18+

Суббота, 27 апреля, 2024
business.auto.ru
ДомойБлогПоследняя информация об отмене двойного НДС и последствиях для автобизнеса.

Последняя информация об отмене двойного НДС и последствиях для автобизнеса.

Радостную эйфорию от долгожданного события – отмена двойного НДС при перепродаже транспортного средства между двумя юридическими лицами в тех ситуациях, когда первое юридическое лицо приобрело автомобиль у физического лица, как рукой сняло. А ведь еще теплы воспоминания о предвыборной гонке за пост Президента РОАД, когда на одном из важных мероприятий Алексей Подщеколдин гордо и радостно сообщил, что этот многолетний проект наконец то сдвинулся с мертвой точки.

Никто не ждал подвоха. Все верили, что нововведения в налоговый кодекс не затронут старых устоев, но значительно упростят сделки с перепродажей автомобилей между салонами и тем принесут пользу всему рынку. Напомню, что легальные или почти легальные схемы обхода этого недоразумения уже давно и успешно работали на рынке. Кстати, интересно, что чем крупнее игрок, тем более уверенно он пользовался путями обхода налогового кодекса.

Но все хотели прозрачности и легкости. И вот закон принят – это статья 154 НК РФ, пункты 5.1 и 5.2. Новый пункт 5.2 (ранее его не было) как раз относится к той самой отмене НДС при перепродаже между дилерами. А вот изменения пункта 5.1 не всем и не сразу стали заметны. Но они точно добавили рынку прозрачности. Да так, что встряхнули всё автобизнес-сообщество и заставили искать пути выхода из новой, совершенно неожиданной ситуации.

Давайте прочитаем этот самый пункт 5.1 статьи 154 НК РФ в части, относящейся к нам:

«При реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи автомобилей и мотоциклов налоговая база определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей и мотоциклов. При реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, положения настоящего пункта применяются в случае, если такие физические лица являются собственниками, указанных транспортных средств и на них были зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ указанные транспортные средства.»

Новым в этом пункте стало второе предложение, которого ранее не было. А первое предложение, если пересказать простыми словами, говорит об НДС с межценовой разницы на обычных сделках между физическим и юридическим лицами. Кстати, это давно привычная всем схема, но были времена, когда и этого пункта в НК РФ не было и салон не мог купить машину у частника по обычному договору купли-продажи. До принятия закона №251-ФЗ в 2008 году все подобные сделки проходили через комиссионные или агентские договоры.

Возвращаемся ко второму предложению пункта 5.1 и пересказываем его простыми словами. Для того, чтобы НДС в сделке между физическим и юридическим лицами считался с межценовой разницы, физическое лицо-продавец автомобиля должно быть зарегистрировано в ГИБДД, то есть автомобиль должен стоят на учете в ГИБДД именно на этом лице.

Как много в этой фразе для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось! Ну ведь правда? Всего одно новое предложение в Кодексе, а как много вопросов, споров, инструкций и разъяснений оно вызвало. Автохаб провел онлайн-встречу, РОАД провел целую почти конференцию, АвтоБосс и Союз Профессионалов Авторынка готовят встречи. Юристы спорят, бухгалтера волнуются, налоговики думают, автодилеров лихорадит, перекупы не понимают, что делать дальше и надо ли что-то делать.

А все почему? Да потому что альтернативным решением до отмены двойного НДС между автосалонами и была покупка автомобиля по договорам купли-продажи через прослойку-физическое лицо, которое естественно не ставило автомобиль на учет на себя. Ведь право собственности на транспортное средство по Закону переходит именно по договору купли-продажи, а не по факту регистрации в ГИБДД. Кто не в курсе, на этот счет есть даже разъяснения Верховного Суда РФ, которое легко можно найти в сети.

Сегодня большинство автосалонов работают разным образом с абсолютно легитимной юридически схемой, в которой автомобиль поступает на склад не от зарегистрированного в ГИБДД собственника, а от владельца автомобиля на основании договора купли-продажи. Давайте перечислю основные варианты таких поступлений:

  • автомобиль куплен у другого автосалона через физическое лицо;
  • автомобиль куплен у физического лица-профессионального игрока;
  • автомобиль куплен у родственника собственника, который не смог приехать;
  • автомобиль ввезен в РФ из-за границы и не ставился в РФ на учет.

Помимо договора купли-продажи есть еще схема комиссионной работы. Это когда физическое лицо передает автомобиль на продажу автосалону по договору комиссии или агентскому договору. Вот пожалуй и все варианты. И тут важно понимать, что рост доли дилеров на рынке автомобилей с пробегом все последние годы связан напрямую именно с этими схемами.

Для встречи, которую провела Ассоциация РОАД, юридическая компания «Пепеляев Групп» подготовила очень хорошую презентацию с разъяснениями и ответами на ключевые вопросы. Также «Автохаб» провел онлайн-встречу и юристы «Авито» подготовили презентацию, где дали свое видение. Далее в своих пояснениях я буду ссылаться на эти материалы. Личное мнение и иные точки зрения буду помечать дополнительно. А пойдем разбирать нюансы мы именно по вариантам поступлений автомобилей в автосалоны. Итак, приступим.

Важный момент. Все изменения действуют с 1 апреля 2024 года, то есть применяются к операциям по реализации автомобилей и мотоциклов, осуществляемым начиная с даты вступления в силу нового Федерального Закона и их действие не зависит от даты приобретения транспортного средства. Именно так в презентации обозначено у юристов «Пепеляев Групп».

