Эксперты Авито проанализировали всё ещё экзотический для нашей страны рынок электромобилей. В результате исследования выяснилось, что он растёт, несмотря на невысокую распространенность данного вида транспорта в России.
Рост предложения и спроса. Стабильность цены
Электромобили проникают на российский рынок все активнее. Во II квартале 2019 года предложение увеличилось более чем в два с половиной раза (157,7%), по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Пока что электромобилям принадлежит небольшая часть рынка, что связано, в первую очередь, с трудностью в «заправке»: на всю Россию всего несколько сотен зарядных станций.
Спрос за тот же период увеличился в полтора раза (56,3%). Задача государства — увеличить долю транспорта с таким двигателем до 4-5% к 2025 году с помощью бесплатных парковок, зарядок и скидок на ОСАГО, что способствует развитию рынка электромобилей в России. Этому способствуют и новости об успехах Илона Маска, создателя знаменитой марки Tesla, а также осознание необходимости беречь экологию.
Интересно, что при такой динамике предложения и спроса практически средняя цена электромобиля за год практически не изменилась. Во II квартале 2018 года она составляла 1,01 млн рублей, в I квартале 2019 года – 1,019 млн рублей, а во II квартале 2019 года – 1,006 млн рублей, снизившись на 0,4% за год.
География востребованности и цен
Почти четверть спроса пришлась на Приволжский федеральный округ, почти столько же – на Южный федеральный округ. Это связано с зависимостью функционирования электромобиля от температуры: на морозе его батарея быстро разряжается, поэтому на юге ими интересуются больше всего. Третье место занял Дальневосточный федеральный округ – через него в Россию попадают японские Nissan и другие электромобили. При этом именно этот округ лидирует по доле предложения, которая составила почти 25% от всероссийского значения.
Дороже всего электромобили продаются в Москве и Санкт-Петербурге (велик выбор новых моделей + столичные наценки), а дешевле всего – на Северном Кавказе.
Главные модели авторынка. Уверенное первенство «японцев»
Основным электромобилем российского рынка с большим преимуществом остается японский Nissan Leaf. На него во II квартале 2019 года пришлось 84,3% всего спроса и 86% предложения. На втором месте – американская Tesla Model S, на третьем – еще один «японец», Mitsubishi Minicab. Самой дорогой машиной среди всех моделей, представленных на Авито, является кроссовер Tesla Model X (9,3 миллиона рублей), а самой доступной – Mitsubishi Minicab (458 тыс. рублей).
Кроме того, на сайте встречаются Smart Fortwo (802 тыс. рублей), Nissan NV200 (1,186 млн рублей), Jaguar I-Pace (5,99 млн рублей) и другие модели.
Следует отметить, что несмотря на включение этого вида транспорта в приоритетные направления по внедрению в автопроме, поддерживать импорт электромобилей правительство не намерено. Нулевая ставка пошлины на ввоз автомобилей с электродвигателями, для легкового транспорта перестала действовать в странах ЕАЭС с 1 сентября 2017 года. Помимо этого, замминистра Минпромторга Александр Морозов поставил под сомнение ближайшие перспективы широкого внедрения электрокаров в России, призвав в первую очередь развивать производство транспорта на природном газе, поскольку он на 30% менее энергозатратен.