Обеспечение проактивного уровня обслуживания клиентов и превращение разовых покупок в постоянные доходы
Современные автомобили — это подключенное к Интернету потребительское электронное устройство в той же степени, что и техническое устройство. Они работают на централизованном компьютере, подключенном к облаку для сбора и передачи сложных потоков данных. Бортовые датчики позволяют дилерам/производителям следить за автомобилями в режиме реального времени, собирая информацию о работе автомобиля, передавая ее в облако и оценивая любые риски потенциальных сбоев в работе аппаратных или программных систем. Если проблема обнаружена, обновления по беспроводной связи часто могут исправить ее «на лету».
Двустороннее подключение также позволяет клиентам приобретать повышение производительности, превращая разовые покупки в постоянный поток доходов.
Большая возможность для OEM-производителей заключается в том, чтобы стать надежным партнером для потребителей, предлагая непрекращающийся набор услуг, использующихся при их взаимодействии с мобильностью и транспортировкой в течение дня и во всех различных системах, с которыми им приходится взаимодействовать. Цифровое шасси делает это возможным не только в момент производства автомобиля, но и на протяжении всего срока службы и во всех взаимодействиях с этим потребителем. Возможность подключения не ограничивается облаками. Это связь между брендом и потребителем, которая представляет собой нечто большее, чем одна транзакция. Я, конечно, не хочу недооценивать преимущества стоимости и эффективности, но это дает еще большую ценность.
Тара Пракрия
Генеральный менеджер, Майкрософт
Дополнительные данные
72%
72% дилеров говорят, что автоматизация и технология искусственного интеллекта помогут расширить возможности сотрудников и повысить удовлетворенность потребителей без сокращения штата.
Technology and Transformation of Retail Study, Cox Automotive’s, 2019
49%
49% руководителей и 42% потребителей считают OEM крупными победителями в борьбе за прямые отношения с клиентами.
Global Automotive Executive Survey, KPMG, 2019
62%
62% клиентов ожидают, что компании будут адаптироваться в зависимости от их действий или поведения. В том же исследовании было установлено, что только 47% клиентов считают, что сегодня они получают такой уровень персонализации.
The New Rules Of Customer Engagement: Key Trends from Global Research, Salesforce, 2019
Возможный сценарий:
Джамал— представитель службы поддержки клиентов в автосалоне. Он отвечает за все постпродажные услуги. В течение одного дня он занимается различными аспектами взаимодействия с клиентами, начиная с оформления и обслуживания и заканчивая продажами и лояльностью. Джамал использует систему управления дилерами для мониторинга всех транспортных средств на парковке, а также всех проданных, арендованных и подписочных автомобилей. Система предоставляет интерфейс для просмотра цифрового двойника каждого автомобиля и общения с отдельными владельцами. Платформа поддерживает полное видение клиентов, что помогает предвидеть потребности в техническом обслуживании и обеспечивает проактивный уровень обслуживания.
1
Частью работы Джамала является привлечение владельцев и обучение работе с новыми автомобилями. Это включает в себя личное обучение использованию цифровых функций автомобиля и связанного с ним мобильного приложения. Во время сопровождения клиентов Джамал также отвечает за помощь им в регистрации «цифрового близнеца» автомобиля, что требует от них простого сканирования VIN-номера транспортного средства камерой в приложении. Имея цифровую копию, как владелец, так и дилер могут следить за состоянием автомобиля и быстро диагностировать любые проблемы по мере их возникновения.
2
В рамках платформы управления дилерами Джамал может получить доступ к сервисной приборной панели, которая отслеживает прошлые и текущие данные, чтобы предвидеть, когда автомобиль нуждается в плановом техническом обслуживании, например, замене масла или вращениях шин. Джамал использует ассистента AI для мониторинга списка и автоматической отправки уведомлений клиентам, когда их автомобиль должен быть доставлен, предлагая время, основанное на предыдущих встречах. В зависимости от услуги, владельцы могут дополнительно заплатить за то, чтобы мобильный техник выполнил работу у них дома или в офисе. Инструмент планирования синхронизируется с отделом сервиса и техобслуживания, чтобы убедиться, что у них под рукой есть нужные запчасти и расходные материалы, и что они укомплектованы соответствующим образом.
3
Джамал получает уведомление, информирующее его о том, что один из сданных в аренду автомобилей был помечен красным флажком. Бортовые датчики заметили потенциально опасное нарушение работы. Джамал немедленно уведомляет водителя по электронной почте, с помощью текстовых сообщений и дисплея приборной панели. Водитель видит сообщения и отвечает на них нажатием кнопки на информационно-развлекательном экране и мгновенно подключается к Джамалу по голосовой связи. Тот говорит водителю остановиться в безопасном месте в ожидании помощи на дороге. Джамал может одновременно работать со своей сервисной командой, чтобы отправить ближайшего полевого техника, чтобы свести к минимуму ожидание.
