Вы можете бесплатно прокатиться в автомобиле без водителя по улицам Сан-Франциско. Waymo, компания Google по производству автономных автомобилей, начала испытания в реальных дорожных условиях — это прорыв для данной технологии. Эти автомобили могут дать толчок изменениям, невиданным со времен зарождения Интернета. Влияние на то, как мы живем и работаем, может быть таким же преобразующим, как в прошлом веке, когда Генри Форд запустил первый сборочный конвейер.
Общий объем глобальных инвестиций в технологии автономных транспортных средств уже превышает 200 миллиардов долларов, и эта цифра будет быстро расти по мере усиления конкуренции. В то же время страны по всему миру инвестируют в инфраструктуру, чтобы облегчить производство и внедрение такого транспорта. Пройдет не так много времени, прежде чем коммерческие автопарки перейдут на новые технологии. Любое воздействие на логистическую отрасль создаст эффект домино, который изменит розничную торговлю, коммерцию и, в конечном итоге, все аспекты нашей жизни.
Давайте рассмотрим сценарий, при котором автономные транспортные средства станут такими же вездесущими, как мобильный телефон, и рассмотрим шесть ключевых областей, на которые они могут повлиять.
Автоиндустрия: сдвиг от частного к общественному?
Самоуправляемые автомобили окажут на автомобильную промышленность такое же влияние, какое смартфон оказал на телекоммуникации: масштабное и непредсказуемое. Текущие исследования в области автономных автомобилей в основном сосредоточены на предложениях мобильности как услуги. Это автопарки без водителей, подобные Uber, где автомобиль можно вызвать одним нажатием кнопки. Они будут гораздо более экономичными, поскольку не нужно платить зарплату водителям. Распространение таких вариантов может привести к сокращению числа владельцев частных автомобилей, что окажет влияние на все сферы, от цен на топливо до страхования и даже на структуру государственных доходов.
Дорожные системы: повышение или снижение эффективности?
Эксперты расходятся во мнениях относительно того, какое влияние может оказать технология на дорожную инфраструктуру. Оптимисты предсказывают перестройку и повышение эффективности дорожной системы, при этом время поездок значительно сократится. Перекрестки и слияния больше не будут создавать «эффект аккордеона», что приведет к более плавному движению транспорта. Меньшее количество пробок будет означать меньшее количество выбросов и более безопасные условия вождения, поскольку фактор человеческой ошибки будет устранен.
С другой стороны, прагматики прогнозируют увеличение заторов из-за того, что на дорогах будет больше автомобилей. Кроме того, необходимо учитывать время перехода. Могут пройти десятилетия, прежде чем все автомобили с ручным управлением исчезнут с дорог. Пока сосуществуют автомобили с человеческим управлением и самоуправляемые автомобили, человеческий фактор не может быть полностью устранен.
Дорожная инфраструктура: больше пространства для городского планирования?
Беспилотные автомобили потенциально могут уменьшить потребность в парковочных местах, особенно в перегруженных городских районах. Можно представить себе общественные автопарки, постоянно находящиеся в движении, или даже частные автомобили, которые «отправляются домой» после того, как доставили своих владельцев на работу на целый день. Возможно, градостроители превратят мертвые зоны парковок в парки и игровые площадки, создавая более зеленые города. Строительство и проектирование дорог также изменится, поскольку ожидается, что автономные автомобили будут общаться друг с другом с помощью электроники. Можно ожидать появления новых зарядных станций, вышек мобильной связи и дорожных датчиков, обеспечивающих такую связь.
Логистическая отрасль: новые услуги и бизнес-модели?
Операции цепочки поставок могут иметь широкий спектр потенциальных последствий, влияющих на все — от рабочих мест до безопасности и ценообразования. Логистические компании, уже испытывающие нехватку рабочей силы, могут внедрить автономные технологии быстрее, чем мы думаем. Тем не менее, трудно представить себе дальнемагистральный восемнадцатиколесный транспорт, мчащийся по нашим дорогам без водителя. Более реалистичным было бы предположение, что водитель будет переключаться между автоматическим и ручным режимами во время длительных поездок. Эта отрасль также может расшириться до целого ряда новых коммерческих услуг, таких как розничная торговля и питание во время поездок.
Здоровье человека: равный доступ к мобильности?
Автомобили без водителя сделают мобильность более доступной для тех, кто в настоящее время не может водить машину. Это позволит пожилым людям, людям с ограниченными возможностями и, возможно, даже детям получить более широкий доступ к самостоятельным поездкам. Кроме того, более безопасное передвижение по дорогам в целом снизит вероятность травм в результате аварий. По данным нидерландского журнала Compact, специализирующегося на IT и инновациях, «снижение числа аварий на дорогах на 1% только в США приведет к сокращению расходов более чем на 8 миллиардов долларов в год, что означает значительную выгоду от использования автономных автомобилей всех заинтересованных сторон, включая пользователей транспортных средств».
Однако важно учитывать наличие в обществе криминальных элементов. Преступники могут обладать потенциальными возможностями для взлома такого транспорта и нанесения огромного ущерба жизни и имуществу. Все эти различные сценарии тоже повлияют на медицинское страхование и страхование от несчастных случаев. Кто несет ответственность за страховые выплаты? Кто защищен этой выплатой? Эти вопросы необходимо будет переосмыслить и внедрить новую политику, прежде чем мы сможем внедрить автономные автомобили в сколько-нибудь значительных масштабах.
Рынок труда: Рост новых ролей и навыков?
Как это типично для любой новой технологии, автономные автомобили могут сделать ненужными определенные профессии, создавая при этом новые возможности и необходимость повышения квалификации. Роль водителя может трансформироваться в роль специалиста по автономным автомобилям. Появятся новые роли, такие как техники, удаленные контроллеры и менеджеры услуг, что приведет к появлению новых квалификаций. Необходимая для этого инфраструктура обучения может дать толчок развитию сектора образования.
Повышение производительности или просто больше Netflix?
С таким количеством дополнительного свободного времени во время поездки на работу, повседневная жизнь работников претерпит значительные изменения. По данным Compact, «автоматизированные автомобили могут высвободить до 50 минут в день на каждого пассажира в США, которые раньше отводились на вождение». Эксперты прогнозируют экономический рост, исходя из предположения, что люди будут использовать это время для повышения экономической производительности. Но что если люди будут использовать это время на развлечения?
В конечном счете, успех технологии автоматизированных транспортных средств зависит от стратегий и политики, реализуемых вокруг ее внедрения. Такие факторы, как доверие людей к системе, ее надежность и безопасность, будут влиять на скорость и направление внедрения. Сотрудничество между различными отраслями и заинтересованными сторонами является ключом к управлению этим переходом.
По материалам Forbes.