Трофей бронзового цвета был перевезен по воздуху в ударопрочном деревянном ящике из Нью-Йорка в Токио, а затем доставлен на скором поезде примерно на 500 миль для награждения на специальной церемонии празднования столетия в штаб-квартире Mazda в Хиросиме. Это был «переформатированный» процесс доставки трофея World Car Design of the Year за 2020 год — награды, завоеванной Mazda3, после того, как привычное мероприятие, где вручалась эта премия, Нью-Йоркский международный автосалон, было отменено в этом году. Могут ли такие вручения трофеев стать будущим церемоний награждения в автомобильной промышленности в пост-пандемическом мире?
Изначально трофей должен был быть вручен руководителю глобального дизайна Mazda Икуо Маеде и главному дизайнеру Mazda3 Ясутаке Цучиде на церемонии вручения наград, открывающей Нью-Йоркский Международный Автосалон в апреле. Но после того, как шоу было отложено, а затем отменено, необходимо было найти новый способ доставить трофей его законным владельцам. Представитель и исполнительный директор World Car Awards, Питер Лион, на прошлой неделе проехал 500 миль на поезде «Синкансэн» со скоростью 170 миль/ч до Хиросимы, чтобы вручить Маеде и Цучиде их долгожданную награду.
Чтобы извлечь максимум пользы из закрытой для публики церемонии, WCA и Mazda объединились, чтобы транслировать презентацию и празднование 100-летия в прямом эфире по Zoom для своих более чем 90 членов жюри по всему миру.
Проводя церемонию в фойе главного офиса фирмы, Маеда сказал: «Я очень рад получить эту дизайнерскую награду для нашей Mazda3, особенно, если задуматься о том, что за нее проголосовали члены жюри со всего мира, что делает ее по-настоящему глобальной. И, конечно же, мы также рады, что наш CX-30 вошел в тройку лучших в мире в этой же категории. Учитывая, что это наш столетний юбилей, я должен сказать, что 2020 год был действительно годом Мазды, пусть времена и трудные». Чтобы подчеркнуть праздничное настроение, Mazda показала специальную версию Nardi первого поколения 1989 года Mazda MX-5, роторный Luce Coupe 1969 года и новейший внедорожник CX-30, в дополнение к завоевавшей дизайнерский трофей Mazda3.
В мире, где пандемия коронавируса спровоцировала отмену почти каждого автосалона и церемонии вручения наград, возможность провести персональную презентацию трофеев стала редким удовольствием. Выставки, отмененные в этом году, включают Женевское автошоу, Детройтское автошоу, Нью-Йоркское автошоу, а автошоу в Лос-Анджелесе, запланированное на ноябрь, вряд ли состоится. Что касается 2021 года, то Женевское автошоу уже отменено, что бросает ещё большую тень на автошоу.
Если говорить правду, то автошоу и различные церемонии вручения трофеев, которые часто сопровождают их, уже сталкивались с проблемами еще до наступления пандемии, поскольку все большее число автопроизводителей находили более эффективные способы использовать свои многомиллионные маркетинговые бюджеты для продвижения новых автомобилей и технологий. Когда за последние три года Volvo, Jaguar Land Rover и другие компании ушли с женевской выставки, организаторы начали беспокоиться.
Но что шокировало отрасль, так это то, что организаторы Франкфуртского автосалона объявили, что их шоу будет полностью убрано из международного календаря после того, как появились новости о том, что количество участников Франкфуртского автосалона 2019 года сократилось с 994 в 2017 году до 800 в 2019 году.
Мы в отрасли, а также тысячи автомобильных энтузиастов, надеемся, что условия улучшаются, и что вакцина будет найдена к ноябрю, что позволит Лос-Анджелесской выставке состояться. Если это невозможно, то давайте надеяться на возвращение к нормальной жизни, по крайней мере, весной следующего года, чтобы позволить пройти Нью-Йоркскому Автошоу и аналогичным мероприятиям.
По материалам Forbes.
Мы решили поинтересоваться у экспертов, какое будущее ждёт автомобильные премии и автошоу? Станут они пережитком прошлого, трансформируются или станут скромнее по масштабам? Важна ли их роль в наши дни — или цифровая эпоха серьёзно снижает их значение?
Комментарии экспертов
Олег Мосеев
Я считаю, что формат автошоу будет, скорее всего, отмирать, ввиду того, что это очень дорого для производителей и, главным образом, не так эффективно, как проводить собственные мероприятия. Да, есть некоторое недовольство в журналистской среде, так как журналисты привыкли приезжать в салоны в одном месте и иметь возможность встретиться с разными главами марок в оффлайне, но экономика берёт своё.