Вариант №1: автомобиль куплен у другого автосалона через физическое лицо. Скорее всего это означает, что менеджер автосалона по закупкам автомобилей с пробегом присмотрел подходящий вариант у другого автосалона, получил деньги на покупку, приобрел автомобиль и сдал его в свой автосалон. Естественно, вся сделка авторизована самим автосалоном и проведена по привычной схеме: «договор на договор».

Пояснение: в такой сделке физическое лицо-продавец не зарегистрировало на себя транспортное средство в ГИБДД. Это означает, что для применения пункта 5.1 статьи 154 НК РФ основания отсутствуют. Если автосалон, работающий на ОСНО, продаст такой автомобиль любому лицу, он должен будет заплатить НДС с полной стоимости автомобиля.

Вариант №2: автомобиль куплен у физического лица-профессионального игрока. Речь идет о сделке, в которой физическое лицо, занимающееся профессиональной перепродажей автомобилей, продало такой автомобиль юридическому лицу-автосалону. Естественно, вся сделка проведена по привычной схеме: «договор на договор».

Пояснение: нет никаких оснований считать такую сделку отличной от варианта №1 со всеми вытекающими последствиями.

Вариант №3: автомобиль куплен у родственника собственника, который не смог приехать. Тут интересная история. К примеру, собственник автомобиля по тем или иным причинам не может приехать в автосалон для личного оформления сделки.  Простой способ решения – договор на родственника и далее договор на автосалон. Но увы, всё это лирика, а по факту налицо классическая схема — «договор на договор». Закон вместе с нами не будет переживать за «деда-инвалида, который не может приехать».

Пояснение: нет никаких оснований считать такую сделку отличной от варианта №1 со всеми вытекающими последствиями.

Вариант №4: автомобиль ввезен в РФ из-за границы и не ставился в РФ на учет. История всем скорее всего привычная. Все, кто привозят автомобили из-за границы, не ставят их на учет в ГИБДД, в этом просто никогда не было смысла. К тому же обычно такие автомобили растаможены не в РФ, а в одной из стран ЕАЭС. И конечно тут действует классическая схема — «договор на договор».

Пояснение: нет никаких оснований считать такую сделку отличной от варианта №1 со всеми вытекающими последствиями.

Все четыре варианты с выкупленными автомобилями мы разобрали и увидели, что по сути применения закона они одинаковые несмотря на уникальность обстоятельств в каждом случае. Но остается еще два важных альтернативных варианта. Первый – это комиссионная или агентская сделка. Второй – это сделка в которой юридическое лицо не является плательщиком НДС.

Комиссионная или Агентская сделка. Во-первых, давайте разберем общими мазками отличие этих договоров. Если почитать ГК РФ, то можно увидеть в чем разница. Комиссионная конструкция подразумевает, что вся ответственность лежит на Комиссионере. А договор Поручения сохраняет ответственность по сделке за Доверителем – лицом, которое дало поручение. Особенность же Агентской схемы в том, что в ней возможно жонглировать правами и обязанностями участников сделки.

Теперь к нюансам. В пункте 5.1 четко указано, что речь идет о перепродаже, то есть сделке в которой надо сперва купить, а затем продать что-то. Читаем без лишних слов выдержку из Кодекса: «при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи». Смотрим на Агентский договор. Что это? Это поручение найти покупателя на товар, а не приобретение с целью перепродажи.

Пояснение: нет очевидных оснований считать такую сделку сделкой купли-продажи со всеми вытекающими последствиями, а значит, ее неуместно трактовать в рамках новых пунктов Кодекса. При этом нужно отметить, что юристы Авито не увидели этих нюансов и в своих разъяснениях сообщили, что нет разницы между вариантами.

Сделка в которой юридическое лицо не является плательщиком НДС. Такое бывает, когда деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, действующее на упрощенной системе налогообложения. Давайте посмотрим, что прописано в пункте 5.2 статьи 154 НК РФ. Там есть прямое указание на обязательность условий для применения новых правил. И первое из этих условий звучит так: на дату приобретения налогоплательщиком автомобиля и (или) мотоцикла их продавец применяет общий режим налогообложения (ОСНО).

Пояснение: нет очевидных оснований считать, что игроки, работающие на упрощенной системе налогообложения могут являться участниками сделок, подходящих под описание новых пунктов Кодекса. А значит, что в отношении их деятельности никаких изменений не произошло.

Думаю, мне удалось разобрать все возможные варианты сделок и вероятные варианты развития событий. Но есть еще один нюанс. Помимо сбора информации из разных источников, мне удалось задать вопросы специализированным налоговым аудиторам и ответ был примерно такой – в целом, все рассуждения имеют под собой логику, но лучше дождаться 1 апреля и ознакомиться с пояснениями от Федеральной Налоговой Службы.

Какие выводы? Бизнес конечно же ждать 1 апреля не может, ибо вместе с поступлением разъяснений наступят и последствия от изменений НК РФ. Остается только одно –продавать все товарные запасы, в которых мы видим риски попадания под действие новых правил.

 

Артём Самородов
Артём Самородов
https://t.me/protradein Самородов Артем — ведущий российский эксперт с 25 летним стажем в автобизнесе. Прошел путь от выездного закупщика автомобилей с пробегом до ТОП-менеджера в нескольких автохолдингах России. Автор книги-настольного пособия для автобизнеса «Формула Трейд Ин». Со-основатель специализированного издательства «Короче, дилер». Автор тематических статей и публикаций для профильных автобизнес-издательств, а также водитель телеграм-канала @protradein и чатов @protradeinchat.
Тандем Трэк — перевозка легковых автомобилей автовозами по России
- Реклама -yandex.zen

Популярное