Федеральная таможенная служба (ФТС) рассылает «письма счастья» россиянам, ввозившим иномарки в 2020-2023 годах. Многие владельцы уже получили уведомления о необходимости доплатить утилизационный сбор, а также начисленные пени. По итогам 2024 года выставлены требования о доплате более чем 2000 гражданам, а общая сумма доначислений составила 535,9 млн рублей.
Если автовладелец ввез авто, официально растаможил, уплатил утилизационный сбор по льготной ставке (до 5200 рублей) и пользовался им не менее года, а затем продал или подарил – вероятность претензий со стороны ФТС крайне низка. Льгота продолжает действовать, и даже изменения таможенного законодательства с 1 августа 2023 года ее не затронули. Однако ситуация иная для тех, кто использовал лазейки в законе и ввозил несколько автомобилей за короткий срок.
Так, наибольшему риску подвергаются граждане, которые за один или несколько лет завозили несколько авто подряд, оформляя их как личные. Некоторые использовали схему, позволяющую сэкономить десятки тысяч долларов. Например, ввозя 5 автомобилей в год по льготной ставке, можно было избежать уплаты полноценного утилизационного сбора, который для юридических лиц мог составлять сотни тысяч рублей. Однако теперь эти граждане получают уведомления с требованием доплатить недостающую сумму. В ряде случаев речь идет о сотнях тысяч и даже миллионах рублей. Некоторые автовладельцы уже выполнили требования ФТС, но другие пытаются оспорить их в судах, ссылаясь на то, что формальное ограничение «один автомобиль в год для личного пользования» появилось только в 2023 году, а закон не имеет обратной силы.
Однако судебная практика показывает обратное. Верховный суд еще в 2019 году постановил, что систематическая продажа автомобилей, ввезенных как личные, является основанием для отказа в льготных ставках (п. 38 постановления Пленума ВС №49 от 26.11.2019). Это дает ФТС юридические основания для пересмотра условий уплаты утилизационного сбора, даже если ввоз происходил до 2023 года.
Дополнительные сложности возникают у тех, кто покупал автомобили у недобросовестных импортеров. Многие частные продавцы декларировали авто по заниженной стоимости, чтобы снизить таможенные пошлины. Сейчас ФТС сверяет эти данные с реестром Минпромторга, где указаны средние рыночные цены на различные модели. Если сумма растаможки значительно ниже заявленной стоимости автомобиля, владельцу могут быть доначислены налоги и сборы, а также пени.
Владельцы автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, могут столкнуться с доначислениями даже спустя годы после покупки. Закон позволяет таможенным органам проверять сведения о растаможке в течение трех лет. При этом покупатель не имеет доступа к инвойсам и таможенным декларациям – эти данные хранятся в архивах ФТС и не предоставляются по запросу.
В случае выявления таких нарушений, электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) может быть аннулирован, что делает авто непригодным для эксплуатации. Покупателям в такой ситуации остается только обращаться в суд и доказывать, что они стали жертвами действий недобросовестных продавцов.
Несмотря на ужесточение контроля, схемы серого импорта продолжают действовать, особенно через страны Таможенного союза. Продавцы активно импортируют автомобили из Киргизии и Армении, где их растаможивают по заниженным ставкам, а затем перепродают в РФ. Многие бренды, не представленные в России, попадают сюда именно по этой схеме. большинство китайцев привозят официальные импортеры, эта схема для брендов, не представленных в РФ. Однако в 2024 году российские власти взяли курс на сокращение подобных лазеек. Государство усиливает контроль за сделками, сверяя инвойсы с реестром рыночных цен и вводя новые механизмы отслеживания автомобилей.
ФТС уже отменила льготное растаможивание электромобилей, а с 1 января 2025 года утилизационный сбор вырос на 10–20% в зависимости от категории транспортного средства. Это приведет к дополнительному росту цен и может еще сильнее сократить объемы ввоза автомобилей по параллельному импорту.
В сложившейся ситуации потребителям важно проявлять максимальную осторожность при покупке автомобиля. Поставщики, предлагающие значительные скидки (до 30% от рыночной стоимости) или требующие полную предоплату на личные карты, могут использовать серые схемы. Проверка репутации продавца, прозрачность оформления сделки и наличие всех необходимых документов помогут избежать рисков и непредвиденных затрат в будущем.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.