18+

Суббота, 27 апреля, 2024
business.auto.ru
ДомойБлогЛичное мнение о ситуации с отменой двойного НДС

Личное мнение о ситуации с отменой двойного НДС

Событие это однозначно долгожданное для всего автомобильного бизнеса, но именно в этом и кроется ключевая проблема. Автобизнес слишком долго ждал этого события. И даже были времена, когда казалось, что вот-вот и примут новый закон. Но его не принимали и вопрос откладывался на неопределенное время.

И не дождавшись ожидаемых решений от властей, автобизнес уже давно разработал не одну легальную или почти легальную схему обхода данного налогового недоразумения. Перечислять работающие схемы не стану, заинтересованные лица и сами всё знают. А если не знают, то могут спросить, к примеру, у КарПрайс.

А теперь давайте взглянем на этот закон. Какие есть нюансы в нем и около него?

Во-первых, закон, подписанный в декабре 2023 года, вступит в силу только 1 апреля 2024 года, поэтому пока что еще рано для старта работы по этим правилам. Важно не обогнать время и не напортачить. А до 1 апреля действует старый принцип — налоговая база по НДС определяется как разница между ценой продажи автомобиля с учетом НДС и ценой покупки автомобиля (п. 5.1 статья 154 НК РФ).

И этот метод расчета налоговой базы распространяется только на первое звено во всей цепочке продаж — именно в этом принципиальное отличие от новых правил. По новым правилам порядок исчисления НДС с «межценовой разницы» будет распространяться на все звенья в цепочке продаж автомобилей, ранее приобретенных у физлиц. Но и тут есть нюанс, он дальше.

Во-вторых, ключевое условие в сделках, подходящих под новые правила налогообложения, это наличие зарегистрированного в ГИБДД собственника автомобиля. Только от него ООО №1 может принять автомобиль, чтобы потом продать его ООО №2 без проблемы двойного налогообложения. Понятно? Продавец-собственник должен быть зарегистрированным собственником автомобиля.

И это интересный, кстати, нюанс. Оговорка про собственника, зарегистрированного в ГИБДД, противоречит пункту 2 статьи 218 ГК РФ, в которой указано, что «Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи…». Вполне вероятно, что наступит день, когда Суд высшей инстанции отменит это уточнение. Но это произойдет явно не 1 апреля 2024 года.

Всё вместе это означает, что из алгоритма выпадают сразу же автомобили от «вольных автобизнесменов», не ставящих машину на себя на учет и сдающих ее дилерам на комиссию или выкуп, распоряжаясь автомобилем на основании договора купли-продажи. И таких точно немало — они уже стали заметной частью дилерского бизнеса. Впрочем, нет сомнений, что что-то придумают и в этой ситуации — был бы алгоритм понятен, а пути его обхода всегда найдутся.

А теперь давайте порассуждаем, какая польза рынку и автобизнесу от новых правил?

Лично я, если честно, не вижу ничего такого, что может прям сильно повлиять на рынок из-за этих изменений. Всегда стараюсь в рассуждениях мыслить не эмоциями, а элементарной логикой, и вот к чему прихожу. Прежде всего, количество продающих свои автомобили явно никак не изменится из-за появления нового Закона. А сможет ли рынок автомобилей с пробегом стать больше, если продавцов не станет больше? Вопрос как будто бы с очевидным ответом.

Ну и что касается цен на сами автомобили, то у меня есть уверенность, что новый Закон не позволит ценам стать ниже. Скорее даже наоборот и дальше я поясню эту точку зрения. А пока давайте разберем, на что именно должны повлиять новые правила.

В сделках в формате «физическое лицо – юридическое лицо – физическое лицо» ничего не меняется в принципе и это понятно – закон ведь совсем не про них. Машины по-прежнему можно спокойно продавать и покупать в этом формате.

В сделках в формате «физическое лицо – юридическое лицо – юридическое лицо», в той части, где дилеры перепродают машины друг другу, уже существуют вполне приемлемые алгоритмы работы. Возможно, что часть игроков перейдет на работу по договорам купли-продажи в таких сделках, а возможно и нет. Но на мой взгляд вероятность того, что те дилеры, которые до сих пор полноценно не занялись бизнесом автомобилей с пробегом, с 1-го апреля вдруг яро займутся им, вызывает сомнение. И тут только время рассудит.

А вот в той части, где дилеры продают машины другим юрлицам, которые не являются такими же дилерами, должен произойти прорыв. Имею в виду юрлица, которые являются покупателями для своих нужд, в том числе лизинговые компании. Да, теперь юридическое лицо сможет покупать любые машины с пробегом у дилера без необходимости оплаты НДС сверх стоимости и именно это важно.

Про лизинг. Скорее всего, это не самые большие объемы сделок и, скорее всего, они находятся в дорогом сегменте. Но лизинговых сделок может реально стать больше. А сама возможность продавать в лизинг релевантные автомобили расширит круг потенциальных покупателей и повлечет за собой риск удорожания автомобилей. Об этом я и говорил выше, упоминая вероятность роста цен.

Еще один сектор, который нужно отметить — это корпоративные закупки, то есть покупки юридическими лицами для своих нужд. Теперь можно будет, к примеру, в таксопарк покупать машины с небольшим пробегом от дилеров. Тоже плюс. Но тут есть нюанс — вероятно, прирост в этом сегменте будет за счет смещения фокуса с новых автомобилей на подержанные. Но и это, кстати, не точно — возможно, что такие покупатели это отдельная когорта потребителей и рынок продаж с их помощью просто немного расширится.

Но рассуждая о расширении рынка потребителей, вновь всплывает главный вопрос. А откуда возьмутся автомобили для этого расширения рынка? Ведь мы живём в удивительные времена, когда подорожание автомобилей перестало провоцировать владельцев к их продаже. Люди боятся не успеть совершить адекватную сделку и рискуют остаться без автомобиля.

В старые времена было так — рынок подрос, появилось больше желающих продать свой автомобиль по выгодной цене. А сейчас ситуация иная и отличается она тем, что рынок в последние пару лет рос без остановки в длинном периоде. И, продав свой автомобиль вчера, ты мог не успеть купить за свои деньги автомобиль завтра. И лучший выход из этой ситуации, это просто отложить обновление автомобиля до более спокойных времен.

В сухом остатке моя точка зрения о последствиях нового Закона об отмене двойного НДС для юридических лиц такая. Дорогие автомобили вероятнее всего станут еще дороже, объемы рынка могут прибавить считанные проценты за счет корпоративных продаж, а дилеры и автосалоны вряд ли станут работать из-за этого активнее. В общем, почти ничего не изменится, а все изменения можно будет отнести к статистической погрешности или обычной динамике развивающегося рынка. Но, поживем — увидим!

Артём Самородов
Артём Самородов
https://t.me/protradein Самородов Артем — ведущий российский эксперт с 25 летним стажем в автобизнесе. Прошел путь от выездного закупщика автомобилей с пробегом до ТОП-менеджера в нескольких автохолдингах России. Автор книги-настольного пособия для автобизнеса «Формула Трейд Ин». Со-основатель специализированного издательства «Короче, дилер». Автор тематических статей и публикаций для профильных автобизнес-издательств, а также водитель телеграм-канала @protradein и чатов @protradeinchat.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное