Подержанные автомобили продаются на десятки тысяч долларов дороже новых. Партии автомобилей распродаются за считанные минуты. Месяцы ожидания.
Добро пожаловать на австралийский рынок электромобилей.
«С ценами на топливо все сошло с ума», — говорит Уильям Маквикар, пенсионер из Брисбена. Он и его жена начали думать о покупке электромобиля в прошлом году, но отложили эту идею на потом, решив, что у них будет много времени, чтобы заняться этим.
«Мы поняли, что совершили ужасную ошибку. Надо было сделать это тогда», — сказал он. Теперь все их знакомые говорят о приобретении автомобиля, списки ожидания на новые автомобили выросли, а сроки ожидания растянулись на месяцы.
В условиях резкого роста цен на нефть и ограничений в цепочке поставок приобрести электромобиль в настоящее время является проблемой во многих странах. Но особенно остро нехватка ощущается в Австралии, где эти трудности усугубляются тем, что, по мнению экспертов и защитников отрасли, у производителей нет стимулов для увеличения поставок в Австралию.
«Производители электромобилей не склонны уделять приоритетное внимание Австралии, потому что в Австралии нет приоритетов для внедрения электромобилей и нет сильных стимулов, как в других странах», — говорит Пол Берк, заведующий кафедрой экономики Арндт-Корден в Австралийском национальном университете.
Австралийский рынок электромобилей все еще мал, но растет. В прошлом году здесь было продано 20 000 таких автомобилей, что втрое больше, чем в 2020 году, и составляет около 2 процентов доли рынка новых автомобилей, по данным Совета по электромобилям Австралии.
За последние несколько лет цена на такие автомобили снизилась, дальность пробега увеличилась, зарядные станции стали более распространенными по всей Австралии, и люди в целом стали больше знать об электромобилях, говорят эксперты и защитники отрасли, хотя цена остается значительным барьером.
Автопроизводители и продавцы говорят, что за последние несколько месяцев спрос резко вырос.
В недавнюю субботу Роб Огилви наблюдал очередь из желающих приобрести электромобили в шоу-руме, которым он руководит в Канберре. «Люди выстраиваются в очередь, чтобы поговорить об электромобилях», — сказал он. «Вот до какого уровня все дошло».
Это заметное изменение по сравнению с 2018 годом, когда он открыл свой салон Ion DNA, первый в Австралии, посвященный электромобилям. Тогда там было «довольно одиноко», — говорит он.
Сегодня, по его словам, «даже самые большие любители мощных машин и крепкого пива из числа моих приятелей теперь верят в изменение климата и говорят: «Что мы можем сделать?».
Энтони Броз ван Гроену, соучредитель Good Car Co, социального предприятия, которое покупает подержанные электромобили оптом для перепродажи, говорит, что после стихийных бедствий, таких как лесной пожар или наводнение, он обычно видит огромный поток запросов. Если к этому добавить резкий рост цен на топливо, то, по его словам, в целом, количество запросов увеличилось в пять раз.
«Мы совершенно перегружены, и нам нужно нанять больше сотрудников, чтобы удовлетворить спрос», — сказал он.
Good Car Co — партнер ряда производителей и продает их автомобили, сказал он, но сейчас новые автомобили не поступают, потому что производители не выделяют дополнительных запасов для Австралии.
Правительство заявило, что пандемия коронавируса создала глобальные проблемы, которые повлияли на поставки автомобилей по всему миру, как электрических, так и бензиновых. Представитель Ангуса Тейлора, министра энергетики, заявил, что правительство «активно ищет пути преодоления этих глобальных ограничений и укрепления местного производства», отметив, что оно выделило 2 миллиарда долларов на стратегию развития транспортных средств, чтобы облегчить австралийцам переход на электромобили.
Но представители отрасли и эксперты говорят, что без изменения государственной политики ситуация с предложением электромобилей не улучшится.
»В отличие от других стран, у нас нет обязательных стандартов эффективности использования топлива, у нас нет целевого показателя внедрения электромобилей, — говорит профессор Берк, эксперт Австралийского национального университета.
Без таких мер у производителей нет стимула отправлять больше автомобилей в Австралию, а не в страны, где они сталкиваются с требованиями по соблюдению стандартов топливной эффективности или, как в ЕС, чтобы избежать штрафов, налагаемых на производителей, чей автопарк превышает определенные показатели выбросов в определенном году».
Без изменения политики, сказал г-н Броз ван Гроену, Австралия станет «местом скопления загрязняющих воздух автомобилей. Потому что они не будут продаваться никому, кроме как этим неудачникам на краю света».
По материалам New York Times.