Производителям выгоднее проводить собственные мероприятия, потому что а) они тратят меньше денег, б) все приехавшие журналисты сфокусированы именно на их продукте. Плюс с развитием интернета появилось возможность презентовать свои продукты для широких масс в онлайн формате. В итоге мы видим, что не пандемия убивает формат автошоу, а как раз все этим вышеперечисленные факторы.
В последнее время и Парижский автосалон, и Франкфуртский, да и Женева, сильно сократили свои масштабы. Американские автосалоны вообще превратились в какие-то местячковые истории с чуть ли не просто продажей машин с выставленными ценниками. Более-менее живая история — это Пекинский автосалон. Понятно, рынок новый, интерес у потребителей ещё крайне высокий, поэтому, наверное, он ещё будет жить. Возможно, Токийский ещё поживёт, в силу азиатского менталитета.
Что до американских шоу, сейчас больше стендов у автопроизводителей на CES, чем на автошоу, где они показывают автомобили как гаджеты. Огромные стенды Mercedes, Hyundai в этом году тому подтверждение. Площадь автопроизводителей на CES превышала аналогичную на Детройтском автосалоне в разы.
Что касается автошоу, я считаю, что это, к сожалению, умирающий формат. Скорее всего, в ближайшее мы увидим, что какие-то салоны не восстановятся и вновь не появятся после снятия карантина, какие-то будут пытаться что-то делать, но, скорее всего, это уже ушедшее.
С точки зрения премий, тут уже другая история,востребованная. Значительную часть процесса можно делать в онлайне, и только награждения проводить в оффлайне. Поэтому премии, я думаю, абсолютно точно будут присутствовать, потому что это такой entertainment для потребителей, и мериться достижениями всё равно все привыкли, поэтому, в принципе, я думаю, что премии в видоизменённом формате ещё долго будут жить.
Анна Манвелова,
ITEMF Expo, managing director
События последних месяцев всех нас заставили посмотреть на привычные процессы и форматы под разными углами. С одной стороны, стремительное развитие цифровых технологий очень помогло автопроизводителям в время режима самоизоляции и дало возможность не замораживать продажи полностью, а благодаря виртуальным продажам дало возможность удержаться на плаву. С другой стороны, тот наплыв посетителей, которые автосалоны наблюдали после отмены ограничений, в очередной раз доказывает, что в автопроме, как и во многих других отраслях, так называемый touch-and-feel эффект очень важен.
Тоже самое относится и к автошоу. Да, в данный момент наблюдается снижение интереса к автошоу. Но не потому, что они больше не нужны, а потому что формат их проведения больше не отвечает потребностям современного потребителя. Сейчас покупателю важно не просто посмотреть автомобиль, и даже не провести тест-драйв. Важно чувствовать себя частью общества будущего, частью комфортного современного пространства, где автомобиль – это одна из важнейших составляющих городской инфраструктуры, наравне с другими видами транспорта. Именно такую концепцию попробуют реализовать организаторы IAA, который впервые пройдет на новой площадке в Мюнхене в 2021 году. Посмотрим, какова будет реакция профессионального сообщества и автолюбителей.
Андрей Каменский,
директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»
На мой взгляд, формат крупнейших международных автомобильных мероприятий продолжит трансформироваться. Автосалоны и автошоу будут сокращаться по масштабу и количеству экспонентов и зрителей. Частично подобные выставки перейдут в онлайн, а производители продолжат организовывать собственные показы новинок на своих территориях.
Здесь важно отметить, что предпосылки к изменению формата выставок складывались на протяжении последних нескольких лет, а пандемия и запреты на проведение массовых мероприятий лишь ускорили этот процесс. Все больше автопроизводителей предпочитает проводить собственные онлайн-презентации новинок и так общаться со своей потенциальной аудиторией, нежели участвовать в дорогостоящей для них выставке.
Привычный формат себя исчерпал, он будет постепенно меняться, исходя из запросов участников. Однако не думаю, что подобные мероприятия исчезнут полностью, будут просто иные масштабы, вариации и решения. Стоит также сказать, что для производителя участие в международном автосалоне — это шанс продемонстрировать свои новинки вживую для огромной аудитории. При переходе в онлайн это преимущество оффлайн-мероприятия будет непросто заменить.
Мария Жмак,
директор по маркетингу ООО МАН Трак энд Бас Рус
Мы уверены, что такие мероприятия необходимы и производителям, и клиентам, а как только пандемия отступит, автомобильные премии и автошоу возобновят свою работу в полном объёме.
