18+

Понедельник, 15 июля, 2024
business.auto.ru
ДомойМнение экспертаСитуация на рынке автозапчастей. Тренды, прогнозы.

Ситуация на рынке автозапчастей. Тренды, прогнозы.

Как обстоят дела на рынке автомобильных запчастей? Мы спросили экспертов автомобильного и смежных бизнесов поделиться своими мнениями и дать прогнозы.

Юлия Манн,
генеральный директор MedMap

Благодаря параллельному импорту часть запчастей от брендов, покинувших российский рынок, по-прежнему закупается и успешно реализуется, что позволяет автовладельцам приобретать оригинальные запчасти в других местах, не только у официальных дилеров.

Растет доля запчастей под собственными торговыми марками. В основном такие запчасти импортируются из Турции и Китая. Это открывает возможность предложить альтернативные варианты по более доступной цене.
Ассортимент запчастей сократился, но на рынке все еще присутствуют самые популярные и востребованные детали.

Восприятие аналогов существенно не изменилось. Часть автовладельцев и сотрудников СТО продолжает относиться к ним с недоверием из-за предпочтения оригинальных запчастей. Однако появился больший выбор качественных недорогих аналогов, благодаря чему можно сэкономить на ремонте без потери качества.

В условиях подорожания запчастей и экономических трудностей у многих автовладельцев спрос на эконом-сегмент запчастей растет. Продажи эконом-сегмента сейчас составляют около 60%, в то время как продажи премиальных брендов и оригинальных запчастей снизились до 25%.

Продолжает существовать проблема контрафактных запчастей, особенно в оригинальном сегменте и сегменте премиум-брендов. Небольшие игроки на рынке и интернет-магазины часто продают поддельные копии, которые могут быть сложно отличить от оригинальных запчастей.

Рынок запчастей постоянно развивается, и в дальнейшем можно ожидать дальнейшего роста доли собственных торговых марок, увеличения выбора качественных аналогов и более строгой борьбы с контрафактом. Важно для автовладельцев и предприятий в сфере автосервиса обращаться к надежным поставщикам и проявлять бдительность при покупке запчастей.

 

Роман Тимашов,
директор по сервисному обслуживанию АВТОДОМ Алтуфьево

Ситуация с запчастями в России на данный момент значительно лучше, чем летом прошлого года, когда наблюдалась нехватка комплектующих, вызванная санкционной политикой западных стран.

Сейчас по схеме параллельного импорта в Россию поставляются расходные материалы практически для всех автомобильных марок. В наличии есть фильтры, колесные диски, тормозные колодки, а также лобовые стекла, фары, бамперы и многое другое.

Определенные затруднения сохраняются с поставками сложных узлов и некоторых кузовных запчастей. В их числе двигатели в сборе, головки блока цилиндров, агрегаты трансмиссии. Сроки поставок этих комплектующих могут составлять от 60 дней до полугода.

При этом стоимость уникальных автомобильных запчастей находится в прямой зависимости от курсов валют, и, по сравнению с началом 2022 года, увеличилась, в среднем, в два раза. На данный момент предпосылок к снижению стоимости автозапчастей в России не наблюдается.

Что касается контрафактных автозапчастей, то они встречаются в продаже преимущественно у неофициальных продавцов. Установка контрафактных запчастей может привести к поломке автомобиля и дорогостоящему ремонту.

ГК АВТОДОМ сотрудничает только с проверенными поставщиками запчастей, что позволяет гарантировать их высокое качество.

Alex Verner,
руководитель пресс-службы Motorherz GmbH

За последний год ситуация на рынке автозапчастей успела стабилизироваться, несмотря на изменения в логистических цепочках и разрывы торговых отношений с некоторыми зарубежными производителями. Спрос на запчасти остается в целом высок и тенденций к его снижению нет. Отсутствие выбора при покупке новых автомобилей и постоянное повышение цен вынуждает россиян как можно дольше сохранять свои машины в технически исправном состоянии.

В настоящее время дефицита запчастей на российском рынке нет. Уход некоторых зарубежных игроков просто перераспределил доли оставшихся участников.Есть все необходимое для проведения технического обслуживания автомобиля. Расходные материалы и комплектующие надлежащего качества доступны в полном объеме.
Не так редко в тематических изданиях стал встречаться термин «контрафакт» применительно к запчастям. Автопроизводители порой приравнивают агрегаты не в оригинальной упаковке к контрафакту. Но в понимании обывателя это слово обозначает подделку.

Вероятно, использование термина «контрафакт» — фальсификат, продукт созданный с нарушением закона — не совсем корректно. Более точными категориями являются «оригиналы» — продукция под брендом автопроизводителя, и «аналоги» — запчасти под прочими торговыми марками.

Стоит помнить, что автопроизводители не изготавливают запчасти сами, а упаковывают в свои коробки детали поставщиков. Это один из основных источников их дохода. Таким образом, в коробке с аналогом может лежать тот же самый оригинальный агрегат, но по более низкой цене и с таким же гарантийным сроком.

Сегодня в продаже сложно найти откровенные подделки, особенно в наиболее вероятных местах покупки — известных интернет-площадках и розничных сетях. Серьезные производители запасных частей дорожат своим именем и принимают необходимые меры для подтверждения подлинности своего товара.

Тенденция к увеличению продаж аналогов на рынке наблюдается уже многие годы. Это связано с более низкой стоимостью при сопоставимом, а иногда и идентичном, качестве запасной части. Поэтому аналоги часто выбираются потребителем, что подтверждается нашим многолетним опытом продаж в России и за рубежом.

Александр Чепелев,
директор по послепродажному обслуживанию автохолдинга «КЛЮЧАВТО»

На данный момент есть три источника поступления оригинальных автозапчастей на рынок России:

— запчасти от официально присутствующих брендов;
— запчасти от отечественных автопроизводителей;
– запчасти, ввезённые с помощью механизма параллельного импорта.

Безусловно, присутствует и контрафакт: из-за сложной перестройки рынка доля контрафакта по отдельным позициям пока достигает 50%.

Цены на автозапчасти переживали сильные скачки в 2022 году, однако весной и летом этого года намечался тренд на снижение. Сейчас автозапчасти дороже, чем в 2022 году, примерно на четверть.

Из-за недавних июльских курсовых изменений снова ожидается рост цен, особенно на автозапчасти для автомобилей европейских, корейских и японских марок, т.к. по ним сменились каналов поставок на более чувствительные к ослаблению рубля.
Во многих случаях увеличились и сроки поставки автозапчастей: до 1-2 мес.

На рассмотрении Госдумы остается инициатива по легитимизации промышленного восстановления автокомпонентов для иномарок. Если законопроект будет принят, на рынке появятся восстановленные запчасти, которые будут доступнее и дешевле.

В целом, чтобы не столкнуться с контрафактом и некачественными автокомпонентами, а также чтобы произвести ремонт и обслуживание автомобиля в четко оговоренные сроки, стоит обращаться в официальный сервис с высоким сервисным коэффициентом склада и с опытными специалистами с широкой технической экспертизой, в частности как в компании КЛЮЧАВТО. В текущей ситуации с курсом, если необходимые запчасти есть в наличии, ремонт лучше не откладывать.

 

Пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр

Курсы валют уже привели к незначительному подорожанию в сегменте запчастей. На ряд расходных материалов цены увеличились на 2-3%. В связи с тем, что большинство комплектующих поставляется из-за границы, их стоимость зависит от курса валют и, если этот показатель будет расти, запчасти могут подорожать еще на 5-10% до конца 2023 года.

Дефицита расходников для технического обслуживания автомобилей не наблюдается.

 

Станислав Сидоров,
генеральный директор Pro Control

1. Оригиналы и контрафакт: Рынок автозапчастей всегда был подвержен проблеме контрафактной продукции. Это влияет не только на легитимные производителей и дистрибьюторов, но и на безопасность потребителей, поскольку поддельные запчасти обычно ниже качеством.

По проведённым нами исследованиям, доля контрафактных запчастей на рынке России на начало 2023 года составила не менее 30% от общего оборота.

Последние тенденции, такие как использование НЕ копируемых QR-кодов компанией Pro Control, направлены на борьбу с этой проблемой. QR-коды помогают потребителям подтвердить подлинность продукции, проверяя её происхождение и другие важные данные.

2. Параллельный импорт: Параллельный импорт, или серый импорт, продолжает быть важной частью российского рынка автозапчастей. Это связано с тем, что многие запчасти импортируются из-за рубежа, и большинство дистрибьюторов сегодня ищут способы обойти официальные каналы (которые в большинстве своём сегодня закрыты из-за санкций) для удовлетворения потребностей российского рынка. Немалое количество запчастей сегодня идёт через Бишкек, как и самих автомобилей. Логистика через Казахстан как-то не заладилась в 2023 году.

3. Цены: Цены на автозапчасти варьируются в зависимости от различных факторов, включая курс валюты, изменения в политике параллельного импорта, а также различия в спросе и предложении на различные типы автозапчастей, ну и само собой санкции дают о себе знать. В среднем на рынке запчасти подорожали на 20%-30% по сравнению с начала лета 2022 года. Все эти факторы влияют на конечную цену, которую в итоге платит потребитель.

4. Тренды: Одним из ключевых трендов в этой отрасли является увеличение использования цифровых технологий, включая электронную коммерцию(маркетплейсы) и защищенную маркировку, для облегчения дистрибуции и проверки подлинности автозапчастей. Другой важный тренд — это увеличение спроса на запчасти для электромобилей и гибридных автомобилей, поскольку эти типы автомобилей становятся все более популярными(не смотря на то, что налог на гибридные автомобили с этого года считается «по особенному».

 

Максим Дорофеев,
собственник и директор компании ДОМАКС

Моя компания занимается доставкой и таможней товаров из Китая и других стран, в том числе по параллельному импорту.
Среди наших клиентов есть несколько компаний закупающих запчасти.

Могу рассказать ситуацию с этой стороны.
Одно время завозили по параллельному импорту запчасти европейских брендов из Казахстана. Закупали из у казахстанских дилеров. В Казахстане дилеры очень быстро подняли цены на запчасти. Потому что вырос спрос, кроме того у них усложнилась логистика. Они стали возить через Турцию. Кроме того, автопроизводители стали жестче контролировать, в какую страну в итоге попадают запчасти.

Были например запросы на поставку двигателей. На это Европа ввела требование предоставить скан ПТС автомобиля, который подтверждает регистрацию авто в Казахстане. Без этого двигатель было невозможно заказать.

Кроме того есть опыт работы с запчастями из Китая.

В большинстве случаев брендированные запчасти легально нельзя вывезти из Китая. В Китае есть реестр брендов, которые можно вывезти за пределы Китая только при наличии разрешения от владельца торговой марки. Большинство автомобильных брендов есть в этом реестре. Без такого документа китайская таможня не разрешит вывоз запчастей.

Получается ввезти в Россию по параллельному импорту можно, а вывезти из Китая нельзя.

У небрендированных запчастей с точки зрения логистики и таможни проблем нет. Но в последнее время стала возникать другая сложность. Производители в Китае понимают зависимость России от Китая и начинают понемногу «выкручивать руки», повышать цены. Некоторые так и говорят: «Вам все равно некуда идти».

Мой прогноз такой — в России будет расти количество запчастей китайского производства.

Часть из них будут низкого качества, но будут и качественные. Со временем будут формироваться узнаваемые китайские бренды, а также российские бренды, произведенные в Китае.

Оригинальные запчасти будут завозиться в Россию чаще всего нелегальным путем и будут очень дорогие.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное