы видим растущий спрос к обеим категориям. Вероятно, что на рынок посуточной и долгосрочной аренды предпримут попытки выхода автодилеры, имеющие возможность сократить потери от хранения токсичного склада (автомобилей с пробегом, которые долго стоят на реализации).

Автор: Сергей Наумовский

www.linkedin.com/in/sergeynaumovsky

sergey.naumovsky@gmail.com

www.autoretail.guru

www.auto-pub.ru

Сергей Наумовский
Эксперт с глубокими знаниями в различных аспектах автомобильного бизнеса. 25-летний опыт работы в автомобильной промышленности и технологиях её автоматизации в США. 5-летний опыт работы в российском автомобильном секторе, консультирование OEM автопроизводителей, автодилеров и поставщиков автомобильных технологий в стратегических инициативах. Среди клиентов в России: MC Bank Rus, Mitsubishi Corporation, НП ГЛОНАСС, Bosch GmbH и другие.
- Advertisment - yandex.zen

Популярное

X
X