Это произойдет по многим причинам. Во-первых, вне зависимости от обстоятельств, подобные мероприятия дают возможность каждому производителю продемонстрировать лучшие из своих продуктов максимально большому количеству потенциальных клиентов единовременно. При этом они позволяют охватывать целевую аудиторию со всех регионов России и тех, кто не использует Интернет сети для выбора продукции или услуг. А таких клиентов в России достаточно большое количество, как бы странно это не звучала в век технологий. Во-вторых, очные мероприятия моментально генерят высокий спрос на демонстрируемые продукты и услуги. Клиенты всегда предпочтут увидеть и потрогать дорогостоящий товар «вживую» перед покупкой и, к сожалению, просмотр красивых картинок или роликов в сети Интернет этого не заменят. Пока для сегмента B2B интернет-инструменты — прекрасное дополнение к offline-активностям. И одно без другого эффективно существовать не может. В-третьих, — это прекрасный PR-повод, особенно если твой продукт заслужил высокие оценки компетентного жюри. Обычно предприимчивые маркетологи используют такую новость весь последующий год в своем медиаплане, а может даже и более долгий период. Ведь именно из побед пишется история брендов.
Поэтому если говорить про будущее премий и автошоу, то оно однозначно есть. Что действительно претерпит изменений — это процесс организации массовых мероприятий.
На наш взгляд маски и санитайзеры вошли в общепринятую норму на долгие годы. Даже после того, как человечество победит Covid-19. Они больше не ассоциируются с болезнью, теперь это атрибуты ответственного и социально-ориентированного подхода. Кроме того, и заказчики, и клиенты будут больше отдавать предпочтения тем событиям, которые будут уделять внимание безопасности и активно позиционировать данный подход — контролируемый поток гостей, слоты на посещение зон, обязательная дезинфекция, разметка и прочее. Все это надолго вошло в нашу жизнь.
Основной враг всех автомобильных выставок, премий и автошоу не трансформация человеческого сознания в сторону развития Интернет инструментов, а стоимость за участие. В последние года мы наблюдаем кратное увеличение цен, как за квадратный метр выставочной площади, так и за застройку. Тратятся колоссальные средства, и в итоге это становится не бизнес-эффективно.
Конечно, очное знакомство клиентов с продуктом — важный элемент процесса продажи в коммерческом сегменте. Любой маркетолог осознает эффективность этого процесса.
Именно поэтому организаторы в сегменте B2B все больше отдают предпочтение организации собственных мероприятий, вместо участия в крупном массовом событии. И тут привлечение клиентов через интернет играет первостепенное значение. Поэтому бюджеты на рекламу перелокируются в сторону Интернет-ресурсов.
Для успешного позиционирования продукта на рынке важно сохранение оптимального баланса оффлайн и онлайн инструментов, особенно для технически сложных продуктов. Повторюсь, но даже в условиях цифровизации невозможно заменить контакт с техникой, тест-драйв и общение с экспертом по продукту.
Анна Разумова,
бренд-менеджер Suzuki, ГК «СИМ»
На мой взгляд есть несколько аспектов данной темы.
По поводу того, что резко снижается участие автопроизводителей и дилеров: да, это действительно так, потому что в условиях рынка затратная часть на подобные мероприятия во много раз превышает ту отдачу, которую можно получить в репутационном плане. Тем более, что есть более конверсионные каналы продвижения.
С другой стороны — сами по себе шоу и мероприятия служили, помимо прочего, площадками для общения конкретных представителей участников и остального автомира. Люди приходили общаться, обмениваться мнениями в неформальной обстановке, делились кулуарно тем, что не может выйти на просторы открытых источников. И в этом был смысл. В онлайн формате данная составляющая просто теряется.
В каком виде будут существовать автомобильные премии и шоу в будущем? Однозначно сказать нельзя: какая-то часть уйдет в онлайн, какая-то станет скромнее, а что-то вообще исчезнет. Но совершенно точно все изменится и этот срез жизни уже точно не вернется в том же виде, в каком был в «до карантинную» эпоху.
Александр Груздев,
директор Gruzdev-analyze
Я бы все-таки разделял шоу/выставки и премии. У них в целом разные маркетинговые цели.
Автовыставкам как месту демонстрации автомобилей сначала журналистам, а потом и обычным пользователям, как мне кажется, придет конец. Останется буквально 3–4 крупных международных выставки на весь мир, где скорее будет выставлять шоукары и концепты, соревноваться в дизайне и прочих подобных вещах. Если привести пример, то автомобильные выставки останутся в виде показов, аналогов показов моды Haute couture, когда все супернеобычно, кричаще и т.д., но это необходимо для того, чтобы поделиться дизайном, обозначить тренды и перспективы, пусть и далекие. А автомобильные выставки аналоги показов моды prêt-à-porter (готовые к носке) все больше и больше будут уходить в формат онлайн (в том числе тесты для журналистов, блогеров и инфлюенсеров), в формат закрытых вечеринок и просто эксклюзивных тест-драйвов.
