В автомобильной сфере развиваются две явные тенденции: первая — это отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход к аккумуляторным автомобилям, а вторая — стремление к автономности. Автомобили, которые могут управлять собой самостоятельно, разрабатывают Waymo и другие компании, а такие автопроизводители, как Tesla, хвастаются своими функциями помощи водителю.
Одна из компаний, планирующая работать на пересечении этих тенденций, называется Lightmatter, и она собирается создать «мозг» прототипа самоуправляемого автомобиля. Микрочипы компании выделяют ее среди других компаний технологической отрасли: чипы, которые будут выполнять вычисления в этом экспериментальном самоуправляемом автомобиле, будут основаны на свете, в отличие от традиционных чипов, использующих электроны и транзисторы.
Компания совместно с Гарвардским и Бостонским университетами получила финансирование в размере 4,8 миллиона долларов от американской правительственной организации IARPA (Intelligence Advanced Research Projects Activity или Агентство передовых исследований в сфере разведки), которая финансирует различные важные научные исследования.
Lightmatter, в отличие от таких компаний, как Zoox или Rivian, определенно не является автомобильной или транспортной компанией, поэтому не ожидайте увидеть на шоссе автомобили под брендом Lightmatter. Это компания по производству чипов, и фотонные чипы, которые они делают, специально направлены на эффективное питание вычислений искусственного интеллекта.
«Мы создаем нечто, что не является процессором общего назначения — это процессор, нацеленный на искусственный интеллект», — говорит Николас Харрис, генеральный директор и соучредитель компании Lightmatter. Для запуска нейронных сетей, которые могут выполнять задачи ИИ, например, такие, как обработка компьютерного зрения, требуется математика. «Это много умножения и сложения, и это много перемещения данных по чипу на очень высоких скоростях — поэтому мы выполняем все эти операции с помощью интегрированной фотоники», — говорит он.
В фотонных чипах используются световые волны, в то время как традиционные компьютерные чипы основаны на электрических схемах и транзисторах», — объясняет Аджай Джоши, доцент Бостонского университета, который также участвует в проекте.
Так зачем же пытаться использовать световые чипы в самоуправляемом автомобиле, даже в качестве эксперимента? Поскольку компания Lightmatter может похвастаться тем, что ее чипы быстрее и эффективнее традиционных, идея заключается в том, что работа «мозга» самодвижущегося автомобиля с их чипами позволит более эффективно использовать ограниченные электрические ресурсы на борту автономного автомобиля. «Наше видение, по мере роста рынка автономных автомобилей, заключается в том, что мы собираемся сохранить запас хода батареи, обеспечивая при этом огромное количество вычислений, необходимых для того, чтобы человек имел возможность отпустить руль», — говорит Харрис.
Он добавляет, что их световые чипы будут служить «мозгом» для багги (небольших лёгких автомобилей высокой проходимости для езды по бездорожью). Экспериментальный автомобиль не будет целиком работать на световых чипах (технически система будет представлять собой комбинацию фотонных и традиционных чипов), но часть вычислительного узла, управляющая искусственным интеллектом, будет. Этот «мозг», вероятно, будет руководить «несколькими нейронными сетями, работающими одна за другой», — добавляет он, «помогая автомобилю понять, что видит его система восприятия и что он должен делать дальше».
Компания не планирует создавать автомобиль с нуля. «Мы просто купим что-то с полки», — говорит Харрис. «Мы не пытаемся внедрять инновации в автомобиль — это просто мозг». Иными словами, световые чипы могут работать в качестве центрального вычислительного блока для самодвижущегося багги или даже устройства типа гольф-карт. Конечная цель состоит в том, что если этот мозг сможет эффективно выполнять свои ИИ-операции, то самодвижущийся багги сможет делать больше со своими батареями.
Программа IARPA, частью которой является это исследование, называется MicroE4AI. Правительственная организация описывает некоторые цели инициативы следующим образом: «Примеры желаемых результатов этой программы включают разработку навигационных систем на основе искусственного интеллекта для беспилотных автономных транспортных средств, гибридных аналоговых/цифровых/фотонных вычислений, а также усовершенствованной диагностики и обнаружения несанкционированного доступа к микроэлектронным устройствам». Lightmatter — лишь одна из команд, участвующих в программе. Другие организации, такие как General Electric и Университет Пердью, также получили финансирование от IARPA.
По материалам Popular Science.