4
Локальные данные по сетям дилеров и водителей автоматически собирается в одноцелое и отправляются производителю для анализа. OEM-производитель может отследить большую проблему в тормозной системе конкретной модели и приступить к работе над программным патчем, который может быть затем распространен по всей стране. По мере распространения этого обновления Джамал также отправляет личные сообщения своим клиентам, инструктируя их связаться, если возникнут какие-либо вопросы.
5
Джамал отвечает на электронное письмо от владельца с вопросом о том, как лучше всего установить аксессуар послепродажного обслуживания. Он может отправить им ссылку на пошаговое руководство, которое накладывает соответствующую информацию на автомобиль с помощью AR-функции через OEM-приложение. Дома владелец может использовать мобильное приложение, чтобы получить пошаговую демонстрацию с эффектом присутствия. Джамал призывает владельца создать свое собственное руководство по AR и внести свой вклад в быстрорастущее и динамичное сообщество других владельцев, заинтересованных в проведении собственного обслуживания и/или модификаций.
6
Для развития долгосрочных отношений, Джамал способен вознаграждать лояльных клиентов за позитивное поведение, такое как безопасное вождение или активное участие в сообществе водителей. Джамал может связаться с водителями и поделиться такими преимуществами, как скидки на обслуживание, цифровые пакеты для обновления функций автомобиля или доступ к различным моделям для отдыха в выходные дни. Используя инструмент сегментации аудитории в своей платформе CRM, Джамал может также определить владельцев, которые могут быть открыты для допродаж. Система может генерировать персонализированный пакет контента, приложений и услуг как от OEM-производителя, так и от более широкого рынка на основе индивидуальных профилей водителей для создания уникальной экосистемы ценностей как для владельцев, так и для партнеров.
Чеклист цифровой трансформации
- Предвосхищать потребности клиентов и предоставлять персонализированные услуги и решения.
- Сократить перерывы, вызванные потенциальными проблемами до их возникновения.
- Привлекать клиентов на протяжении всего жизненного цикла продукта.
- Преобразоваться в компанию, работающую с программным обеспечением, которая может напрямую связываться со своими клиентами.
- Превратить одноразовые покупки в постоянные и повысить доходов за счет допродаж и перекрестных продаж.
- Награждать потребителей за позитивное поведение, такое как безопасное вождение, своевременные платежи или обмен информацией об их поведении во время вождения, а также за другие персональные данные, способствуя взаимовыгодному обмену.
Что думают по этому поводу эксперты? Мы обратились к нескольким авторитетным специалистам за мнениями.
Кирилл Новиков
генеральный директор Kodix Automotive
— Сегодня автомобиль является уже больше, чем просто средством передвижения, предоставляя своим владельцам различные сервисы. Я развитие этого тренда вижу в двух возможных направлениях. Так, если это сервисы вида мобильных приложений, то этот рынок уже поделен между Apple и Google, и автопроизводителю встроиться сюда со своей экосистемой или маркетплейсом, на мой взгляд, будет сложно. Даже садясь в авто, я вряд ли перейду с Apple или Google на альтернативы знакомых мне приложений внутри автомобиля. Поэтому тут более вероятен сценарий, когда сами автопроизводители интегрируют экосистемы Apple и Google — мы уже видим как это реализовано в виде Apple CarPlay, например, в ряде моделей заявляемой как УТП. Важно исходить из удобства потребителей, которые, как правило, выбирают одну экосистему, чтобы она была и в смартфоне, и в авто. В разных девайсах гораздо комфортнее использовать уже знакомое приложение и интерфейс и более того уже сохраненные настройки, например, адреса и маршруты.
Второе направление — допродажа опций автомобиля и их активация дистанционно, видится мне интересным и перспективным. Покупателю, в таком случае, проще принять решение о приобретении автомобиля в моменте. Не нужно долго раздумывать по поводу опций, можно взять минимально доступные из них, а об остальных решить позже. Особенно интересно, если какие-то опции можно будет, например, арендовать или оформить временную подписку, а не приобретать навсегда. Такое развитие событий, несомненно, повлияет и на процесс продажи — алгоритм упростится за счет того, что давление на клиента уменьшится. Автомобили будут продаваться в базовых комплектациях, а далее менеджеры будут выстраивать процесс взаимодействия для допродажи тех или иных опций. В этом случае, сделка становится “растянутой” и важно сохранять контакт с покупателями, используя для этого соответствующие маркетинговые инструменты. В сочетании подпиской на авто это становится особенно интересным!
На мой взгляд, этот тренд подчёркивает, что необходимо уже сегодня учиться взаимодействовать с клиентом и продавать ему именно дистанционно, без физического контакта. Потому как рынок действительно сейчас идет к допродажам и активациям опций без визита в салон. Мы, в свою очередь, разрабатываем инструменты, которые помогают учиться и выстраивать онлайн-взаимодействие с покупателем.