А вот премии — это в большей степени не просто некий показ/демонстрация продукта, сколько получение дополнительных знаков отличия, зачастую даже чисто формального повода называть себя лучшим. Тут хочется привести в пример бокс, когда чемпион не один, а чемпионов много, мало того что все спортсмены делятся по весу, так еще и по версиям. Как звучит титул боксера — Чемпион мира в легком весе по версии … . Так и с автомобильными премиями. Лучший автомобиль года в классе, а версию обычно пишут где-то внизу под звездочкой. Но выделяться, а также получать инфоповоды для тех же самых новостей для публикаций, нужно и хочется всем, поэтому вот как раз премии всякого рода будут размножаться. Их формат из-за этого будет становится мельче, переходить в онлайн, но само количество тех самых «версий» будет больше на мой взгляд.
Тони Труссов,
международный консультант, тренер
Мне кажется, что всё будет менее броским, чем сейчас. COVID заставил людей пересмотреть новые вещи, так что мир конференций и шоу будет менее привлекательным, плюс, возможно, несколько городов будут объединять свои шоу. До COVID было много примеров с виртуальных мероприятий в прямом эфире — Lexus и Hyundai проделали потрясающую работу здесь, в США, запустив несколько крупных проектов. В условиях неопределенности, в которой мы сейчас живем, у производителей нет причин переосмысливать свою стратегию и делать все по-другому.
Сергей Бургазлиев,
эксперт по индустрии «автомобили и транспорт»
Я не думаю, что в ближайшее время автомобильные премии и шоу уйдут из автоотрасли, потому что, несмотря на влияние пандемии, всё равно потребители ожидают новинки. И они их ожидают не только в виде картинок и модных видеопрезентаций, но и в живом, фактическом исполнении, чтобы можно было посидеть, потрогать, пощупать, понюхать провести тест-драйв. Онлайн если в ближайшее время и заменит какие-то элементы автомобильных шоу, то не думаю, что больше чем 5–10% от подобных презентаций. Я думаю, что потихонечку сами автомобильные мероприятия, салоны, выставки, они, конечно, будут трансформироваться с использованием цифровых, интерактивных и VR-технологий, но как мероприятия они, скорее всего, останутся, как минимум в среднесрочной перспективе.
Ирина Хренова,
директор по развитию ООО «Автомобильное время»
Как организатор профессиональной Премии на авторемонтном рынке «Золотой ключ. Выбор СТО», которая вручается с 2012 года, буду говорить о ситуации применительно к российскому рынку. Специализированные профессиональные награды — это маркетинговый инструмент для производителей и дистрибьюторов. И в этом смысле они не утратили своей актуальности, несмотря на то, что сейчас способов рекламы значительно больше, чем, скажем, 10 лет назад. Премии сохранили свой удельный вес. Они отлично себя зарекомендовали как способ продвижения и популяризации бренда. Кроме того, Премии дают прекрасную возможность новым брендам заявить о себе. Чем активнее бренд — тем он более узнаваем. Да и атмосфера праздника, в которой традиционно проходят Церемонии награждения, очень близка широкой русской душе. Именно по этой причине мы приняли решение не уходить в онлайн-формат в 2020 году — такой формат мероприятия, диктуемый современными реалиями, не нашел поддержки у участников рынка.
Другой вопрос, что профессиональные Премии, в противовес потребительским, сталкиваются с объективными трудностями в методологии. Данных по срезу авторемонтного рынка в открытом доступе в России нет, приходится «добывать» эти данные и проводить собственные масштабные исследования. Автосервисный рынок количественно и качественно быстро рос до 2014 года, что обеспечивало динамичное развитие и рынка автосервисного оборудования. Участников рынка становилось все больше, поддерживая здоровую конкурентную среду, задавая вектор на качество. В настоящее время мы наблюдаем снижение показателей в этом сегменте рынка и быть «интригующей» Премией становится все сложнее — зачастую победители легко прогнозируемы уже с момента старта голосования.
А что вы думаете по этому поводу? Дайте нам знать в соцсетях!
Какое бы будущее ни ждало автомобильные премии, в проведении одной из них можно быть уверенными. Премия Автомаркетолога «Маркетинг года», впервые проходящая в этом году, выявит наиболее успешных маркетинг-директоров и определит самые качественные автомобильные сайты. Узнайте подробности (и примите участие), перейдя по ссылке.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.