Со всем ажиотажем СМИ к растущему рынку электромобилей легко упустить из виду тот факт, что в то же время происходит еще одна революция. Они накладываются друг на друга и усиливают друг друга, но в то же время они явно обособлены. Другая революция — это «подключенные» услуги, которые превращают ваш автомобиль в настраиваемое устройство, такое же как и компьютер. Этот сдвиг в архитектуре транспортных средств может значительно изменить то, как мы используем наши автомобили, и принципиальным образом изменить то, как мы их воспринимаем.
Если мы вернемся всего лишь на 15 лет назад, то обнаружим, что в большинстве автомобилей не было даже встроенной спутниковой навигации, не говоря уже об обновляемых системах, которые есть у большинства современных автомобилей. Если вы не разбирались в настройке автомобилей или не знали тех, кто разбирается, то ваш автомобиль оставался практически неизменным на протяжении всего срока эксплуатации, а обновления были в основном механическими. Позже появились автомобильные информационно-развлекательные системы со встроенными навигаторами, которые получали информацию о дорожном движении в реальном времени по радиосигналу или по встроенному каналу передачи данных. Карты спутниковой навигации можно было обновлять, но стоило это дорого и происходило через диск или USB.
Сейчас все больше и больше функций автомобиля ложится на плечи электроники. Автоматический климат-контроль, автоматическое торможение, адаптивный круиз-контроль и даже само управление двигателем. Автомобили с ДВС могут улучшить свои характеристики благодаря обновлению программного обеспечения, тот самый «чип-тюнинг». В частности, автомобили с турбонаддувом могут иметь ощутимо большую мощность, которая достигается простым изменением программы. Однако электромобили предоставляют возможности для большей мощности и эффективности по сравнению с автомобилями с ДВС. Сейчас автомобили получают обновления программного обеспечения, которые дают гораздо больше, чем предоставление последних навигационных карт. Добавляются новые развлекательные функции и даже повышается эффективность автомобиля, а само обновление происходит через беспроводную передачу данных подобно обновлению ОС вашего смартфона.
Тесла является следующей ступенью развития подключенных автомобилей, показывая насколько связаны две эти области. Любой владелец Tesla скажет вам, что обновление для его автомобиля выходит практически каждую неделю. И это обновление — не только исправление ошибок, но и новые возможности, фишки. Появляются новые развлекательные онлайн-сервисы, игры, функции эффективности и безопасности, таких как камера для слепых зон, добавленная в конце 2021 года. Бета-версия FSD появилась в некоторых регионах, и владельцам автомобилей не нужно было ничего дополнительно платить, если они приобрели свой автомобиль с услугой обновления в самом начале. Люди, которые принимают участие в бета-тестировании просто получают эту функцию в виде обновления программного обеспечения.
Другие производители транспортных средств, в том числе Polestar, Volvo и Volkswagen Group так же запускают подобные «беспроводные» обновления. Тем не менее ни один из этих производителей не предлагает столько же возможностей при обновление как Tesla. По крайней мере, они начинают использовать преимущества, которые может предложить «подключенный» автомобиль. Polestar и Volvo начали использовать ОС Android Automotive в своих автомобилях для предоставления функций «подключенного» автомобиля. Эти компании понимают, что автомобиль теперь является гаджетом, таким же как и ваш смартфон. Это чуждая концепция для традиционных автопроизводителей, но даже они понимают, что для их автомобилей важно оставаться привлекательными для клиентов в будущем и идти в ногу со временем.
По-настоящему «подключенный»автомобиль открывает огромный набор возможностей для автомобиля, предоставляемых извне. Одним из игроков на этом рынке является BlackBerry. Когда-то этот бренд был синонимом смартфонов с клавиатурой, столь любимых в бизнес-сообществе.
BlackBerry приобрела Unix-подобную ОС под названием QNX в 2010 году, которую изначально использовала в планшете BlackBerry PlayBook. QNX также используется для автомобильной телематики с начала 2000-х годов и сейчас она используется в более чем 195 миллионах автомобилей. Буквально недавно BMW заявил, что будет использовать QNX в своих автомобилях для того чтобы обеспечить автономные функции 2 и 2+ уровня. BlackBerry QNX называют «iOS для автомобилей».
Сегодня многие считают Apple Car Play и Android Auto неотъемлемым атрибутом современного автомобиля, позволяющим вывести навигационные, развлекательные и коммуникационные функции вашего телефона на информационно-развлекательный дисплей автомобиля. Хоть это может обеспечить лучшее GPS-соединение со смартфоном через встроенный в автомобиль приемник, в большинстве других аспектов Car Play и Android Auto не предоставляют преимуществ «подключенного» автомобиля. Ваш смартфон не будет взаимодействовать с другими автомобильными датчиками, поэтому не сможет, например, автоматически предложить точки зарядки для электромобиля на основе текущего оставшегося запаса хода. Так же большинство систем не передают информацию со смартфона на проекционный дисплей.
Стоит отметить, что Tesla даже не поддерживает Car Play и Android Auto. И вы не будете нуждаться в них так как встроенных функций автомобиля хватает с головой. Вы по-прежнему можете легко отправлять пункты назначения с карт вашего смартфона в свой автомобиль, использовать телефон в качестве ключа и управлять функциями автомобиля, в том числе запуск обновлений программного обеспечения и использование встроенных камер автомобиля в качестве системы видеонаблюдения в режиме реального времени. Очень полезно иметь доступ к функциям автомобиля через смартфон, но не обязательно, чтобы он работал внутри автомобиля, если собственные «подключенные» функции автомобиля достаточно хороши.
Автомобили, которые со временем улучшаются с помощью обновлений программного обеспечения, будут все чаще заставлять автомобили без этой возможности выглядеть невероятно устаревшими. Маловероятно, что в будущем можно будет производить «неподключенные» автомобили, за исключением абсолютно бюджетного сегмента рынка. Вероятно уже в следующем десятилетии автономное вождение станет одной из главных особенностью «подключенных»автомобилей. Вы сможете отправить свою машину к вашему текущему местоположению или даже отправить ее, чтобы забрать кого-то из другого места. Будущее автомобилей уже связано с электроэнергией, но это также будет многофункциональное «подключенное» будущее.