Но не могу не отметить, что так называемое «подключенное» владение автомобилем накладывает на автопроизводителей двойную ответственность относительно безопасности. Дело в том, что уже сегодня есть автомобили, мощность двигателей которых автивируется программным образом. Пока это делается непосредственно в салоне, однако известно немало случаев незаконного взлома и перепрошивки такой системы авто. Поэтому важно, чтобы за новшествами и системами стояли гарантии производителя, потому как под сомнением может оказаться управляемость, ходовые качества автомобиля и безопасность водителя.
Тем не менее, на сегодняшний день автобизнес и автомаркетинг очень интересно развиваются — мы все ближе к тому, чтобы продавать не автомобиль, который клиент увидел на сайте или в салоне, а отдельную опцию, которой у него еще нет. И учитывая тренды на повышающуюся персонализацию рекламы, очень интересно, к чему мы в итоге придем. Представляю рекламную вставку в Youtube морозным зимним утром “подпишись на обогрев руля в твоём авто всего за 299р в месяц!”
Павел Червяков,
руководитель отдела продаж «АВИЛОН.Volvo»
Тренд на электрофикацию и гаджитизацию – общемировая практика. Смартфоны заменили нам прочие гаджеты, автомобильный рынок движется в этом же направлении. Машины будут содержать в себе гораздо больший перечень услуг благодаря цифровым технологиям: от привычного перемещения из точки А в точку В автомобиль становится умным гаджетом. Сейчас автомобили имеют возможность не только раздавать интернет, но и способны полностью проанализировать и диагностировать свое техническое состояние без подключенных на сервисе приборов. Даже находясь в движении, машина «следит» за своими системами и извещает о сбоях водителя и даже производителя. Этот тренд и дальше будет развиваться. Например, Volvo работает над разработкой проекта, в котором все автомобили бренда будут связаны в одну сеть: машины будут понимать удаление друг от друга, а также будут связаны с инфраструктурой городов — светофорами, станциями зарядки и заправками. Этот проект уже тестируется на глобальном уровне. Прежде всего это делается для удобства и безопасности.
Вероятно, в Россию данные инновации придут с опозданием. Основная причина — отсутствие инфраструктуры. Для развития таких нейросетей в России необходимы огромные инвестиции, которые адаптируют инфраструктуру города для подобных инноваций. Вопрос распространения подобных технологий в России остается открытым.
Для производителей на фоне гаджетизации автомобилей роль никак не изменится – заводы как создавали машины, так и будут их создавать. Единственное, для этого все больше нужно привлекать IT-специалистов и высокоточных программистов. Помимо необходимости в создании автомобилей с ходовыми характеристиками, надо разработать потрясающе сложное ПО, которое будет управлять всеми процессами. Роль дилеров в данной ситуации так же глобально не изменится. Предполагаю, сократится диагностическое обслуживание. Умная машина, продиагностировав себя, приезжает на сервис и сразу сообщает о проблеме специалисту. Дилер не тратит время на поиски очага причины. Мастер сразу может приступить к устранению неполадок. Это сокращает время и издержки. В перспективе возможно, что количество заездов на сервис сократится, если говорить об обеспечении и электронике: исправить неполадки в машине можно будет дистанционно. Уже сейчас, например, автомобили приезжают в дилерский сервис и автоматически подключаются к WI-FI-каналу, по которому производятся работы по обновлению ПО. Для обновления системы не нужно включать компьютер, все происходит дистанционно.
Алексей Ермилов,
директор департамента по маркетингу и рекламе ГК «АвтоСпецЦентр»
Главную роль в применении IT-технологий в автомобильной промышленности играют автопроизводители. Встроенная навигация и мультимедийная система уже входят в комплектацию авто. Разработка новых сервисов, упрощающих взаимодействие с автомобилем, продолжается. Подключение к интернету поможет автовладельцам всегда быть на связи с автомобилем: удаленное управление, отслеживание местоположения, автоматический вызов технических служб. IT дает возможность персонализировать услугу страхования. Сбор данных о манере вождения поможет формировать индивидуальное страховое предложение для каждого автомобилиста. Подключенный автомобиль позволит автоматически оплачивать парковку и заправку, используя банковскую карту владельца. В перспективе задача автопрома – приблизить транспорт к возможности автономного передвижения. Производители чаще интегрируют облачные технологии в автомобили премиум-класса, а в авто средней ценовой категории такие услуги остаются редкостью. Но постепенно автопром будет менять эту тенденцию. В России в пример можно привести государственную систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». Пока это простой терминал для передачи координат автомобиля в случае ДТП, но ведется разработка и других подключенных сервисов. Например, «АвтоВАЗ» работает над созданием новой платформы для интеграции облачных систем, Яндекс усовершенствует свою технологию автопилотирования. Есть мнение, что в будущем люди откажутся от покупки автомобилей в личную собственность и будут пользоваться каршерингом или авто по подписке. Но коронавирус внес коррективы в эти прогнозы, отсрочив процесс на неопределенное время. Российский авторынок развивается еще медленнее. Автовладельцам нужно больше времени на принятие любых нововведений, особенно когда вопрос касается передачи персональных данных.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.